Мир потребительства лишил человека духовности и привел к деградации западного общества
События последних 25-30 лет все еще предстоит тщательно проанализировать, но уже сейчас совершенно очевидно, что мир в целом вступил в очередную колоссальную социально-политическую и экономическую трансформацию. Этот вывод был сделан в ходе нескольких конференций мирового общественного форума (МОФ) "Диалог цивилизаций".
Именно на этом форуме, проходящем ежегодно на греческом острове Родос, еще в 2005 году нами был сделан вывод о нарастающей напряженности и неизбежности экономического кризиса. При этом Давосский форум за несколько месяцев до начала глобального финансово-экономического кризиса хвастливо заявлял о прекрасных экономических перспективах.
Столкновение цивилизаций
Мне представляется, что основой событий в России, свидетелями и участниками которых мы стали, является вызревшее чувство протеста по поводу всеобъемлющей несправедливости. Несправедливости по поводу жизни, которую ведем, несправедливости чиновничьего произвола, несправедливости кичливого пренебрежения олигархической верхушкой бизнеса своей страной и народом, недопустимого имущественного неравенства.
Но мы лишь часть начавшейся глубочайшей мировой социально-экономической трансформации. Роль спускового крючка этого процесса сыграла геополитическая катастрофа развала Советского Союза и всего социалистического лагеря. Ее видимыми признаками являются насильственный развал Югославии и вроде бы мирный распад ряда других европейских стран и признаваемый сегодня всеми экспертами и политологами системный кризис западного мира, начало которому положил последний глобальный финансово-экономический кризис.
Как указывал в своих работах выдающийся индийский футуролог и один из основателей МОФ "Диалог цивилизаций" Джагдиш Капур, созданный по технологиям неолиберальной теории мир потребительства лишил человека духовности, привел к деградации западного общества, нарастающему чрезвычайному социально-экономическому неравенству. Все это с неизбежностью может привести к катастрофическому "столкновению цивилизаций".
Посудите сами, начиная с 2008 года лидеры наиболее развитых стран, включая Россию, неоднократно собирались в формате G7, G8, G20 для выработки системных мер преодоления кризиса, но в результате предсказанная нами еще в 2008 году вторая волна кризиса все мощнее захлестывает мир. Почему?
Да потому, что в этот период не был дан критический анализ той социально-экономической формации, которая выросла на фундаменте когда-то свободного рыночного капитализма. По сути, в результате последней "трансформации" этот мир так называемого золотого миллиарда превратился в типично империалистический союз государств, мир бездуховного консьюмеризма, благополучие которого основано на беспощадной эксплуатации всего остального мира.
При этом эту трансформацию услужливо описала так называемая теория постиндустриального мира. "Делай все, как мы, стремясь стать постиндустриальным информационным обществом, – вот путь к процветанию" – в этом суть советов международных финансовых институтов и западных политиков на протяжении последних 25-30 лет. К чему на самом деле привело многие страны развивающегося мира следование этим советам, очень достоверно оценил нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в своей недавней работе "Крутое пике. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса".
Потеря суверенитета, ограбление транснациональными корпорациями, нищета, болезни, войны – вот перечень результатов "демократизации" многих стран. При этом было бы совершенно необъективно отрицать тот факт, что получение доступа к передовым научно-техническим достижениям, привлечение западных инвестиций, доступ к знаниям Запада позволили ряду стран так называемых развивающихся экономик сделать колоссальный рывок в развитии их экономик и социальной сферы: Сингапур, Бразилия, Индия. Сегодня к ним приближается Южно-Африканская Республика. Китай намеренно не включаю в перечень потому, что он избрал и реализует свой собственный путь трансформации, и это тема отдельного исследования, так же как и Россия.
Но по сравнению с Африкой, с ее многомиллионным населением и богатейшими ресурсами, страдающей в XXI веке от голода, согласитесь, это – все-таки исключения.
Демократия финансовых спекуляций
Периферийные регионы мира обречены работать на производство, обеспечение и, более того, кредитование так называемых развитых стран, которые на практике являются бенефициарами и охранителями своего постпроизводственного и финансиализированного капитализма. Демократия, совмещенная с таким уже даже не способом производства, а способом финансовых спекуляций, полностью дискредитирует себя: лозунги свободного рынка, свободного человека и свободного общества, впечатываемые повсеместно силами пропаганды, оказываются на деле прикрытием для "освобождения" человека от его прав на достойное существование, становятся поводом для лишения его социальных и медицинских гарантий, а в случае с военными интервенциями оправдывают и лишение жизни.
Подобная модель общества военизированного (armament protected) потребительства перестала работать. Она не только изжила саму себя, но, используя устаревшие смыслы прогресса, бесконечно раздувая различные финансовые, моральные, культурные пузыри, заявляет о цикличности мировых кризисов, цинично обосновывает право одних роскошно жить за счет катастрофического положения всех остальных. Модель не работает. Сами основания общества переживают трансформации, и диалог цивилизаций наблюдает эти трансформации последние 10 лет как историю болезни человечества. Диагноз не утешительный, нет универсального лекарства. Но есть понимание того, что предстоит осуществлять долгое и последовательное лечение в каждом конкретном регионе специальными и подходящими в каждом конкретном случае средствами.
Знаками упомянутой глобальной трансформации являются и события на постсоветском пространстве, и так называемая арабская весна, и движение "Захвати Уолл-cтрит", и аналогичные протесты и бунты в Европе.
