В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Германия - Россия: диалог церквей

Высокопоставленные представители немецкой Католической церкви и Русской православной церкви высказываются за углубление диалога между церквями. Об этом речь шла на встрече председателя Конференции католических епископов Германии Роберта Цоллича и руководителя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Иллариона, которая прошла в Дрездене в рамках Конгресса евангелической церкви. "Нам нужно укрепить то, что у нас есть общего", – отмечается в совместном заявлении представителей двух церквей. В частности, они намерены направить общие усилия на борьбу против секуляризма и преследований христиан в мире.

Контакты между двумя церквями осуществляются в том числе на базе российско-германского форума общественности "Петербургский диалог", заседания которого проходят поочередно то в России, то в ФРГ. На заседаниях секции "Церкви в Европе" его участники обсуждают роль церквей в формирование справедливого, устойчивого и достойного человека экономического порядка. С точки зрения координатора секции с российской стороны постоянного представителя Русской православной церкви в Германии архиепископа Клинского Лонгина, глобальный финансово- экономический кризис стал, прежде всего, кризисом нравственным. "Финансового кризиса не было бы, если бы не было кризиса человека, – отметил он. – Человек забыл Бога, он начал больше думать о себе, о своих доходах, он забыл своего ближнего". В этой оценке позиции РПЦ с католической и евангелической церквями Германии совпадают. "Они полностью разделяют нашу мысль", – сказал архиепископ Лонгин. При этом он признал, что у католиков и протестантов есть некоторые расхождения в толковании кризиса. Однако они согласны с тезисом о том, что "этот кризис является стандартом кризиса капитализма, и что церкви должны обратить на это внимание". Церкви, указал Лонгин, должны больше говорить в обществе о существующих проблемах, прежде всего, о нравственном состоянии бизнеса. По его оценке, "представители экономики выделяют себя в какую-то отдельную группу, считают себя чем то особенным". И здесь, убежден он, церковь обязана сказать свое слово. В частности, что перепроизводство приводит к таким кризисам. На заседании секции, указал Лонгин, был отмечен нравственный упадок общества. В частности, игумен Филипп Симонов, начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты РФ констатировал, что с началом кризиса многие российские предприниматели отбросили "10 заповедей для предпринимателя", главной из которых является своевременная выплата зарплаты. Участники дискуссии согласились с тем, что недопустимо противопоставлять экономический успех и нравственность. Церкви, отмечалось в ходе дискуссии, должны постоянно подчеркивать, что путь к экономическому успеху должен идти только через нравственность. Участники встречи также поддержали идею расширения контактов между слушателями православных и католических духовных семинарий, между священниками для обсуждения актуальных проблем двух церквей.

Между тем, в Германии резко падает число желающих поступить в католическую духовную семинарию и стать священником. В 2010 году всего 150 молодых людей изъявили желание стать пастырями. Однако не все из них закончили духовные семинарии и были рукоположены в сан. Многие на втором-третьем году обучения решили возвратиться к мирской жизни. Например, в прославленной Регенсбургской католической духовной семинарии обучаются всего 60 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет.
В ФРГ в связи с дефицитом священников закрывают католические церкви или укрупняют приходы. Например, в Рурском епископстве из-за нехватки пастырей ожидается закрытие 100 из 350 церквей. В Кельнском архиепископстве через четыре без священников останутся 60 приходов. Если в 1960 году в католической церкви в ФРГ было 15500 приходских священников, то в наши дни их не более 8500. Все меньше молодых мужчин готовы посвятить себя служению церкви и дать обряд безбрачия. В этой связи Центральный совет католиков Германии предлагает рукополагать в сан viri probati, то есть известных своей набожностью и добродетельной жизнью женатых мужчин.

С точки зрения римско-католической церкви, где целибат обязателен для всего клира, обет безбрачия – это акт веры и верности Богу. Тем из священников, кто решает жениться, приходится отречься от сана. В мире из-за нарушения обета безбрачия лишились приходов около 100 тыс. из полумиллиона католических священнослужителей. Обет безбрачия, действующий в католической церкви с 1139 года, в прошлом году стал предметом широкой общественной дискуссии в связи со скандалами вокруг сотен случаев растления детей священнослужителями в лоне католической церкви, в частности, в школах, интернатах, церковных хорах и приходах во многих городах ФРГ. Несколько немецких епископов обратились к Папе Римскому с предложением предоставить католическим священникам право на вступление в брак, но понтифик оказался непреклонным. Между тем большинство экспертов не усматривают прямой зависимости между склонностью к педофилии и целибатом.

