Исторический документ подготовило правительство Гамбурга. Вольный и ганзейский город станет первой федеральной землей Германии, которая подпишет официальное соглашение с исламскими общинами. Местные власти все еще надеются построить мультикультурализм с человеческим лицом, о провале которого успели заявить многие политики начиная с канцлера Ангелы Меркель.
"Сенсация", "прорыв", "сделка века" – так называют беспрецедентный для Германии проект. На переговоры гамбургских властей с мусульманскими организациями ушло пять лет. Компромисс между свободой веры и уважением светских ценностей, правила возведения мечетей и преподавания ислама в школах и университетах – все это подробно прописано в "государственном договоре". Точнее, речь идет о двух документах. Первый из них сенат заключит с Союзом турок-мусульман Гамбурга, Советом исламской общины и Ассоциацией исламских культурных центров. А второй, очень похожий, – с общиной местных алавитов (они представляют ответвление шиитского ислама).
Их еще должен утвердить земельный парламент, но за этим дело не станет.
Пожалуй, самым революционным стало официальное признание главных мусульманских праздников, которые отныне получат "статус церковных в соответствии с местными законами". Это Курбан -байрам, Ураза-байрам, а также священный для шиитов день Ашура. В эти дни жителям Гамбурга, исповедующим ислам, позволят не выходить на работу. "По крайней мере они смогут договориться со своим работодателем о приемлемой форме отгула, например, с последующей отработкой, – рассказал "РГ" представитель сената Йорг Шмолль.
– Поймите правильно, мы не устанавливаем каких-то новых государственных праздников. Например, Рождество или Пасха – это праздничные дни для всей страны. А есть еще церковные праздники, и они в каждой земле свои".
Другое нововведение касается преподавания азов ислама в школах. Дело в том, что в этой федеральной земле давно проходят уроки религии, причем посещают их все дети независимо от вероисповедания. Даже атеисты. "Это просветительский предмет, – поясняет Йорг Шмолль. – До сих пор за него отвечала лютеранская церковь, а теперь мы договорились, что к учебному процессу подключатся мусульманские общины". Разумеется, никаких проповедей имамов в светских учебных заведениях не будет. "Это должны быть обычные учителя, квалифицированные. Возможно, турецкого происхождения", – говорит представитель сената. Конечно, не так просто их найти, признает он. Но на подготовку кадров и составление учебного плана отвели пять лет. Есть и другая проблема: часто родители-мусульмане противятся, чтобы их девочки, к примеру, посещали уроки плавания вместе с другими детьми. Конечно, заставить их по-прежнему нельзя. И никаких санкций за это не предусмотрено. Но теперь исламские организации могут повлиять на свою паству, ведь они согласились с тем, что дети из мусульманских семей должны по возможности посещать все предметы, предусмотренные в государственных школах.
Таким образом, власти Гамбурга впервые признали "факт присутствия ислама в общественной жизни", а представители мусульманских сообществ – свою приверженность конституции и законам Германии. В общем, получилось своего рода "джентльменское соглашение".
В Гамбурге проживает одна из крупнейших мусульманских диаспор в Германии. Это около 130 тысяч человек. "Мы празднуем историческое достижение. Здесь, в Германии, мы получили такое признание со стороны государства, о каком мы даже не могли мечтать на исторической родине, в Турции", – радуется представитель алавитов Азиз Альсандемир. Остались довольны и сунниты: они надеются, что остальные немецкие земли возьмут с Гамбурга пример.
Мусульмане не получили каких-то особых "привилегий" по сравнению с другими сообществами Гамбурга, подчеркивают в местном правительстве.
"Договоры не устанавливают новых законов, – говорит Йорг Шмолль. – Это скорее декларация. Кстати, у Гамбурга уже есть подобные соглашения с христианскими церквями и иудейскими общинами. Теперь мы признаем религиозными общинами три мусульманские организации. Но в договоре нет ни слова о том, что они уравниваются в правах с церквями, получают какие-то льготы. Речь идет о конкретных, очень практических вещах, связанных с делами веры, отправления культа".
Екатерина ЗАБРОДИНА
Источник: "Интерфакс-Религия"