Репортаж о жизни в американской суфийской коммуне вызвал множество вопросов о том, что же такое нео-суфизм, какое отношение он имеет к традиционному суфизму и исламу в целом. Обозреватель Religo.ru Анастасия Галашина обратилась за комментариями к генеральному секретарю Суфийского Ордена Северной Америки Хасану Сухраварди Гебелу.
Вы называете себя суфиями. Но иногда про вас говорят «неосуфии», корректно ли это?
Вообще, мы называемся Международный Суфийский Орден (Sufi Order International), но по отдельности каждый из нас, как правило, не называет себя суфием. Скорее, мы называем себя «стремящимися быть суфиями». Я имею в виду, что мы стремимся к полной реализации духа. Мне не встречался термин «неосуфии», но могу предположить, что он подразумевает отход от традиции суфизма. Мы же считаем себя продолжением Суфийского Ордена Чиштия, связанного с некоторыми выдающимися святыми Индии, такими, как Моинуддин Чишти и Низамуддин Аулия. Обучение, которое мы предлагаем в нашей Эзотерической Школе, основано на традиционных практиках нашей линии.
Какова связь между традиционным суфизмом и вашим суфийским движением?
В 1910 году Хазрат Инайят Хан принес суфизм из Индии на Запад, следуя наставлениям своего учителя Сайида Абу Хашим Мадани. Инайят Хан был преемником своего учителя, который сделал его продолжателем определенной ветви Ордена Чиштия. Задачей Инайят Хана было передать западным людям мистическую традицию, которая расцвела в восточной культуре. Изучение метода, который он использовал в обучении своих учеников, показывает, что он был совершенно традиционным, неразрывно связанным с традициями, которые передавались его предшественниками. Сегодня Академия Сулук — главный центр обучения членов Международного Суфийского Ордена — использует учебный курс, основанный на традиционных методах, которые применял Инайят Хан.
Не секрет, что ортодоксальные суфии не признают вас как часть их традиции. Что вы думаете и чувствуете по этому поводу?
Знаете, Инайят Хан приглашал адептов различных вероисповеданий в Суфийский Орден и призывал их углублять практики своих религий. Как правило, на Западе в наш Орден большинство членов приходят из христианской и иудейской среды. И совсем немногие — из ислама. Поэтому мы, как сообщество, не делаем видимых усилий для установления связей с суфиями-мусульманами. Пир Зиа Инайят Хан (духовный лидер Международного Суфийского Ордена, сын и преемник Пира Вилайята Инайят Хана) способствует углублению наших знаний об исламе и вдохновляет нас на то, чтобы относится с уважением к взглядам наших братьев и сестер мусульман. Когда мы выказываем уважение к их традиции, то обнаруживаем, что им становится проще воспринимать наши взгляды.
Некоторые считают неосуфизм частью феномена «Нью Эйдж». Так ли это?
Да, когда я присоединился к Суфийскому Ордену в 70-х, он считался частью движения Нью-Эйдж. Но время шло, и отец Пира Зиа, Пир Вилайят, который в то время был главой Ордена, почувствовал, что Нью-Эйдж часто принимает поверхностные и преходящие формы. Поэтому он постепенно отделил от него Орден. Вначале у движения Нью-Эйдж были высокие идеалы, оно несло возможность пробуждения сознания в огромных масштабах. Однако позже его поглотила потребительская культура, и оно утратило свою направленность.
Вы когда-нибудь встречали традиционных мусульман, которые признавали бы ваше движение частью ислама?
Пир Зиа организовывал встречи традиционных суфиев-мусульман в Абоде (Abode of the Message – главный центр Ордена). Он рассказывал про одну встречу с лидером традиционных суфиев, на которой он показал свои познания в исламском суфизме, и лидер ответил на это, что понимает особенную миссию Ордена и полностью его поддерживает.
Обязательно ли быть мусульманином, чтобы быть инициированным в вашу традицию? Почему?
Не обязательно. Как я уже говорил, это часть нашей традиции — поощрять наших членов следовать своим религиям. И это не новая традиция. Моинуддин Чишти, принесший суфизм в Индию в XI веке, инициировал исповедовавших индуизм, не требуя от них обращения в ислам. Он учил их в традиции их религии, став их гуру. Сегодня Урс (празднование ухода святого в иной мир) Моинуддина Чишти отмечается многими людьми в Индии. Среди них столько же индуистов, сколько и мусульман.
Что нужно сделать человеку, чтобы его инициировали?