Противники отмены целибата отмечают, что в евангелической церкви, где сан могут принять и женатые мужчины, и даже женщины, священников тоже не хватает. Аналогичная ситуация в протестантской церкви, где обета безбрачия нет. Между тем, в ФРГ число католических священников сокращается так же стремительно, как и число прихожан. Менее трети немецких пар, которые намереваются связать себя узами Гименея, остаются верны традициям и стремятся объединить гражданскую церемонию, совершаемую под марш Мендельсона в городской ратуше, с венчанием в церкви. Сторонники церковного брака считают, что создание семьи начинается у алтаря под звуки органа. Они стремятся заручиться поддержкой Всевышнего, чтобы в трудные времена не остаться без поддержки. Вместе с тем, многие немцы все чаще отказываются от венчания. Молодые говорят, что они верят в Бога, но не в церковь.

"Еще никогда еще за минувшие десятилетия с католической церковью не порывало так много людей, как это произошло в минувшем году", – писала немецкая газета "Зюддойче цайтунг" за три недели до официального визита Папы Римского в Германию. Газета комментирует содержание брюшюры, изданной по случаю этого события немецким католическим епископатом. "Перечисленные в этой книжке факты вызывают тревогу, – пишет газета. – Лишь очень немногие молодые люди хотели бы быть рукоположены в сан священника. Никогда еще во время богослужений храмы не были настолько пусты. Почти никто не хочет венчаться в церкви.

Впрочем, эти данные никого не удивляют. Но при этом они отражают драматическую ситуацию, в которой находится католическая церковь в Германии. Между тем, около 25 млн жителей ФРГ все еще считают себя католиками. В то же время многие верующие глубоко разочарованы. Ведь церковь сводит величие христианской веры к церковному праву и морализаторству. Судя по всему, люди и впредь будут покидать лоно католической церкви, которой пора бы перестать стонать в связи с изменениями в мире, в котором люди уже ни во что не верят, отказываются ходить в церковь и экономят на церковном налоге".

Нередко немцы в ФРГ переходят из католичества в православие. Часто это происходит под влиянием православных родственников из числа этнических немцев, приехавших на жительство в ФРГ из республик бывшего СССР. Многие из них в Германии вступают в брак с коренными немцами, которые изъявляют желание поменять религию и стать православными. Своих детей они крестят в православной церкви. В церковь прихожане приходят целыми семьями. Службы в церквях ведутся на русском и немецком языках. В пасхальных и рождественских богослужениях участвуют сотни человек.
В настоящее время в Германии живут около 1,5 млн православных христиан – русские, украинцы, болгары, греки, сербы.
Православие – третья по численности христианская конфессия в стране после протестантской и католической. Русские православные приходы и церкви есть во многих крупных городах. Первые были построены более 300 лет назад. После Октябрьской революции из-за притока иммигрантов русские православные приходы стали расти. Этот процесс стал активно развиваться в 1990-х годах, когда на жительство в ФРГ из СССР стали приезжать этнические немцы, большинство из которых православные.

В Гамбурге в этом году открывается первая русская православная школа, где обучение будет вестись с первого по шестой класс. Религиозные дисциплины будут преподаваться на немецком языке. Кроме того, программой обучения предусмотрено преподавание родного языка учащихся – русского, сербского, греческого и румынского.

А в соседнем Бремене впервые за последние 100 лет приступают к строительству классического православного храма с луковичными куполами. Вместе с храмом на востоке города на участке площадью 3600 кв м предполагается возвести здание центра местной общины Русской православной церкви, которая насчитывает около 700 человек. Храм будет расположен около местного кладбища. "Такая близость традиционна для русской православной церкви", – сказал настоятель прихода Михаил Земан в интервью радиостанции "Радио Бремен". Пока служба проводится в местной евангелической церкви.

