6 октября завершился суд над бывшим дворецким папы римского Паоло Габриэле, признанным виновным в краже секретных документов понтифика и приговоренным к полутора годам тюремного заключения. Разоблачения Габриэле стали частью громкого скандала, разразившегося после публикации книги итальянского журналиста Джанлуиджи Нуцци «Его Святейшество. Секретные бумаги Бенедикта ХVI». Скандал получил в прессе название «Ватиликс».
Что стоит за скандалом? Обычное ли это отражение борьбы за власть между группировками в Ватикане или речь идёт о чём-то более серьёзном?
Кампания по дискредитации Ватикана началась не вчера, она имеет давние корни. При этом главным объектом критики начиная с 80-х гг. выступала самая закрытая структура Святого Престола – Институт по делам религии (ИДР), известный как Банк Ватикана, неоднократно обвинявшийся в отмывании денег и других незаконных операциях. Важным рубежом в этой критике стал выход в свет в Италии в 2009 г. первой книги Джанлуиджи Нуцци «ООО Ватикан», разоблачавшей тайные финансовые дела Святого Престола. Она была написана на основе 4 тысяч секретных документов Банка Ватикана, переданных автору одним из членов комиссии «по оздоровлению» ИДР, умершим ещё в 2003 г. В книге раскрыта сложная система тайных счетов, которая функционировала в Банке Ватикана с начала 90-х гг. в качестве «банка внутри банка», позволявшего вести отмывку грязных денег итальянских мафиози, бизнесменов и политиков высокого уровня. Тогдашний глава ИДР Калойя не смог воспрепятствовать выходу в свет этой книги (хотя издательству предлагались большие деньги), за что и был снят со своего поста.
Перед новым главой ИДР Готти Тедески, членом влиятельнейшего ордена «Опус Деи», известным в качестве крупного специалиста по «финансовой этике», была поставлена сложная задача – вывести финансы Ватикана на определенный уровень «прозрачности», который позволил бы ещё больше увеличить инвестиционную активность ИДР при сохранении привилегий банка, связанных с особым статусом Святого Престола. Однако деятельность Тедески также закончилась скандалом.
В сентябре 2010 г. итальянские власти заподозрили ИДР в незаконных денежных переводах в немецкий J.P.Morgan Frankfurt и итальянские Banca del Fucino, UniCredit и Intesa SanPaolo. К Банку Ватикана впервые была применена такая строгая мера, как наложение ареста на часть его денежных средств – 23 миллиона евро, а в отношении Тедески было возбуждено уголовное дело, в результате чего он вместе с генеральным директором ИДР Паоло Чиприани оказался под следствием. В ходе следствия наружу стали выплывать факты, свидетельствовавшие о том, что вокруг ИДР идёт борьба двух сил: партии «прозрачности» и партии «теневиков», покрывающих крупных итальянских коррупционеров. Яркими представителями второй партии являются генеральный директор ИДР Паоло Чиприани и завотделом международных отношений итальянского телевидения RAI Марк Симеон, который, в свою очередь, выступает в качестве доверенного лица нынешнего госсекретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне.
Опасаясь широкой огласки, Ватикан вынужден был издать официальную ноту, в которой потребовал от римских властей, чтобы они «надлежащим образом оценили и уважали суверенные прерогативы, признанные за Святым Престолом международными порядками». (1)
Одновременно было принято решение добиться международного признания ИДР в качестве структуры, соответствующей законам, направленным против отмывания денег и финансового терроризма, отвечающей международным стандартам и пользующейся доверием европейских и американских банковских институтов, а для этого – добиться включения Ватикана в «белый» список FATF. FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) – это межправительственная организация, созданная странами G7 с целью разработки и реализации мер борьбы с легализацией незаконных средств, проводящая мониторинг деятельности различных компаний и организаций. По результатам мониторинга ежегодно формируется три списка стран в зависимости от степени их открытости: «белый» (страны, выполняющие все рекомендации FATF), «серый» (страны, де-юре подтверждающие готовность выполнять, но де-факто не выполняющие эти обязательства) и «чёрный» (страны, не подписавшие соглашения об обмене налоговыми данными).
30 декабря 2011 г. папа подписал закон о борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путём, и подготовил специальный свод правил, регламентирующих денежные переводы (12 лет за отмывание денег и 15 лет за «финансовый терроризм»). С апреля 2011 г. при ИДР стало функционировать специальное Управление финансовой информации (УФИ), занявшееся мониторингом денежно-кредитной и коммерческой деятельности Ватикана и вступившее во взаимодействие с международными организациями, занимающимися прозрачностью финансовых потоков.