Инициация – серьезное решение. Сначала нужно изучить наш путь, убедиться, что он тебе подходит. Это можно сделать, читая книги, в которых описано учение Хазрата Инайят Хана, они легко доступны. Если возможно, то полезно встретиться с кем-нибудь из членов Ордена и посмотреть, чувствуешь ли себя рядом с ним, как дома. Инициация — это вступление в духовную семью. Есть два решения, которые нужно принять при инициации. Надо выбрать себе наставника и работать с ним. В Ордене есть много наставников, и можно встретиться с любым из них для того, чтобы выбрать подходящего. Второе решение, которое нужно принять, — это серьезное изучение традиционного знания. Это можно сделать, посещая занятия в учебном центре Ордена по месту жительства или Академию Сулук — интенсивный двухгодичный учебный курс. Или, если ни одна из этих опций не возможна, можно учиться самостоятельно с помощью своего наставника.
Как выглядит инициация?
Инициация — это приватная церемония с Пиром Зиа или с назначенным представителем Ордена, уполномоченным давать посвящение. Инициацию еще называют «взяться за руки», это — установление непосредственной связи с цепью мастеров и святых из нашей линии. В церемонию входят несколько основных вопросов. Ответы на них подобны обетам. Конечно, это обеты чести. Никто не будет проверять, живете ли вы согласно этим обетам.
Почему вы называете себя Универсальной Традицией? Откуда это пошло и что это означает?
Исторически суфизм восходит к мистической традиции в исламской культуре. Однако, если присмотреться получше, то можно проследить его связь с отцами-пустынниками христианства, с греческими и египетскими мистическими школами, с персидским зороастризмом и с мистическими традициями иудаизма. В широком смысле, суфизм, как путь мудрости, существовал всегда, с ранних времен и во всех традициях.
Инайят Хан говорил о том, что мы называем «Посланием» и «Духом Внутреннего Наставника» (the Spirit of Guidance). Суфийские школы всегда предлагали определенный путь пробуждения человеческих душ. На коллективном уровне существует универсальная школа, учителя которой были пророками разных религий. Они приносили Послание человечеству в такие моменты его развития, когда оно было готово услышать Послание и принять его. Именно это Послание постоянно передается каждому человеку через Дух Наставничества. В этом смысле Универсальная Традиция существовала всегда, и мы стремимся быть ее частью. Мы надеемся, что мы можем внести, пусть и небольшой, но вклад в работу Духа Внутреннего Наставника, в то, как он проявляется в наше время.
Вы используете Коран? Он является вашей священной книгой?
Мы почитаем все священные книги в нашем Универсальном Богослужении. Наша основная священная книга — это книга Природы, которая говорит с теми, кто имеет терпение слушать.
Вы молитесь пять раз в день, как мусульмане?
Нет. Предполагается, что каждый член Ордена молится в своей традиции. Некоторые из нас — мусульмане, и они совершают мусульманские молитвы. Также у нас есть молитвы в специальное время, которые мы делаем каждый день.
Вы едите свинину?
Некоторые едят, а некоторые – нет.
Вы совершаете зикр? Что такое зикр?
Зикр означает поминание. Практика зикра — это повторение священных имен Бога. Также он может означать определенное выражение, которое пришло как откровение пророку Мухаммеду (Мир ему). Это «Ла иллаха илла ‘ллах ху». Оно означает «Не существует Реальности, отдельной от Единства». При повторении этой фразы с искренним чувством и открытым сердцем, туман впечатлений и условностей, которые накопились как ложное «я», рассеивается и открывается путь к глубокому переживанию священного присутствия.
И, да, мы делаем много разных видов зикра.
Вы совершаете какие-нибудь секретные практики?
Мы стараемся сохранить священность этих практик, и поэтому делимся ими в приватной обстановке с членами Ордена.
Какие в вашем сообществе запреты и правила?
У нас нет никаких правил. Мы предполагаем, что наши члены будут относиться друг к другу с уважением и сохранять конфиденциальность священных учений и практик, которые им предлагаются. У нас есть обширный курс обучения для лидеров Ордена. Тех, кто прошел подготовку, мы уполномочиваем представлять наш суфийский Орден.
Есть ли ваши центры в других странах?
Помимо многочисленных центров в Соединенных Штатах и в Канаде у нас есть центры в Англии, Франции, Германии, Голландии, Бельгии, Дании, Норвегии, Швейцарии, Австрии, Литве, Греции, Испании, России, Пакистане, Малайзии, Австралии, Новой Зеландии и Чили.
Вам бы хотелось, чтобы все люди на земле стали суфиями?
Суфийский Орден как группа посвященных всегда будет оставаться немногочисленной. С другой стороны, Послание предназначено для всех людей. Мы не стремимся заполучить как можно больше обращенных. Мы чувствуем, что наша работа — сажать семена. Урожай придет в свое время, в будущем.
Источник: "RELIGO "