Про это понятие, вокруг которого нагромождены целые горы безграмотной и вредной информации, размышляет доктор психологических наук, зав. кафедрой педагогики и медицинской психологии Московской медицинской академии им. Сеченова, профессор
Юрий Михайлович Орлов
Современные программы полового воспитания, средства массовой информации, маститые сексологи в один голос твердят: секс – естественная функция организма, человек должен заниматься им исключительно ради удовольствия, и деторождение совсем не обязательно рассматривать как смысл и конечную цель интимных отношений мужчины и женщины.
Молодежь учат "не стесняться себя", поскольку сдержанность якобы вредит здоровью, развивает нежелательные психологические комплексы, делает человека скованным, скованной, или, наоборот, агрессивным. Слово "ответственность" в таких рассуждениях становится излишним. Ребятам настойчиво рекомендуют пользоваться противозачаточными средствами – этим и ограничивается забота об их "репродуктивном здоровье". И никому подумать о том, что, отделяя секс от любви, от деторождения, от понятия "семья", мы обкрадываем и нашу молодежь, и себя самих.
Неразборчивые интимные связи могут привести к ущербности в половом развитии личности. Но как всегда рассуждают родители взрослеющих дочерей? Они боятся, что дочь соблазнит какой-нибудь негодяй: а вдруг девушка забеременеет и создаст проблему для всей семьи? И никто из родителей не боится совращения сыновей: ведь мальчик-то уж точно не забеременеет! К тому же среди сильной половины человечества раннее начало половой жизни почитается за особую доблесть, признак мужества. В этом мы недалеко ушли от древних племен, у которых существовал обряд инициации – посвящение в мужчины: юноша должен был выдержать довольно суровые испытания, доказав, что он может быть охотником и воином; у некоторых народов этот обряд предполагал и первый интимный контакт.
На самом деле растление мальчиков (я имею в виду привлечение их к раннему половому связи и дальнейшие беспорядочные контакты такого рода) по своим психологическим последствиям не менее пагубно влияет на мужчину – будущего мужа. Дело в том, что вступление в интимную связь только ради полового удовлетворения всегда влечет за собой – впоследствии, совсем не сразу! – Неприятные переживания. Если же это повторяется часто и если к объекту своего полового влечения юноша не испытывает любви, а в некоторых случаях оценивает эту девушку весьма низко и даже презирает, то возникает психологический конфликт между половым влечением и способностью к любви. В чем он заключается? У парня складывается определенная психологическая установка: объект влечения не может быть любимой, с сексом связано нечто грязное, а любимый человек, – любимая лишь в воображении и "платонически". Если это зашло далеко, у молодого человека может развиться так называемый пигмалионизм: любовь недостижимого, воображаемого, идеального объекта. Так появляются люди, любовь которых живет до первого интимного сближения, а затем немедленно погибает под влиянием накопленного отрицательного опыта сексуальности, оторванной от любви.
Несдержанность и неразборчивость приводят к неразрешимому конфликту между любовной установкой и половым влечением. Этому могут быть подвержены как мужчины, так и женщины.
То, что в нашем обществе распространены добрачные связи и терпимое отношение к ним, не должно рассматриваться как вседозволенность. Такое положение ставит под угрозу существование семьи как таковой, а значит, и устойчивость общества в целом. Как правило, мужчины, неразборчивые в интимных контактах до брака, плохо адаптируются в семье. То же можно сказать и о женщинах. Человек должен понимать: сексуальное влечение есть богатство, дар природы, который следует использовать разумно, без вреда для себя и последующих поколений – наших детей.
Парень и девушка должны быть целомудренными не наивным неведением гимназисточки, которая до вступления в брак не имела представления о том, от чего появляются дети. Настоящее целомудрие основано на знании закономерностей развития сексуальности человека, гигиеническом образе жизни и подготовке себя к семье. Это требует самодисциплины и сдержанности.
Воздержание – одно из средств окультуривания половой потребности. Я имею в виду не такую сдержанность, когда, отказываясь от "удовольствия", юноша или девушка испытывают чувство потери, ущемления, рисуют в воображении сцены, которых не было (а могли бы быть!), И доводят себя до отчаяния. Стойкое ощущение потери, или, как говорят психологи, фрустрация, деформирует характер. Сдерживаться человек должен сознательно, по доброй воле, а не из страха или стыда. Добровольно наложенные на себя ограничения никогда не приводят к развитию психологических комплексов.
Что касается представления о вреде полового воздержания для здоровья, то это опасная ложь, которая навязывается молодежи сексуально несдержанными людьми или теми, кто не гнушается зарабатывать деньги, торгуя вседозволенностью.
Источник: "AGNUZ"