Друзья, давайте попробуем посмотреть на всю историю с Риот внимательно и спокойно. Иначе мы не поймём главного – зачем это было сделано, и какие последствия нас ожидают. Я не собираюсь с кем-либо вступать в полемику – этот текст предназначен только для моих единоверцев, членов Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Перед началом Великого поста несколько молодых женщин, объединённых в музыкальный коллектив, вошли в главный храм нашей Церкви. Мы практически ничего не знаем об этих женщинах, кроме того, что название их коллектива переводится на русский язык непристойно-унизительным обозначением женского полового органа. Были и небылицы про их личную и публичную интимную и творческую жизнь мы не рассматриваем. Это нас не касается.
Женщины желали сохранить анонимность, для чего закрыли лица шапками с прорехами для глаз и рта. Они забрались на амвон, начали скакать, затем встали на колени, повернувшись задами к Престолу и Святым Дарам, и начали, размахивая руками и крестясь, выкрикивать некий текст, который заранее написали и затем опубликовали в Сети. Вот этот текст:
"Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони
Черная ряса, золотые погоны
Все прихожане ползут на поклоны
Призрак свободы на небесах
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах
Глава КГБ, их главный святой
Ведет протестующих в СИЗО под конвой
Чтобы Святейшего не оскорбить
Женщинам нужно рожать и любить
Срань, срань, срань Господня
Срань, срань, срань Господня
Богородица, Дево, стань феминисткой
Стань феминисткой, феминисткой стань
Церковная хвала прогнивших вождей
Крестный ход из черных лимузинов
В школу к тебе собирается проповедник
Иди на урок – принеси ему денег!
Патриарх Гундяй верит в Путина
Лучше бы в Бога, сука, верил
Пояс девы не заменит митингов –
На протестах с нами Приснодева Мария!
Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони."
В тексте легко вычленяются следующие посылы:
– оскорбление Господа
– оскорбление Божией Матери
– оскорбление Патриарха
– оскорбление прихожан
– пропаганда гомосексуализма
– пропаганда феминизма
– негативное отношение к введению в школе ОПК
– политический призыв митинговать против Путина
Во время этой акции в храме как обычно находились молящиеся люди, которые стояли перед иконами и мощами, ставили свечи на канон и молились о своих усопших. Их молитва была прервана криками участниц группы Риот.
Охрана попросила поющих прекратить их действия, никто их не арестовывал. Женщины покинули храм самостоятельно и отправились давать интервью прессе, которая заранее была уведомлена о готовящемся мероприятии.
Вот собственно и всё.
Сама по себе выходка женщин с закрытыми лицами не представляет ничего необычного. Нам всем доводилось видеть в храмах и бомжей, и пьяных, и бесноватых, и агрессивных хулиганов. Нападения на храмы как с целью ограбления, так и "немотивированные", то есть святотатские, вещь нередкая, особенно в провинции. Спросите любого архиерея, и вы узнаете, сколько храмов в год подвергается нападениям и оскорблениям в его епархии. По стране – это сотни храмов. Но данный случай не вписывается в этот ряд. Он особенный.
После "выступления" Риот в ХХС началось главное – медийная подача события и идеологическая обработка граждан, которая, увы, коснулась и православных, как мирян, так и духовенства. Мы попались на крючок антицерковной пропаганды.
Эта пропаганда выстроила следующую концепцию:
"Риот" молились
"Риот" – это искусство
"Риот" – жертвы
Все три тезиса абсолютно ложны. Но мы приняли их и начали вести дискуссию в предложенной нам парадигме.
"Риот" никакие не жертвы. Они реализовали заранее спланированную акцию, агрессия которой была направлена против тех, кого они по своим политическим и антирелигиозным мотивам ненавидят, презирают и хотят унизить. В их задачу входила провокация внимания к своему коллективу и своему мировоззрению.
"Риот" не имеют отношения к искусству, не только потому, что их текст и движения не доставили зрителю эстетического удовольствия (это хорошо видно на фотографиях, которые они сами сделали и выложили в Сети), не только потому, что жанр и форма должны соответствовать месту (группу "Лесоповал" трудно представить в зале Чайковского), но и потому, что искусство кончается там, где начинается политическое обслуживание.
И теперь главное. "Риот" не молились. Это была прямая и откровенная пародия на молебен. Поэтому больше всего меня поразило то, что некоторые мои сестры и братья стали рассуждать о том, что де они "помолились как умели".
Искать "зачинщиков" и "организаторов" не нужно, поскольку
произошло это событие исключительно по вине российской власти, той её части, которая отвечает за "внутреннюю политику", то есть за те идеологические и мировоззренческие импульсы, которые власть посылает народу через подконтрольные ей СМИ, в первую очередь через телевидение.
В течение последнего года власть намекнула, что можно публично травить и унижать нас православных. Естественно противники православия с радостью откликнулись на это предложение и поначалу робко (Иноземцев, Прохоров, Быков), а затем и удало (Красовский, Невзоров) начали глумиться над нами, нашим духовенством и нашей Церковью.
