Лишь за последнюю декаду октября количество погибших в результате столкновений между буддистами и мусульманами в штате Ракхайн на западе Мьянмы достигло 84 человек, еще 129 получили ранения различной степени тяжести. В ходе предыдущей волны столкновений – в июне – погибли более 80 человек. По различным данным, общее число погибших в этом конфликте достигает уже от 170 до 200 человек. Еще больше – раненых, а количество беженцев превышает сотню тысяч человек. По имеющейся информации, лишь в ходе октябрьских столкновений были сожжены 2950 домов, 14 религиозных зданий и восемь мельниц. Однако координатор гуманитарной миссии ООН в Ракхайне Ашок Нигам сообщил, что в результате волнений в конце октября в этом штате на западе Мьянмы были сожжены 4,6 тыс. домов и 22,5 тыс. человек были вынуждены покинуть свои жилища и стать перемещенными лицами. После июньских столкновений в лагерях для перемещенных лиц уже находятся более 75 тыс. человек.
В июне власти Мьянмы ввели в Ракхайне режим чрезвычайного положения и в штате до октября установилось относительное спокойствие, которое держалось на солдатских штыках. Столкновения в июне спровоцировало нападение на мусульман, совершенное группой разъяренных буддистов, мстивших за изнасилование и убийство своей соплеменницы. По некоторым данным, столкновения в октябре произошли из-за отсутствия доступа к гуманитарной помощи. На местах хронически не хватает продовольствия, воды, медикаментов.
В Ракхайне, большинство населения которого составляют буддисты, проживает народность рохинджа. Ее представители исповедуют ислам и являются этническим и религиозным меньшинством. Еще в августе президент Мьянмы Тхейн Сейн распорядился создать независимую комиссию для расследования июньских столкновений между буддистами и мусульманами в Ракхайне. В ее состав вошли 27 представителей религиозных организаций, видные деятели культуры, а возглавил ее бывший генеральный директор министерства по религиозным вопросам Мио Мин. В комиссию также были приглашены известный мьянманский актер Загана, лидер активистов студенческого движения Ко Ко Гай и глава мьянманского отделения неправительственной общественной организации Эгресс Кийо Йин Хлаин. Подписыая указ о создании комиссии, Тхейн Сейн подчеркнул, что глава комиссии будет отчитываться непосредственно перед президентом. Однако с августа в деятельности комиссии нет не только прорывов, но и вообще каких-либо подвижек. Теперь к июньским трагическим событиям присоединились еще и октябрьские.
Еще в августе некоторые влиятельные страны региона настаивали на том, что такая комиссия не должна быть "чисто мьянманской". Однако правительство Мьянмы до сих считает проблему столкновений в штате Ракахйан сугубо внутренним делом.
Стоит отметить, что ООН считает рохинджа одним из наиболее притесняемых этнических меньшинств в мире. В то же время, буддисты в штате Ракхайн называют представителей этой народности нелегальными мигрантами из соседней Бангладеш.
В конце октября генеральный секретарь Ассоциации стран Юго-восточной Азии /АСЕАН/ Сурин Питсуван призвал международное сообщество активнее участвовать в урегулировании конфликта между буддистами и мусульманами. "Если международное сообщество, включая АСЕАН, не сможет прекратить давление, то весь регион может быть дестабилизирован, включая зону Малаккского пролива. Думаю, эта проблема грозит региональными последствиями в области безопасности", – подчеркнул Питсуван.