В мае этого года в восточногерманском поселке Гетшендорф /федеральная земля Бранденбург/ открылся первый в Центральной Европе православный мужской монастырь, освященный в честь Святого Георгия Победоносца. Обитель создана на территории Берлинско-Германской епархии по благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана. Для этого епархия за символическую цену в один евро выкупила у властей земли Бранденбург застроенный участок, который во времена ГДР использовался как санаторий для военнослужащих Национальной народной армии ГДР и руководства организации Социалистической единой партии Германии /СЕПГ/ Франкфурта-на-Одере.

"Здесь, в Гетшендорфе, в будущем будет находиться место паломничества русских православных христиан со всей Западной Европы", – надеется советник постоянного представительства РПЦ в Германии Николай Тон. По его словам, в ФРГ проживают 800 тыс. русских православных христиан, в Европе их число достигает одного миллиона.

За минувшие три года проделана большая работа по реконструкции зданий и их переоборудованию под жизнь монашеской общины. На территории обители в дворцовом парке предстоит построить храм, чин закладки которого был совершен 31 мая 2008 Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который тогда был высокопреосвященнейшим митрополитом Смоленским и Калининградским. Храм будет возведен по проекту российского архитектора Георга Чобана. Предстоит еще санировать Гетшендорфский дворец, находящийся на территории монастыря. На эти цели необходимы шесть миллионов евро. "Средств не хватает: помешал финансовый кризис, – сказал секретарь архиепископа Берлинского и Германского игумен Даниил Ирбитс. – Наши спонсоры, крупные российские компании, пока от серьезных трат воздерживаются. Однако они дают знать, что средства поступят". Пока богослужения проходят в одном из отреставрированных помещений дворца.

Игумен Даниил Ирбитс – известный религиозный деятель и литератор. Он давно пишет стихи, преимущественно религиозную лирику. Его стихотворения публикуются в немецких и латвийских литературных альманахах. Его перу, в частности, принадлежат изумительные жизнеутверждающие слова песни "Моя надежда", которую на русском языке исполняет украинский певец Эль Кравчук. Имеются также варианты песни на украинском, немецком и английском языках. В прошлом году эта песня прошла в финал украинского отбора для участия в конкурсе "Евровидение-2011", но на конкурс она, к сожалению, не попала. Музыку к этой спокойной гитарной поп- рок-балладе, призванной вселить в сердца людей надежду, сделать их человечнее, искреннее, сострадательнее и добрее, написал петербургский композитор Олег Попков.

Немецкое церковное право предоставляет возможность основать "малую обитель". Монастырем может именоваться община, в которой проживает не менее трех монахов. И такие обители в Германии есть. Например, в Кельне имеется бенедиктинский монастырь, который считается самой маленькой немецкой обителью. Он расположен на втором этаже многоэтажного здания в обычной трехкомнатной квартире площадью 90 кв м. Под одной крышей здесь с 1980 года живут патер Плацидус, патер Филипп и настоятель Томас. Согласно внутримонастырскому уставу, подъем в монастыре в 07:00. В 08:00 первая утренняя молитва в часовне – комнате площадью 15 кв м. Затем после гимна во славу Девы Марии все идут на кухню-трапезную на завтрак, во время которого братья распределяют повседневные обязанности. Например, настоятель Томас каждую субботу за 25 евро убирает лестничную клетку. Монахи рады каждому гостю, которого рассматривают как потенциального кандидата в члены монашеской общины.

Многим немецким монастырям хронически не хватает денег. Обители, которые не располагают землей и не могут перестроить жизнь на современный лад, то есть открыть рестораны, пивоваренные производства, постоялые дворы, закрываются. В этом году печальная судьба постигла один из старейших монастырей Германии, построенный монахами- бенедиктинцами в ХI веке на Рейне на горе Михаэльсберг в Зигбурге /федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия/. "Наша община прекращает свое бытие в этом монастыре", – объявили братья. "Монастырю не хватает доходов, чтобы содержать множество старинных зданий, – рассказал 35-летний патер Кристиан. – В отличие от приходских церквей немецкие обители не получают средства от церковного налога с граждан. Суммы пожертвований в последние годы резко сократились". В монастыре ранее были закрыты убыточные ресторан, сувенирная лавка, книжный магазин. Не приносят былых доходов небольшая молодежная гостиница и "Зигбургский монастырский ликер", который производят по бенедиктинскому рецепту XV века.

