В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

О различиях между ваххабизмом и традиционным Исламом

Очень часто на различных дискуссионных площадках и в обычных, бытовых ситуациях возникают вопросы: разве Ислам не един? Разве можно разделять мусульман между собой? Разве ваххабиты не мусульмане? Если ваххабиты – это все же что-то инородное в Исламе, то чем они отличаются от мусульман?

Что можно сказать по этому поводу? Да, разумеется, Ислам как религиозная система – это единое целое. Это единство сплетено из множества национальных восприятий мусульманских ценностей и являет из себя единый организм. Мусульмане, будь то сунниты или шииты, последователи той или иной богословской школы, неотделимы друг от друга, ибо они сосуществуют в рамках одной системы ценностей. Даже в богословских различиях, плюрализме воззрений между ними кроется Божья благодать и милость. Что касается ваххабитов, то они сами своими же действиями выводят себя за рамки уммы. В рамках мусульманского вероучения они создали свою новаторскую, определяемую мусульманскими учеными как еретическую и сектантскую, мысль. Для этого они на протяжении нескольких веков проводили ревизию мусульманской источниковедческой базы. Последователи ваххабизма создали свой "пантеон", состоящий из отвергнутых уммой лжеученых. Для рядового читателя, а иногда и маститым специалистам бывает очень трудно провести водораздел между Исламом и идеологией ваххабизма. На самом деле различий много, ведь это неоднородное явление, а разные системы, хотя ваххабизм и паразитирует за счет Ислама, пытается выдать себя за таковой. Нужно признать, что среднестатистический ваххабит сегодня стал умнее, нежели он был в 90-х годах прошлого века. Однозначно определить, кем является рассматриваемый человек, просто правоверным мусульманином, придерживающимся традиционных ценностей Ислама, или ваххабитом, готовым выплеснуть свою агрессию в любой момент, невозможно. Конечно, "уникальные" рядовые представители ваххабитов, обладателей пышных бород, в коротких штанишках "а ля Буратино", или "духовенствующие", избегающие ношение тюрбана (чалмы) и кутающиеся в бедуинские халаты, еще встречаются. Но не они сегодня определяют погоду. Сегодняшние ваххабиты, должен признать, грамотны и осторожны. Несмотря на это, их можно выявить. Не перегружая читателя религиозными терминами, попытаюсь на двух-трех моментах продемонстрировать отличительные черты современного ваххабизма.

Итак, в чем же основные отличия ваххабитской ереси от традиционного Ислама? Естественно, что эти отличия кроются в понимании самых основополагающих, фундаментальных аспектов мусульманской религии. Казалось бы, трактовка подобных вопросов должна волновать только наиболее образованных богословов, но никак не простой народ, паству. В принципе, долгое время так оно и было. Дискуссии касательно Самого Творца, Его Божественной сущности не волновали простой народ.
Это было уделом ученых мужей. На протяжении шести веков, несмотря на наличие самых разных богословских пониманий, трактовок, все дискуссии о Богопонимании не выходили за рамки общепринятой этики. Различия были в нюансах, но не в сути. Все изменяется в монгольский период мусульманской истории: всеобщий хаос, гибель источников и ученых, появление лжеученых и, как правило в подобных условиях, появление ересей и лжетрактовок основополагающих принципов Веры. Именно с этим периодом связано появление "научно обоснованной" идеологии ваххабизма.

Духовный отец ваххабитской ереси Ибн Теймия разработал лжетеорию, на которой зиждется эта идеология. На основании сфальсифицированных источников, не обладая должным знанием, Ибн Теймия создает новую идеологию, в корне отличающуюся от классической мусульманской. Так, "местоположение" Творца им было определено на небе. Другое излюбленное утверждение ваххабитов касается восседания Творца на небесном троне или над троном. С точки зрения правоверного мусульманина, не столько "определение" местоположения Творца, сколько сама постановка вопроса об этом являются просто неприемлемыми, опасными для размышления. И вопрос об этом не возникал ранее. Есть куда более важные для простых верующих вопросы, нежели втягиваться в подобные споры. Но все изменилось в одночасье. В начале 90-х годов уже прошлого века миллионами экземпляров брошюрок и книг, листовок и газет по России распространялись еретические сочинения и статьи о небесном "местоположении" Господа миров. Этот вопрос стал определяющим в решении многих проблем политического и бытового характеров. Несмотря на наличие неразрешимых противоречий между мной и бывшим муфтием Татарстана, Г.Исхаковым, в свое время он попросил меня войти в состав приемной комиссии Казанского исламского университета. Думаю, что факт моего присутствия был все же обусловлен тем, что я занимал непримиримую позицию в отношении ваххабизма, и Г.Исхаков тем самым показывал заинтересованным сторонам: дескать, даже непримиримые инкорпорируются в систему. Так или иначе, я беседовал с абитуриентами, принимал экзамен по определяющему предмету – акыйде. Следует сказать, что уже до начала экзаменов было ясно, что костяк будущих студентов самого первого курса КИУ составят возвратившиеся из Саудовской Аравии и Кувейта молодые люди. Вопрос о их зачислении, независимо от исхода экзаменов, был уже решен. Я решил использовать эту ситуацию и выяснить, насколько ваххабизировалось сознание молодых людей, которые незрелыми подростками выехали в ваххабитские учебные заведения. Из 37 человек на мой вопрос с явным "подтекстом" ("Где находится Бог?") 35 совершенно четко ответили, что находится Он на небе (в небесах, на троне, над троном и т.д.) и только двое, выпускники турецких учебных заведений, ответили в духе традиционного понимания этого вопроса.

