Удивительно, но премию, присуждаемую в том числе и за установление лучшего взаимопонимания между наукой и религией, дали астрофизику, который разрабатывает теорию Большого взрыва. А она исключает Бога из процесса сотворения мира. Но именно за Большой взрыв ученый и получил самую "божественную" награду в мире.
В 2011 году Темплтоновской премии "За исследования и открытия в области духовности" (Тempleton Prize for Progress Toward Research or Discoveries about Spiritual Realities) удостоен британский ученый Мартин Рис (Martin John Rees) – астрофизик из Кембриджского университета, Королевский астроном, лорд и в недавнем прошлом президент Лондонского королевского общества. Премия – крупнейшая в мире из числа вручаемых одному человеку – один миллион шестьсот тысяч долларов.
Рис не скрывает, что он атеист. И то что, по его мнению, "религиозные учения не могут объяснить загадки природы". Но от премии не отказывается.
Жюри же и представители Теплтоновского фонда (Templeton Foundation) настаивают: исследования Риса "расширяют человеческое восприятие Божественного и помогают ускорению богословного творчества". А по условиям "конкурса", вероисповедание номинанта премии не имеет значения. И атеистом он может быть.
В заявлении фонда сказано, что Рис "поднял жизненно важные вопросы, касающиеся глубочайших надежд и страхов человечества". Что он "расширил границы понимания физических процессов, которые определяют существование космоса, включая идеи по поводу параллельных миров или бесконечного числа вселенных".
Но больше всего, если верить официальному заявлению фонда, членов жюри изумила сама постановка вопроса. Номинант в своих работах интересовался: "Как велика физическая реальность?" . И неоднократно отвечал, что "Природа случайным образом рождает множество параллельных миров, которые служат для нее полем экспериментов по созданию жизни."
Жюри отнюдь не смутило, что подобную гипотезу Рис предлагал как альтернативу "гипотезе Создателя".
Правильные слова в нужное время
Не исключено, что исследования Мартина Риса стали своего рода фоном для присуждения Темплтоновской премии. А наградили-то его за правильные слова, сказанные еще в прошлом году в интервью британским журналистам.
Ученый, по сути, признал – пусть даже косвенно, что существует разум, который несравненно мощнее человеческого. А кому он может принадлежать, если не Богу?
И прав, наверное, известный британский биолог, атеист и критик религии Ричард Докинз, отозвавшийся в своей книге «Бог как иллюзия» о Темплтоновской премии, мол, это "очень крупный денежный приз, ежегодно присуждаемый ученому, готовому, как правило, сказать что-нибудь приятное о религии".
В 2010 году Рис выразился в том смысле, что не понять нам -скудоумным – законы мироздания. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. А гипотезы, к примеру, о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной могут существовать множество других, так и останутся недоказанными предположениями.
– Несомненно, объяснения есть всему, – говорил лорд Рис, – но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий разум ограничен. И он достиг своего предела.
Действительно, физики и космологи в попытках понять и объяснить, как устроено мироздание уже несколько десятилетий тщетно пытаются создать Теорию всего. Или так называемую Единую теорию. Над ней работал Альберт Эйнштейн. Но недоделал. Наказал доделать последующим поколениям. Но они пасуют.
Общепризнанная так называемая Стандартная модель Вселенной подразумевает, что в ней существуют четыре фундаментальные силы: электромагнитная, сильное взаимодействие, которое имеется в атомном ядре, слабое, которое управляет радиоактивным распадом, и гравитация. Нынешним ученым удалось увязать первые три силы. А четвертую – гравитацию – присоединить к теории никак не получается. Равно как и понять ее природу.
– Мы столь же далеки от понимания микроструктуры вакуума, сколько и рыбы в аквариуме, которым абсолютно невдомек, как устроена среда, в которой они живут, – образно доносил горькую правду королевский астроном.
– У меня, например, есть основания подозревать, что у пространства – ячеистая структура, – продолжал лорд Рис. – И каждая его ячейка – в триллионы триллионов раз меньше атома. Но доказать или опровергнуть это или понять, как такая конструкция работает, мы не можем. Задача – слишком сложная, запредельная – для человеческого разума. Как теория относительности Эйнштейна для мартышки.
В итоге, лорд заключил: мол, верю, что Единая теория в принципе существует. Но чтобы создать ее, никакого человеческого ума не хватит. А вероятность зарождения жизни во Вселенной столь мала, что смахивает на чудо…
Справка "КП"
Теплтоновская премия была учреждена филантропом сэром Джоном Темплтоном в 1972 году. Присуждается ежегодно с 1973 года. Первым лауреатом стала Мать Тереза Калькуттская.
В 1983 году премию получил Александр Солженицын.
Среди лауреатов полно физиков: Стэнли Яки (1987), Пол Дейвис (1995), Фримен Дайсон (2000), Джон Полкинхор (2002), Чарльз Таунс (2005), Джон Барроу (2006), Бернар Эспанья (2009).
В прошлом году премия была присуждена Франсиско Аяле – профессору Калифорнийского университета, члену национальной академии наук США, специалисту по эволюционной генетике. Он написал книгу "Дар Дарвина" (Darwin’s Gift, 2007), в которой доказывает, что вера в Бога не мешает и не противоречит научным знаниям. Как не является спорным утверждение, что в мире допускается существование зла и несправедливости. Зла и доброго всемогущего Бога.
Владимир Лаговский
Источник: "КП"