Ранее Зигбургский монастырь закрывался дважды. Это происходило в 1803 году по именному указу Наполеона о секуляризации монастыря и его превращении в казарму и тюрьму, а также в 1941 году по требованию Гитлера. Теперь впервые в истории монастыря братья решили добровольно покинуть обитель, которая была основана в 1064 году кельнским епископом Анно, причисленным к лику святых. Из 36 монахов семерым недавно исполнилось по 20 лет. Остальные – старше 70. Теперь каждому из них придется просить о принятии в другой монастырь или жить в миру.

Между тем, ряд обителей в ФРГ процветают благодаря различным производствам. Например, баварские монастыри "Вельтенбург" и "Малерсдорф" /под Регенсбургом/ славятся своим непревзойденным пивом и прекрасной кулинарией. Расположенный под Мюнхеном монастырь "Андекс" имеет не только пивное, но и известное на всю Европу молочное производство. Многие монастыри, имеющие во владении крупные угодья, живут за счет сдачи земли в аренду. Расположенное на Рейне бенедиктинское аббатство "Мария Лаах" производит известный популярный ликер. Другими источниками его доходов являются сад и оранжереи.

Многие бюргеры, уставшие от повседневного стресса, в отпуске тишину и покой находят не на горячем песке залитых солнцем оживленных пляжей, а в уединении в немецких монастырях. Излюбленным местом отдыха горожан стал расположенный под Кобленцем доминиканский монастырь Аренберг, возвышающийся над Рейном. Несколько лет назад монахини, спасая обитель от банкротства, перестроили ее в современный велнесс-отель. Здесь постояльцы имеют возможность не только восстановить телесное здоровье, но и исцелить душу. В распоряжении гостей монастыря лечебные ванны, бассейны, теннисные корты, спортзалы, сеансы водолечения по Кнейпу, оздоровительный центр и медитативные курсы, а также комната тишины, где проходят завтраки.

Ряд исследователей утверждает, что религия вновь усиливает влияние на жизнь немецкого общества. Большинство немцев /более 70 проц./ считают себя верующими. Около 60 проц. из них исповедуют христианство, причем приблизительно одна половина из них заявила о своей приверженности к римско-католической церкви, а другая – протестантской. 4 проц. бюргеров исповедует ислам, 0,2 проц. – иудаизм. Таковы данные Фонда Бертельсмана, который провел социологический опрос в различных группах немецких граждан. При этом каждый пятый респондент считает себя глубоко верующим, а 28 проц. опрошенных назвали себя атеистами.

Современный религиозный ренессанс, возвращение христианской религии в жизнь общества – это феномен, распространенный во многих странах мира, отмечают исследователи из Фонда Бертельсмана. В мае 2007 года около 500 тыс. человек участвовали в Днях евангелических церквей в Кельне. Ранее в ФРГ прошел крупнейший за последние десятилетия Всемирный слет католической молодежи.

Между тем, католический теолог Ханс Кюнг считает, что сейчас быстрее всего растет число приверженцев ислама и буддизма, но не христианства. Причину этого он видит в том, что в восприятии многих жителей ФРГ свободный от догм и предписаний буддизм обращен внутрь человека. В то же время, католицизм нередко вызывает раздражение из-за предполагаемой им концентрации власти. "Ведь истинным христианином римско-католическая церковь считает лишь того, кто принимает Великого Папу, претендующего на звание духовного властителя мира", – говорит Кюнг. По его оценкам, 43 проц. немцев мирной религией считают буддизм, 41 проц. – христианство, 1 проц. – ислам. При этом европейцы закрывают глаза на крестовые походы, говорит Кюнг.

"Если ислам сильно влияет на молодежь, то христианство – заметно слабее", – огорчается известный преподаватель религии из баварского Вюрцбурга Ханс-Георг Циберц, который опросил 10 тыс. молодых людей в ряде немецких городов. По его данным, лишь 23 проц молодых. немцев выросли в религиозной семье и глубоко верят в Бога. Среди поляков глубоко верующих – 80 проц., среди турков – 81 проц. 97 проц опрошенных турков и 96 проц поляков сказали, что их родители настоятельно призывали детей перенять их ценности и вероисповедание. Среди немцев такое заявление сделал лишь каждый седьмой респондент.