Наконец, было послано обращение в MONEYVAL – Экспертную группу Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма – о признании ИДР финансовой организацией, соответствующей международным нормам. MONEYVAL взялся за проверку работы Банка Ватикана, намереваясь в начале июля 2012 г. обнародовать результаты и определить, придерживается ли последний международных стандартов или нет. После этого арестованные деньги ИДР были ему возвращены, а дело против Тедески свёрнуто.
Вот тут итальянские СМИ и приступили к операции «Ватиликс». Уже с января 2012 г. в прессе стали публиковать секретные и конфиденциальные документы Ватикана, касающиеся отдельных вопросов жизни Святого Престола, в феврале этот процесс принял регулярный характер, а в марте масштаб утечек стал настолько велик, что папа приказал начать расследование, которое было поручено корпусу ватиканской жандармерии и кардиналам. Тогда же финансовый холдинг JP Morgan в Милане предупредил Ватикан о закрытии его счёта из-за отсутствия соответствующей информации о переводимых деньгах, а Госдепартамент США впервые включил Ватикан в список стран, уязвимых для отмывания денег. (2)
И наконец в мае 2012 года выходит наделавшая столько шума книга Д.Ноцци «Его Святейшество» с секретной перепиской Бенедикта ХVI с его помощниками – уже упомянутым выше кардиналом Тарчизио Бертоне и личным секретарём папы Георгом Генсвайном. В книге содержатся копии документов, связанных с деятельностью Фонда Йозефа Ратингера, которые не предназначались для архива Святого Престола и могли быть взяты только с рабочего стола понтифика или его секретаря. Есть в ней и материалы, посвящённые Банку Ватикана. Они свидетельствуют о царящих в Ватикане коррупции, кумовстве, неграмотном ведении дел. В переведенный в рекордные сроки на немецкий язык вариант книги была добавлена глава, посвящённая отнюдь не идиллическим отношениям понтифика с немецкими католиками и показывающая внутреннюю кухню Ватикана. Автор фактически противопоставляет друг другу крайне либеральную немецкую церковь и консервативное руководство Святого Престола, создавая образы двух разных миров, которые уже невозможно объединить.
Книга Нуцци, выводя наружу информацию о внутренних механизмах осуществления власти понтифика и выставляя в негативном плане и папу, и его секретаря, и особенно кардинала Бертоне, противостоящего борьбе с коррупцией и злоупотреблениями, работает на дискредитацию папской власти и всей системы управления Святым Престолом. А это не могло не вызвать соответствующую реакцию.
23 мая был арестован и отдан под суд Святого Престола папский дворецкий Габриэле, бывший наиболее близкой к папе фигурой, которому понтифик абсолютно доверял. Дворецкий признался на следствии в том, что он действительно крал документы, но руководствовался исключительно любовью к папе, чтобы вывести на чистую воду тех, кто препятствовал борьбе с коррупцией. Однако процесс над Габриэле оставил у всех противоречивое впечатление, поскольку прошёл фантастически быстро – за одну неделю. При этом все попытки Габриэле рассказать о его многочисленных конфидентах были пресечены. Виновного приговорили к трём годам лишения свободы, которые тут же с учётом смягчающих обстоятельств были сокращены до полутора лет. Хотя Габриэле и не признал свою вину, приговором суда остались удовлетворены все стороны.
Пока продолжалось следствие, произошло ещё одно таинственное событие: бесследно исчез бывший хакер, взятый на службу в Ватикан в качестве главного компьютерщика. Этот «папский инженер» держал в своих руках все коды для входа в компьютерную систему Ватикана (её считают аналогом систем спецслужб США) и хранил множество секретов, включая те, что касались скандальной публикации документов. Ему были известны все контакты и внутренние e-mail, шифр-коды Банка Ватикана и, возможно, тайны так называемых воронов – людей, распространивших ватиканские письма. (3)
Другим наказанным стал Готти Тедески. Буквально на следующий день после ареста камердинера он по настоянию госскретаря Ватикна Тарчизио Бертоне и в соответствии с единогласным решением совета директоров Банка Ватикана был уволен с поста президента ИДР. Как предполагают, главной причиной его отставки была слишком хорошая осведомлённость о счетах политиков, теневых посредников и высокопоставленных чиновников, а также лиц, обеспечивающих прикрытие мафии.