Именно эти ваххабиты составили первый выпуск Казанского исламского университета и получили официальную корочку диплома. Та молодежь, что оставалась до недавнего времени в саудовских учебных заведениях, с успехом пользовалась "волшебной" фразой о местоположении Бога. Как обычно, денег у студента не хватает. Но есть "добрые шейхи", которые за правильный ответ ("на небе") готовы помочь деньгами. Студенты, Бог им судья, пользовались этим. Так что контрольный вопрос типа "Где находится Господь Творец?" с его неизменным ответом "На небе" (вариант – "На троне", "Над троном", "Он охватывает небеса и землю и находится над ними" и что-то подобное) даст даже совершенно незнакомому с мусульманской теологией человеку ясный сигнал о том, кто же находится перед ним – мусульманин или ваххабит.

Одной из краеугольных основ ваххабитского учения является борьба с усопшими, покойными мусульманами. Для любого ваххабита со смертью человека прекращается его связь с реальностью. Для настоящего мусульманина смерть не означает прекращение связи с окружающим миром, но означает своего рода переформатирование этой связи, переход его в новое, необычное для нас состояние. В силу этого мы верим, что молитва, совершение любого другого доброго дела с последующим посвящением его благ душе конкретного усопшего или всем душам ныне упокоившихся мусульман приносит им облегчение и радость. Вот почему настоящие мусульмане бережно ухаживают за могилами своих родных и близких, огораживают кладбища, добром поминают в своих молитвах усопших. В отличие от настоящих мусульман ваххабиты просто маниакально борются с покойными: они разрушают могилы простых мусульман и стирают с лица земли мавзолеи Божьих пророков, угодников, святых и праведников. Если для традиционного исламского сознания проявление уважения к усопшим является обязательным, то ваххабиты этим себя не утруждают. В 1994 году я совершал хадж и, несмотря на наличие разрешительной записи, регламентирующей поездку в Пресветлую Медину, в паспортах наших паломников, так и не смог добиться возможности ее посещения. Чиновник сильно удивлялся: чем обусловлено наше желание таскаться в такую жару тысячу с лишним километров в обе стороны. Ответ "желанием увидеть досточтимого Пророка (мир ему!)" возмутил его. Но его ответ тогда меня просто шокировал: "Его нельзя увидеть. Он в могиле. Только кости в могиле". В Медину мы тогда не попали. Если к личности дорогого для любого мусульманина, более близкого, чем собственные родители, человека, Божьего пророка и посланника (мир ему!) там бытует такое отношение, то что же говорить об отношении к простым мусульманам? Ваххабиты запрещают устанавливать на могилах отличительные знаки, делать надписи. Помнится, в 1997 году я возглавлял группу паломников.

Путешествовали на автобусе. Пользуясь возможностью, в Дамаске, на кладбище Баб ас-Сагыр, где захоронены Пречистые матери правоверных и ряд доблестных сподвижников (да будет ими всеми доволен Всевышний!), я заказал могильный камень для последующей его установки на могиле моей прабабушки в Казани. Камень изготовили очень быстро. Его погрузили в автобус. Без проблем выехали из Сирии, проехали Иорданию, а вот на въезде в Саудовскую Аравию саудовский таможенник обвинил меня в том, что я везу этот камень для установки в его стране (!). Мои доводы, опровергающие подозрения саудовца, не были приняты, но все же сыграли свою роль. Камень был "арестован" на границе, помещен под ключ на склад и был мне возвращен лишь при выезде из Саудовской Аравии. Что касается всех могил и мавзолеев, существовавших на саудовской территории, то все они снесены и уничтожены так же, как и исторические объекты и памятники, все то, что было связано с жизнью нашего Святого Пророка (мир ему!), его пречистой семьи и доблестных сподвижников (да будет ими всеми доволен Всевышний!). Слава Богу, что наместники османского султана часть священных экспонатов, принадлежавших Пророку Мухаммаду и другим Божьим посланникам (мир им всем!), в свое время вывезли в Стамбул, где они находятся и поныне в музее Топ-Капы. Иначе и эти артефакты были бы безжалостно уничтожены дикими экстремистами.

Ваххабиты, где бы они ни появились, всюду начинают свою борьбу с историческим наследием и культурой народа. Так было в Ираке, так происходит в Афганистане, Сомали, а сегодня и в Ливии. На Святой Земли, где беснующаяся толпа якобы мусульман не раз уже разрушала место погребения Иосифа Прекрасного (мир ему!), общего для иудеев, христиан и мусульман пророка. Ежегодно в дни, когда тысячи российских мусульман устремляются в город Булгар на Волге, и на этой благословенной Господом земле возносят благодарения за бесценный дар Веры и Ислама, толпы местных и заезжих горе-глашатаев ваххабитов пытаются сеять зерна раздора и смуты среди верующих. Как же им ненавистно понятие религиозного паломничества в столицу нашего Ислама!