С момента своего возникновения Европа тесно связана с христианством, отмечает представитель Центрального комитета немецких католиков Хуберт Тинтелотт. "Большинство европейцев верующие, – говорит он. – Несмотря на это, конституционный договор о ЕС не содержит упоминания о Христе.

Мнение о том, что христианство не повлияло на европейскую культуру искажает историю". В преамбуле конституционного договора ЕС нет ни слова о том, что европейские ценности базируются на христианстве, нет ни слова о Боге. Упоминаются лишь такие слова, как "религиозное наследие" и гуманизм. "Исходя из культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, развились универсальные ценности, такие как неотъемлемые и неотчуждаемые права человека – свобода, демократия, равенство и правовое государство", – написано в преамбуле документа. Статистическое бюро ЕС Евростат никогда не проводило опросы европейцев по поводу их вероисповедания. Однако другие организации свидетельствуют, что в Европе больше всего христиан, и что большинство людей верят в Бога, отмечает Тинтелотт.

Отношение к религии в последние годы в ФРГ заметно изменилось, отмечают немецкие теологи. Религия становится модной. В среде немецкой молодежи в моду входят "вечеринки" с религиозным уклоном. Молодежь по-своему верит в Бога, для нее Бог – это некая абстрактная сила. Нередко на улицах можно видеть проповедников в прикиде рэпперов, которые говорят о Боге в стиле хип-хоп. Вера в глазах молодежи – это "круто". В местных СМИ нередко речь идет о "религиозных собраниях" молодежи как о "разновидности коллективного веллнесса /гармонии/ для души". Люди нередко ищут общения с себе подобными на базе общих культурных воззрений.

При этом пресса, отмечая "религиозное красноречие" президента США Барака Обамы, исламистов и немецких правых радикалов, высказывает опасения, что стремление людей вернуться к духовному началу может использоваться политиками в корыстных целях. В частности, неонацисты обращаются к христианским чувствам немцев, настраивая их против возведения мечетей в германских городах.

Германия является светским государством, которое разделено с церковью. Согласно статье 4 Основного закона ФРГ, "свобода вероисповедания, свобода совести и свобода религиозных и мировоззренческих убеждений неприкосновенны. Гарантируется беспрепятственное исповедание религии". В ряде общественных мест, например, в здании суда, школе или университете, обязателен "нейтралитет" в вопросе религии.

В большинстве земель страны введены запреты на ношение религиозных символов в государственных учреждениях, например, в школах. Однако в ряде мест такие запреты имеют дискриминационный характер. Например, в берлинских школах отсутствуют символы принадлежности к любой религии. Тем временем в ряде других земель разрешены христианские и иудаистские символы, но запрещен "хиджаб" – мусульманский женский головной платок. Учитель может вести урок с киппой на голове или с крестом на шее, так как земельные законы не запрещают символы, являющиеся выражением христианско- западноевропейской традиции. А вот хиджаб запрещен как символ принадлежности к фундаменталистскому исламу и приверженности нормам, ущемляющим права женщин.

В ФРГ религия считается личным делом каждого. Вместе с тем немецкое государство сотрудничает с церквями в финансовом и идейном ключе, например, собирает для церкви налоги. Церкви здесь – самые большие после государства работодатели в социальной сфере.

Урок религии является обязательным школьным предметом, за который выставляют оценку в аттестат зрелости. Статья 7 Основного закона гласит: "Преподавание религии в публичных школах является обязательным, за исключением неконфессиональных школ. Религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных объединений, при сохранении права на надзор со стороны государства".

В Германии сделан существенный шаг на пути уравнивания статуса светского и церковного брака. Граждане страны имеют возможность венчаться в церкви без обязательной регистрации брака в загсе. Новый закон отменяет положение от 1875 года, запрещавшее венчание без свидетельства из государственных органов загса о заключении официального брака. На ослушавшихся священнослужителей, которые игнорировали законодательные нормы, в прежние времена налагался солидный штраф. В итоге до сегодняшнего дня бракосочетание в церкви допускалось только после визита в загс. Однако нововведение может позабавить лишь романтиков. Полного равенства между гражданским и церковным браком пока нет. Венчание не дает молодоженам права на налоговые льготы, которые по закону положены семьям. Не полагаются им и административные блага, которые предоставляются молодым после государственной регистрации брака. Так что, приземленным реалистам без официальной регистрации не обойтись.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Межхристианский диалог   (181)