Пением «Вечной памяти» всем невинно убиенным в годы гонений началась 2 ноября презентация выставки московской художницы Лилии Ратнер, посвященной погибшим за веру в ХХ веке. «Вместе с Ним и в тюрьме мы свободны. Без Него и на воле тюрьма» – так назвала художница свои графические работы, которые продолжают ее же циклы, посвященные Ветхому Завету и Холокосту. На вечере в Культурном центре «Покровские ворота» речь шла не столько об авторе и достоинствах ее творчества, сколько о главной теме ее графической серии – необходимости памяти о страшных годах российской истории, которые дали человечеству сотни тысяч новомучеников и исповедников веры.
О необходимости сохранения памяти говорил, открывая вечер, настоятель храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. «Забвение открывает путь новым злодеяниям… То, что мы уже помним – это если не гарантия, но хотя бы попытка гарантии того, что это не повторится», – сказал он. По словам священника, вся история ГУЛАГа – это «яркая иллюстрация для всего мира: когда человек отворачивается от Бога, решает сам, где добро и зло, получается в тысячи, в миллион раз хуже, чем то, против чего человек протестовал». Двадцатилетие церковной свободы, итоги которого подводятся в эти дни, уже «исчерпало ресурс сочувствия к Церкви за перенесенные репрессии» в общественном сознании, заметил далее о. Александр. Сейчас о Церкви судят по ее реальным делам: в первую очередь, это благотворительная работа и «сосредоточенность на Слове Божьем», чтобы его «не только слушали, но и слышали».
В представленных работах Л. Ратнер графический рисунок расположен «поверх» фотографий, изображающих разрушенные храмы, праздничные шествия трудящихся сталинских времен и самого «вождя народов», победно глядящего с политических плакатов. Вот «Распятие»: Повешенный на кресте облачен в лагерную робу. Рядом «Пьета»: босая Богородица в полосатом рубище оплакивает Сына и вместе с Ним – всех уничтоженных в ГУЛАГе. Вот пылающая в огне Церковь, но она – не из камней или бревен: мистическое Тело Христово составляют в вечности ее чада, соединенные с Силами небесными общей молитвой.
Как заметила искусствовед Ирина Языкова, техника коллажа, к которой прибегла художница, совмещает «документ (фотографию) и его осмысление»: «Вот парад на Красной площади, который все видели, – и Христос, распятый над Россией. Его тоже кто-то видел тогда… Это как в иконе – сочетание видимого и невидимого».
Как отметил историк и публицист Владимир Илюшенко, для художницы мученики – это не только те, кто уже был канонизирован Церковью, но все, кто отдал жизнь за веру. «По сути дела, был репрессирован весь народ. Но сам же народ участвовал в этих репрессиях», – сказал В. Илюшенко, подчеркнув, что глубокого общественного осознания трагедии советского периода еще не произошло, «миф о Сталине» продолжает жить.
«В Белоруссии за последнее время было открыто три памятника Сталину и два памятника Дзержинскому, к ним возят школьников», – откликнулся поэт Дмитрий Строцев, приехавший из Минска. Он рассказал, что в урочище Куропаты («минское Бутово»), где были расстреляны НКВД в 1930-1940-х гг. тысячи людей, священник-энтузиаст начал было строить храм, но вскоре он был «удален», а храм стоит недостроенным. Другое место массового уничтожения людей – лагерь смерти Тростенец сразу после Великой Отечественной войны было превращено в свалку и до сих пор там не создано никакого мемориала. «Это наше сегодня может быть вашим завтра», – чтобы это тревожное предсказание Д. Строцева не сбылось, необходимы такие выставки, как представленная Л. Ратнер.
«Я прошу прощения у новомучеников: за такую тему должны браться великие – Гойя, Рембрандт! Но я не могла этого не делать: как будто кто-то меня заставлял», – взяла слово художница. Она рассказала, как в 40-градусную жару прошлым аномальным летом сидела над графическими листами по 10 часов в день, «эти работы выходили из меня сами, и только потом я обнаружила, что все время плачу». Стоя у Соловецкого камня в День памяти жертв политических репрессий, художница в который уже раз столкнулась с известным явлением: множество ее ровесников до сих пор, вспоминая свою молодость, говорят о советском прошлом с умилением. «Да, мы все были молоды, мы танцевали и пели на Лубянской пощади, а в это самое время там, в подвалах, пытали и расстреливали ни в чем не повинных людей. Это повод для покаяния, а не для умиления», – сказала Л. Ратнер.
То, что сейчас оттесняется на периферию общественного сознания, – Холокост, массовые репрессии советских лет, необходимо помнить, но «нести это очень тяжело», признала Ирина Языкова. По ее словам, «чтобы не сойти с ума», что-то должно уравновешивать эту страшную память. Это – покаяние и благодарение. Покаяние в религиозном смысле, как «метанойя» (перемена ума), с решимостью никогда не повторять этого больше. А благодарение – тем людям, которые сопротивлялись, которые сохранили веру, молились в застенках, и Богу – за то, что «несмотря на все эти ужасы, наша страна еще жива». «Благодарение и покаяние – в работах Лили», – заключила И. Языкова.
На вечере своими впечатлениями от увиденного и услышанного не могли не поделиться Елизавета Шик (дочь расстрелянного в Бутово мученика за веру священника Михаила Шика), поэт Александр Зорин, директор КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири, прихожане храма свв. Бессребреников Космы и Дамиана и другие. Крайне уместным на такой выставке был призыв Татьяны Зориной поддержать общественную кампанию в защиту «Расстрельного дома» (Никольская, 23), где в 1930-1940-е гг. размещалась Военная коллегия Верховного суда СССР, по приговорам которой были казнены более 30 тыс. человек.
Выставка Лилии Ратнер будет открыта в КЦ «Покровские ворота» до 17 ноября.
Как сообщила художница, следующая ее серия будет называться «Пророки ХХ века»: это будут портреты людей культуры и веры – жертв тоталитарного режима.
Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо"
Справка. Лилия Николаевна Ратнер – художник, искусствовед, преподаватель истории искусств в Общедоступном православном университете, основанном протоиереем Александром Менем, участник многих выставок в России (в частности, выставки в Манеже в 1962 году, разгромленной Н.С. Хрущевым) и за рубежом. Занималась монументальной живописью, ее монументально-декоративные панно были представлены на выставках в Канаде, Японии, Индии. Персональные выставки проходили в Польше, Чехословакии, США, Франции.
С 1996 по 2004 годы Лилия Ратнер работает над графическим циклом на темы Ветхого Завета «Пророки». В 2000 году большая часть этих работ была показана на международной выставке «Единство в сердце» во Франции. В 2007 году создан цикл работ «Народ Библии в Освенциме», посвященных трагедии Холокоста.
Лилия Ратнер – автор сборника эссе «В поисках смысла красоты», а также множества статей, посвященных изобразительному искусству и иконописи. Ее гравюры на библейские темы изданы в книге «Библейские истории», а также в книге о. Георгия Чистякова «Пятикнижие; дорога к свободе».