А вот и свежий пример. Уже известно о тех, кто воевал в отрядах ливийских "повстанцев". В Триполи эти беснующиеся элементы напали на усыпальницы известных праведных шейхов, разгромили их могилы, вырыли и забрали их останки, бесчинствовали и сожгли библиотеки и скрылись с ними. То же самое было при захвате ваххабитами Величавой Мекки и Пресветлой Медины, нападении на усыпальницу имама Али в Неджефе и имама Хусейна в Кербеле... Бережное отношение к национальному сознанию, культуре, истории – это один из краеугольных камней, на котором зиждется традиционный российский Ислам. А вот ненависть к истории и культуре своего народа и не только – это отличительная черта, которая дает возможность отличить ваххабита от правоверного, доброго мусульманина.

В России, как показывают многочисленные полевые, практические наблюдения, ваххабиты избрали очень интересную тактику. В чем она заключается? Известно, что современная мусульманская общественная система неоднородна. Множество течений, чьи взгляды сформировались вокруг какой-нибудь второстепенной идеи или идейного учителя, сегодня правят бал. Деятельность некоторых подобных движений, учений, группировок в России запрещены решением Верховного суда РФ. В чем общее и в чем разница, скажем, между "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и "Таблиги джамаатом"? Общее в том, что оба являются идеологическими противника ваххабизма, а ваххабиты считают "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и "Таблиги джамаат" богопротивными сектами. Общее и в том, что их деятельность в РФ запрещена. А в чем разница? Разница в том, что во всем мире "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" хочет демонтировать понятие светского государства и "возродить" халифат (всемирное мусульманское государство), а "Таблиги джамаат" хочет, чтобы все стали мусульманами.

В обоих случаях это попытки изменить Божий промысел. В России оба этих движения давно утратили историческую и идеологическую связь с корнями и попали под влияние ваххабитов! А что же сам ваххабизм? А ваххабизм – как сама идеология, так и носители этой идеологии – с превеликим успехом действует в автономных условиях. Последователи ваххабизма в России сегодня умело маскируются и под "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", и под "Таблиги джамаат", и даже под "салафитствующих" суфиев"! Для чего? Как говорят, зри в корень! Государство одно за другим запрещает экстремистские группировки. На местном уровне случаются и "перегибы", когда запрещают обычное, традиционное, настоящее мусульманское книжное наследие. Нехватка специалистов приводит к тому, что, например, при задержании экстремистов соответствующие органы не в состоянии разоблачить ваххабита, умело прикрывающегося лозунгами иных идеологических течений. Так ли это уж важно? Да, важно, притом очень!

В результате подобных моментов формируется масса, которая пока ворчит, дескать, государство борется с Исламом. Но когда исчерпается список всех тех, кого нужно запретить, масса может оказаться внушительной и рядовой, не искушенный в тонкостях теологии верующий, способен будет примкнуть к реальным экстремистам. Таким образом, ваххабизм в России ставит задачу столкнуть государство и Ислам во всех его современных проявлениях с тем, чтобы создать общественное мнение "Россия против Ислама" и спровоцировать межконфессиональное и гражданское столкновение. В желании называться кем угодно, но только не ваххабитом, кроется очередная отличительная черта ваххабита от правоверного, доброго, настоящего мусульманина. Вчера еще они присваивали себе название "муслим", сегодня они "саляфиты" и уже "джадиды". Благодаря коварству и подлости ваххабитов в глазах рядовых граждан скомпрометированы такие понятия, как "шахид" ("мученик за дело Веры"), "джихад" (рвение, усердие на пути Божьем), "джадид" (новое, новаторство) ,"саляф" (благородные предки).

Как еще можно отличить ваххабита от настоящего мусульманина? Ваххабиты априори агрессивно настроены против своих идеологических противников. Для достижения своих целей они физически устраняют тех, кто составляет идеологическое ядро противника. Им чуждо понятие диалога. Ваххабиты не приемлют возможность мирного существования и добрых отношений между последователями Ислама, христианами и иудеями. Ваххабиты не допускают существования религиозного плюрализма.

Нужно ли запрещать ваххабизм в России? Однозначно – нужно. От правильного решения этой насущной идеологической проблемы зависит само будущее российского государства. При этом запрещение ваххабизма в России никак не может зависеть от взаимоотношений с той или иной страной. В какой-то стране ваххабизм может быть государственной идеологией, если такова воля жителей этого государства. Запрещая ваххабизм на всей территории Российской Федерации, российское государство, власть действует в рамках своего закона, своего суверенитета и, самое главное, ради своего будущего.


Муфтий Фарид САЛМАН, председатель Совета улемов РАИС – Всероссийского муфтията
Источник: "Интерфакс-Религия "


 Тематики 
  1. Радикальный исламизм   (241)
  2. Ислам   (204)