Между тем, лидер оппозиции Мьянмы, лауреат Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи отказалась комментировать ситуацию в Ракхайне, сославшись на то, что она не будет использовать свое "моральное лидерство" для того, чтобы принимать ту или иную сторону в многогранном и сложном конфликте. Как буддисты, так и мусульмане в Ракхайне разочарованы тем, что она не выступает на их стороне. Вероятно, именно Су Чжи могла бы стать тем человеком, который способен остановить столкновения и кровопролитие. Однако у Су Чжи есть другая политическая задача. В эти дни как раз исполняется два года, как она была выпущена из-под домашнего ареста, который длился с небольшими перерывами четверть века. Первого апреля возглавляемая ею Национальная лига за демократию победила на довыборах в парламент. Она теперь – депутат парламента и посещает с продолжительными визитами Европу и США. Кстати, недавно она дала понять, что, если народ поддержит ее, то она готова стать и президентом после очередных парламентских выборов в 2015 году. А Ракхайн в предвыборном ракурсе – серьезная головная боль, которая может, с одной стороны, отпугнуть от нее многих избирателей в преимущественно буддистской Мьянме, если она поддержит мусульман, а с другой – вызвать сильную критику со стороны многих ее западных сторонников, если она поддержит буддистов. Выбор у Су Чжи очень сложный. Вероятно, именно поэтому она не встает на чью-либо сторону.
Ситуация в Ракхайне способна подорвать позиции президента Тхейна Сейна. Вооруженные силы Мьянмы лишь в январе этого года получили приказ прекратить все наступательные действия в зонах конфликтов с вооруженными этническими группировками. Правительство Мьянмы в начале года заключило перемирие с повстанческой группировкой Каренский национальный союз /КНС/. Соглашение о перемирии было подписано после многочасовых переговоров в административном центре национальной области Кайин /Карен/ городе Пхаан. В конце ноября прошлого года состоялась предварительная встреча между представителями правительства и повстанческих группировок. На ней присутствовали члены Качинской организации независимости /КОН/, Каренского национального союза / КНС/ и "Шанской армии".
В апреле лидеры КНС встретились с Тхейном Сейном и Су Чжи. В ходе встречи власти страны договорились с лидерами союза по параметрам плана мирного урегулирования, призванного укрепить заключенное в январе перемирие. Результатом этих шагов должно стать прекращение одного из самых продолжительных и жестоких этнических конфликтов на планете.
С 1948 года, когда Бирма /бывшее название Мьянмы/ обрела независимость, конфликты между армией и сепаратистами, представляющими различные этнические меньшинства, не утихают. Меньшинства составляют более трети населения страны. Вооруженные конфликты привели к появлению десятков тысяч беженцев, зарегистрированы тысячи нарушений в области прав человека. Так что ситуация в Ракхайне и то, как с ней справятся власти, может повлиять и на развитие событий в других беспокойных регионах Мьянмы.
В начале прошлого года военный режим в Мьянме передал власть гражданскому правительству. В настоящее время оно осторожно проводит реформы, направленные на демократизацию страны. Кстати, урегулирование этнических конфликтов – одно из направлений политики, проводимой гражданским правительством. В этой связи ситуация в штате Ракхайн может подорвать процесс демократизации.
Население штата Ракхайн очень неоднородно, как и в остальных районах Мьянмы. Там проживает бок о бок большое количество народностей. По официальным статистическим данным, всего в Ракхайне 3,18 млн жителей. Однако последняя перепись проводилась здесь в 1983 году. По современным оценкам, население Ракхайна приближается к 3,85 млн человек. Большая часть населения принадлежит к народности ракхайн. Ракхайны проживают на равнинах и на островах. Еще ряд народностей, включая рохинджа, чин, мро, чакма, кхами, дайнет, бенгали и марамагри в основном проживают на холмах, возвышенностях и горах.
В Ракхайне есть две основные подгруппы, исповедующие ислам. Это – араканцы, которые являются бирманским субэтносом, а также рохинджа, относящиеся к бенгальскому субэтносу. Рохинджа проживают в северной части Ракхайна и составляют около четверти от всего населения штата. По имеющимся данным, их численность – около 725 тыс. человек. Именно рохинджа оказались в огне конфликте в штате Ракхайн.
Однозначно одной из главных проблем в Ракхайне является бедность. Она приводит к обострению старых обид, в результате чего вновь и вновь разгораются конфликты. Проблема Ракхайна злободневна, поскольку от нее может зависеть будущее всей Мьянмы. Но пока никто в стране не знает, как к ней подступиться.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.