Начиналось всё год назад с почти академических рассуждений о "клерикализации" государства и "обмирщении" Церкви, а закончилось паясничаньем перед нашими святынями.
Я не буду давать рецепты, как нам реагировать. Не наше дело давать правовую квалификацию, не занимайтесь этим. Это дело государства и президента, которого мы наняли как гаранта Конституции, охранять нас и наши традиции от нападок со стороны третьих лиц.
Главное, на что я хотел бы обратить внимание – это попытка защитников "Риот" вопрос "преступления" подменить вопросом "наказания". Вокруг этой подмены они строят все спекуляции на тему христианского всепрощения. Церковь никого не судит, каждый из нас сам лично решает, как он относится к поступку "Риот" – осуждает или прощает. Это вопрос совести отдельного человека, тут не может быть коллективного решения. Правильно сказал В. Легойда: "представители Церкви... не поддерживают идею реального срока заключения по этому делу, но призывают к его общественному осуждению и признанию преступлением". Но православные его не услышали и повелись на уловки наших недругов – стали спорить о наказании. И вслед за А. Кураевым в конце концов пришли к выводу, что преступления не было. А оно было. Что "Риот" – жертвы. А они не жертвы. Что это пусть неудачное, но искусство. А это не искусство. Что "Риот" молились, а они не молились.
Вас, друзья мои, обвела вокруг пальца, всё та же пропаганда. И "купились" на нее многие: от Юрия Шевчука до Александра Архангельского, от юного отца Дмитрия Першина до умудренного лагерями отца Павла Адельгейма. Мы начали, повторяю, вести дискуссию с нашими оппонентами в предложенной ими парадигме, абсолютно тупиковой и проигрышной для нас. Нам не нужно спорить. Нам нужно просто называть вещи своими именами. "Панк-молебен" – это молебен-"наизнанку", то есть не молитва! Это в лучшем случае, а в худшем – молитва нечистой силе. Мы не должны рассуждать о наказании. Мы должны констатировать преступление. Ведь никто не подвергает сомнению, что комсомольские "молебны" и прочие надругательства 20-х годов суть преступления против народа и его веры. Кто не знает, как это проходило, и кто этим занимался, вот вам ссылка. Литературы на эту тему море,
прочтите хоть это.
Я нисколько не сомневаюсь, что подобные бесчинства будут продолжены. Мы же промолчали, мы же веселились, когда на Кирилла Фролова написали "икону" и "тропарь". Нам казалось, что если Фролов немного странный и смешной человек, то всё позволено. Скушали эту мерзкую затею. А некоторые и одобрили. Получайте следующую порцию – "икону" на участниц музыкальной группы с названием, которое переводится на русский язык непристойно-унизительным обозначением женского полового органа.
Вы этого хотели? Вы хотели унижения Божией Матери? Уверен, что нет. Тогда оглянитесь вокруг и поймите – нас в этом мире сегодня едва терпят. Поймите, что с нами не шутят. Поймите, что в любой момент к власти могут прийти совсем иные люди и кровь польется рекой. К этому нужно быть готовыми всегда. Вы думаете, что антиклерикальные стишки Дмитрия Быкова про Пояс Богородицы чем-то принципиальным отличаются от стишков Владимира Маяковского? Напомнить?
"Тихон патриарх,
прикрывши пузо рясой,
звонил в колокола по сытым городам,
ростовщиком над золотыми трясся:
"Пускай, мол, мрут,
а злата –
не отдам!"
Чесала языком их патриаршья милость,
и под его христолюбивый звон
на Волге дох народ,
и кровь рекою лилась –
из помутившихся
на паперть и амвон.
Осиротевшие в голодных битвах ярых!
Родных погибших вспоминая лица,
знайте:
Тихон
патриарх
благословлял убийцу.
За это
власть Советов,
вами избранные люди, –
господина Тихона судят."
[1923]
Мерзавец Маяковский (а кто сказал, что гений не может быть мерзавцем?) обслуживал власть и не только оправдывал, но и провоцировал пролитие крови христиан. Что, нынешние пииты, обслуживающие власть и хулящие Церковь, лучше и чище? На них пока ещё нет крови?.. Будем её ждать?
Не стройте никаких иллюзий. Цель всей антицерковной пропаганды последних месяцев, включая акцию Риот в ХХС, – натравить народ на собственную Церковь, восстановить народ против собственной веры. Сегодня власть нам не защитница. Это нужно отчётливо понимать. Никто кроме нас самих не защитит нашу веру и нашу Церковь. Так что нам нужно, не глядя на множество внутренних разногласий и споров, объединяться вокруг Матери Церкви и нашего Предстоятеля. Никакого другого пути Христос нам не давал.
Александр Щипков
Источник: "RELIGARE"