В одном из крупнейших иудейских объединений России произошла маленькая кадровая революция, о неизбежности которой в еврейском закулисье Москвы говорили уже давно. 25 и 26 октября проходил съезд Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), который лишил значительной части полномочий раввина Зиновия Когана.
Ранее Коган занимал пост председателя исполнительного комитета КЕРООР. Теперь же структура организации несколько изменилась. Вакантную ранее должность президента занял предприниматель Олег Малис. Председателем правления стал раввин Шломо Злотский. Зиновий Коган назначен вице-президентом КЕРООР по связям с государственными, общественными и религиозными организациями.
Раввин Коган уже второе десятилетие неизменно присутствует на всех совещаниях с участием государственных чиновников, заседаниях Всемирного русского народного Собора, межрелигиозных форумах и круглых столах. Его можно видеть в компании православных священнослужителей и муфтиев и даже на молитвенных завтраках протестантов. Это ценное умение находить общий язык с представителями государственной власти и иных религиозных общин, очевидно, и дальше будет служить на благо КЕРООР и входящих в его состав иудейских общин России.
Однако вместо Зиновия Когана координацией деятельности 75 общин по всей России будет теперь заниматься Шломо Злотский. Ранее этот раввин, в 1990 году уехавший из СССР в Израиль и недавно вернувшийся для служения в столичную Хоральную синагогу, не был известен за пределами Спасоглинищевского переулка. При спонсорской поддержке предпринимателя Олега Малиса он в течение нескольких лет руководит образовательной программой «Московский еврейский студенческий кампус», в рамках которой психологические тренинги и мастер-классы по ведению бизнеса сочетаются с изучением духовного наследия иудаизма.
Таким образом, съезд КЕРООР закрепил две тенденции. Во-первых, почетное, но, по-видимому, во многом церемониальное место президента занял предприниматель, а не человек духовного звания. «В связи с довольно тяжелыми экономическими событиями в мире, в стране у нас за последние годы очень сузились рамки помощи нашим общинам, – объяснил Интерфаксу кадровые перестановки главный раввин России, по версии КЕРООР, Адольф Шаевич. – Сегодня мы надеемся в полном объеме возобновить такую помощь и реализацию программ, которые раньше не удавалось осуществить из-за нехватки средств», – заключил он.
Во-вторых, координация работы этих программ и распределение финансовых потоков переданы в руки Шломо Злотскому. Для еврейских общин России вопрос финансирования чрезвычайно важен, осуществляется он «сверху», так что от доброй воли головной организации во многом зависит процветание или угасание той или иной общины. С другой стороны, скупость может стоить «зонтичной» организации потери общин, как это показала «война» между КЕРООР и Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) начала 2000-х годов, когда немало региональных отделений перешли в состав более обеспеченной организации главного раввина Берла Лазара.
Так что новая должность Зиновия Когана предполагает скорее представительские функции, чем административные.
Эти изменения вызвали неоднозначную реакцию в еврейском сообществе Москвы. Зиновий Коган у многих из религиозных евреев новой генерации вызывал неприятие из-за своей принадлежности к реформистскому течению. Кстати, руководители ФЕОР в качестве аргумента против влияния КЕРООР часто упоминали союз конкурирующей организации с реформистами. При этом на «реформистской улице» авторитет Когана подвергается серьезному испытанию со стороны Объединения религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР), совершенно независимого объединения со своим финансированием, образовательными программами и прямыми связями с израильскими и американскими структурами так называемого прогрессивного иудаизма.
С другой стороны, не все согласны с тем, что раввин Шломо Злотский обладает достаточными организационными способностями, хотя его религиозные убеждения и образ жизни больше соответствуют настроениям в московской еврейской общине. Злотский принадлежит к течению религиозных сионистов, чьи убеждения во многом отличает модернизм по сравнению с иудейской ультраортодоксией, однако эти убеждения считаются в должной мере соответствующими традиционным установлениям иудаизма.
В сухом остатке КЕРООР получила солидную поддержку состоятельного бизнесмена и ориентацию на новое поколение религиозных евреев. Будущее покажет, насколько коммерциализация поможет Конгрессу освободиться от кадровой зависимости со стороны зарубежных духовных образовательных учреждений и увеличить число своих общин в России. Кадровый вопрос назван Адольфом Шаевичем основным в планах развития КЕРООР. Пока что рукоположение новых раввинов – граждан России, несмотря на наличие у организации духовного училища – ешивы «Огалей-Яаков», находится в прямой зависимости от воли спонсоров и влиятельных раввинов ортодоксальной направленности в Израиле.
Михаил Ицкович Кушнир – исследователь новейшей истории иудаизма в России
Источник: "НГ-Религии "