Такая скорая и вместе с тем «щадящая» расправа над двумя значимыми фигурами Ватикана свидетельствует о желании скрыть их сообщников из числа высокопоставленных католических иерархов. Ведь по версии суда, тысячи конфиденциальных документов были похищены камердинером в одиночку и исключительно по его собственной инициативе. При этом, хотя опубликована была только небольшая часть похищенных документов, вопрос о том, где находятся остальные материалы, поднят не был. Наконец, сами действия Габриэле были квалифицированы как простая кража, а не как нарушение тайны переписки главы государства, что могло быть приравнено к подрыву государственной безопасности Ватикана, а это грозит 30 годами тюрьмы. В итоге вопрос о том, кто стоит за международным скандалом по делу Ватиликс, так и стался открытым.
Действия по делу «Ватиликс» указывают на попытки скрыть распад традиционной системы государственного управления Ватиканом и передать управление Святым Престолом под контроль мировых финансовых кланов… Нынешняя борьба между различными группировками Римской курии – это борьба двух разных концепций Ватикана – останется ли он суверенным государством или будет напрямую включён в систему global governance в качестве квазигосударственного образования, призванного дать религиозную санкцию «Новому мировому порядку». Те силы, которые выступают за «прозрачность» Ватикана (а именно это главная провозглашённая цель начатой Нуцци кампании), в действительности являются проводниками интересов наднациональной финансовой мафии, которая под видом борьбы с коррупцией в отдельных государствах стремится демонтировать государство как таковое. Дошла очередь и до Израиля, и до Ватикана. Итальянский публицист Витторио Мессори, специалист по Ватикану, по этому поводу заметил: «Римская курия всегда была гнездом гадюк. Но в своё время она хотя бы была самой эффективной государственной структурой в мире. Она руководила империей, над которой никогда не заходило солнце, и имела дипломатию, которой не было равных. Что от всего этого осталось сегодня?» (4)
Пожертвовав камердинером и главным специалистом по «финансовой этике», партия «прозрачности» лишь укрепила свои позиции: отдав дань приличию («наказав» за оскорбление государства), она сохранила в своих руках основные рычаги давления – мощный информационный компромат и крепнущие связи с международными финансовыми институтами, к которым должен в будущем перейти реальный контроль над финансами Ватикана.
18 июля 2012 г. MONEYVAL опубликовал доклад, в котором изложены результаты проверки финансовой деятельности Ватикана. Проверка показала, что эта деятельность не соответствует международным стандартам, и, следовательно, само государство не может претендовать на место в списке финансово добросовестных стран. (5) Из 16 ключевых международных критериев по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Банк Ватикана соблюдает лишь 9. Наибольшее же недовольство проверяющих вызвала работа Управления финансовой информации, которую нашли неудовлетворительной.
Результаты проверки дали толчок «транспарентной» перестройке Ватикана, особую роль в которой призван сыграть приглашённый сюда в сентябре один из ведущих специалистов по борьбе с «грязными деньгами», швейцарский адвокат и финансовый эксперт Ренэ Брюльхарт. До этого он в течение восьми лет работал над «очищением» имиджа такого известного «налогового райка», как Лихтенштейн. Возглавляя Подразделение финансовой разведки (Financial Intelligence Unit – FIU) княжества, он сделал всё возможное, чтобы сохранить его преимущества, избавив при этом от репутации «всемирной прачечной». Работать над перестройкой Святого Престола Брюльхарт будет совместно с другим специалистом по «имиджу» – американским журналистом Грегом Бурке из FOX News, высокопоставленным членом «Опус Деи», назначенным недавно на должность главного консультанта по связям с общественностью в секретариате Ватикана.
Ольга ЧЕТВЕРИКОВА
Источник: "Фонд стратегической культуры "
(1) http://religion.ng.ru/events/2012-06-20/3_prokuror.html
(2) http://www.rbcdaily.ru/2012/05/28/world/562949983957590
(3) http://www.nr2.ru/391106.html
(4) http://oko-planet.su/politik/politiklist/142184-sud-po-delu-vatileaks-voprosy-bez-otvetov.html
(5) http://www.independent.co.uk/news/world/europe/vatican-bank-failed-to-act-on-money-laundering-7957000.html