Мы в России (как и в любой другой стране мира), судя по всему, имеем дело с трансформациями двух типов. Ровно так же, как и в 2008 году, мы столкнулись с двумя кризисами – своим внутренним структурным, связанным с состоянием оставленного нам наследства СССР, и мировым, мощно ударившим по проектам "мягкого врастания" страны в мировое капиталистическое хозяйство.
В одном случае в результате нынешнего кризиса меняется глобальная структура взаимоотношений, традиционно описываемая как капиталистическая миросистема, мировое сообщество, в котором соперничают глобализация и традиционализм. В другом – на национальном уровне или присутствуют, или отсутствуют элементы глокализации, то есть локальной (эндогенной) реакции на предшествующие кризису этапы развития капитализма.
В связи с этим понятен и соблазн многих экспертов добавить свою личную краску в складывающуюся палитру трансформаций. Возникают и активно обсуждаются концепты сложного общества, постиндустриального или постглобального мира и т.д. Это прекрасно, но при одном условии – теории должны проверяться и подтверждаться практикой. В противном случае иногда создается впечатление попытки, мягко говоря, манипуляции сознанием местных элит в интересах последующего финансового или иного внешнего управления, а то и прямого контроля локальных обществ. Это возможность, которой под шумок происходящих "великих трансформаций" не преминут воспользоваться некоторые силы. Наш китайский коллега по исследовательскому цеху сообщил, что недавно научным центрам Китая было рекомендовано не использовать в публицистике такие определения, как "посткризисный мир", с тем чтобы, как принято говорить, "не приумножать сущности" и не вносить сумятицу в умы научной элиты.
Думаю, что это вполне прозрачный ответ тем обстоятельствам и силам, которые устраивают быстрое чередование "сезонов революций". Мы наблюдали, как это происходило на Ближнем Востоке в 2011 году: путь от арабской весны к арабской зиме оказался коротким. Поэтому задача понимания реальных процессов остается важнейшей задачей нашего интеллектуального сообщества.
Запутавшись в Паутине
Принципиально новым фактором этих трансформаций стала Всеобщая паутина – Интернет. Сегодня, когда человек уже не представляет себя вне Паутины, а информация мгновенно распространяется с одного континента на другой, возникли явные признаки умышленного и корыстного использования этого ресурса. Под предлогом всеобщей свободы и демократии, неограниченного права на информацию практически on-line транслировались бунты в Египте и Алжире, что, по сути, провоцировало людей к выходу на улицу.
В Ливии весь мир стал соучастником убийства старика, который когда-то был полковником Каддафи. Точно так же до этого без всяких международных юридических тонкостей вздернули на виселице бывшего главу суверенного государства Саддама Хусейна. Страну сначала ложно обвинили во владении оружием массового уничтожения, а потом растоптали неугодный политический режим, при этом за должностной подлог и за тысячи загубленных жизней своих и чужих граждан ни один виновник этой грандиозной лжи не ответил.
Саддам Хусейн мне тоже был не слишком симпатичен (правда, по нашей традиции о покойниках не говорят плохо), но это же не может служить основанием того, что неприятного и даже очень дрянного соседа можно просто убить. Не по-людски, не по-христиански это!
Сейчас взорвала ситуация в Сирии, звучат угрозы прямой агрессии в адрес Ирана.
В свою очередь, Иран угрожает Израилю.
Конечно, нельзя события в Северной Африке сводить только к инициирующему информационному воздействию Интернета. В этих странах на протяжении десятилетий формировались и действовали политические системы, которые привели к дикому имущественному и социальному неравенству элит и всего остального народа.
Но именно с лидерами этих элит "дружили", обнимались, подписывали договоры об экономическом и военном сотрудничестве главы государств и правительств США и западных стран.
Что же вдруг так изменилось?
Не допустить глобальной катастрофы
Вывод напрашивается сам собой и, по-моему, состоит из двух частей.
Во-первых, следует признать, что западные, и прежде всего американские, институты социальных и политических исследований, обладая отличной исследовательской базой, мощным интеллектуальным и ресурсным потенциалом, вовремя почувствовали точку невозврата в развитии социальных напряжений в этих странах. Следуя известному и доминирующему в их политике принципу так называемых национальных интересов, они решили использовать технологию направленного взрыва и пожертвовать многим, но не потерять всего.
Во-вторых, в современных условиях, сталкиваясь в самих США с системным кризисом, вышедшей из-под контроля финансовой системой, американцам, особенно в преддверии выборов, да еще с безработицей, превышающей 8%, позарез нужно перенести точку напряжения в другую область. Способы достижения этих целей известны – победоносная, не очень кровопролитная война, дестабилизация и конфликты подальше от границ США и Европы, формирование жупела угрозы (врага) для общенародного употребления (кандидат, как известно, всегда под рукой).
Случайно или нет, но кризис мировой социальной системы сопровождает хладнокровное разрушение древнейших центров и памятников в ойкумене – колыбели всей земной цивилизации, а это музеи Ирака и Ливии, письменные памятники в Египте и архитектурные памятники Карфагена в Тунисе, не говоря уже о разрушенных православных святынях Сербии и Приштины.
Если эти тенденции не остановить, то тупиковая ветвь любого пути трансформации может привести мир к глобальной катастрофе самоуничтожения человечества.
Выходом из этого тупика, по мнению членов МОФ "Диалог цивилизаций", может быть только признание равного права цивилизаций на существование и развитие, права на сохранение своей культурной и духовной идентичности.
Не насильственная унификация и стандартизация по меркам "общечеловеческих ценностей" одной англосаксонской модели, но диалог цивилизаций может открыть путь к развитию и сотрудничеству в интересах каждого человека.
Владимир Иванович Якунин – президент мирового общественного форума "Диалог цивилизаций"
Источник: "Независимая газета"