В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Контексты политики США в отношении мусульманского мира

В октябре с.г. в американском штате Висконсин произошел скандал. Глава отделения Республиканской партии в этом штате Райнс Прибас трижды в течение одной пресс-конференции заявил, что «Обаму нужно казнить». Это была оговорка: в голове республиканца произошло замещение имени Усамы бен Ладена (Osama) на фамилию Обамы (Obama). Впрочем, немудрено ошибиться: в США настойчиво и последовательно проводится пропагандистская кампания под условным названием «Обама бен Ладен» – от публикации коллажей, на которых американский президент одет, как бен Ладен, и помещен в соответствующий антураж, до продажи в Интернете бейсболок с надписью «Obama bin Laden» по 15 долл. за штуку.

Что говорится и как понимается

Президент-демократ Барак Хусейн Обама был делегирован в Белый дом американской элитой и разными лоббистскими группами и группами влияния с явной целью способствовать решению накопившихся и обострившихся проблем взаимоотношений Америки с исламом и исламским миром. За кулисами этого процесса скрываются политтехнологи, спичрайтеры и специалисты по пиару, которые понимают задачу, но, как нам кажется, не вполне ориентируются в контекстах – тех условиях и обстоятельствах, которые трансформируют и деформируют месседжи демократической администрации.

Впервые в истории США присягу принес президент, в имени которого было имя отца-мусульманина – Хусейн, да и сам он получил имя, распространенное среди мусульман Индонезии, – Барак, что ассоциируется с «благословением Аллаха». При этом имя отца Обамы – Хусейн – напоминает американцам еще и о Саддаме Хусейне.

Первое, что сделала новая администрация, – это изменила дискурс, обращенный к исламскому миру, проявлением чего стала заранее разрекламированная «Каирская речь» Обамы. Сначала предполагалось ее произнесение в «Аль-Азхаре» – мировом центре суннитского ислама, но из-за протестов, в том числе и египетского духовенства, речь прозвучала на нейтральной площадке – в Каирском университете. Она не произвела задуманного впечатления. Реакция исламского мира была такая: пусть Америка на практике покажет, что ее отношение к нам изменилось к лучшему.

Трудность ситуации, в которой оказался Обама, не в последнюю очередь связана с тем, что его риторика и политика имеют одновременно по меньшей мере два внутренне неконсолидированных адресата, чьи интересы, системы ценностей и представления о мире различаются кардинальным образом. С одной стороны – американцы, простые избиратели и различные группы интересов и влияния, включая как протестантских фундаменталистов, так и местных мусульман, с другой – тот самый ислам или исламский мир, который чрезвычайно далек от монолитности и чья относительная консолидация во многом достигается только за счет поддержания образа общего врага – тех же США. Эти адресаты и их конкурирующие фракции ревниво прислушиваются и присматриваются ко всем концептуальным и практическим начинаниям Обамы, обращая внимание не столько на некоторые достижения, сколько на ошибки и непоследовательные действия.

Связанный с исламом дискурс Обамы включается в разные контексты – уже сложившиеся в американском (и не только американском) массовом сознании и сознании политического класса установки, стереотипы, своего рода инерцию сознания. И эти контексты трансформируют, а то и деформируют содержание высказываний Обамы об исламе. Команде Барака Обамы не удается сформировать дискурс, который бы удовлетворял всех адресатов одновременно. (Большой вопрос – возможно ли это в принципе). Контекст преобладает над текстом. Обама превращается в Усаму для одних, в мусульманина для других, в вероотступника для третьих и т.д. Посмотрим, как это происходит.

Мусульманин для американцев и вероотступник для мусульман

В августе 2010 года авторитетный исследовательский институт Pew Forum on Religion & Public Life провел исследование, из которого выяснилось, что 18% американцев считают Обаму мусульманином. Правда, согласно опросу, 43% американцев вообще не знают, какую религию исповедует американский президент.
Мусульманином в США Обаму наверняка считают в подавляющем большинстве случаев немусульмане. И в глазах немалого количества американцев это – негативная характеристика их президента. В марте 2006 года тот же исследовательский центр Pew Forum on Religion & Public Life опубликовал данные, согласно которым почти половина респондентов – 46% – относится к исламу отрицательно.

Видя такое дело, администрация Белого дома стала «оправдывать» Обаму. 20 августа с.г. перед журналистами выступил официальный представитель Белого дома Билл Бертон. Он заявил, что президент по вероисповеданию христианин и ежедневно совершает молитвы.

Пятую часть американцев, как видим, это не убеждает. Кто-то обращает внимание на то, что заявление о христианской принадлежности сделал не сам президент, а его представитель. Кто-то может знать, что в Коране сформулирован принцип, получивший название «такия»: «Кто отказался от Аллаха после веры в Него – кроме тех, которые вынуждены, а сердца их спокойны в вере – только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них гнев Аллаха, и им – наказание великое» (16:106) (выделено мной. – А.И.).

Зная о принципе «такия», который позволяет мусульманину (как шииту, так и сунниту) скрывать свою действительную веру из каких-то соображений (например, из-за опасности подвергнуться преследованиям и репрессиям), они могут думать, что Обама именно так и поступает.

Предпринимаются и более тонкие ходы. В ноябре с.г. третья жена деда американского президента Сара Огвэлл, живущая в Кении, совершила второй хадж за счет Саудовской Аравии и дала в Мекке саудовской газете «Аль-Ватан» интервью, которое было воспроизведено и прокомментировано во всех западных СМИ. Бабушка Обамы сообщила всему миру: «Я много молюсь Аллаху, чтобы мой Барак принял ислам». Из этого должно следовать, что Барак Хусейн Обама, по свидетельству его бабушки-мусульманки, не является мусульманином.

Но после того как стало известно, что Обама христианин, он в глазах мусульман оказывался вероотступником (араб. – «муртадд»), который, что несомненно, родился и был какое-то время мусульманином, но в известный момент времени перешел в христианство, что с позиций ислама и есть вероотступничество (араб. – «ридда»), преступление большее, чем неверие (араб. – «куфр»). Наказание за вероотступничество – смерть, если человек не ответит покаянием и возвращением в ислам после трех обращенных к нему призывов. И в июне 2009 года, накануне выступления Барака Обамы в Каире, некие «Единобожники Египта» (Муваххиду Ард аль-Кинана) разместили в арабоязычном исламистском Интернете призывы к убийству Барака Обамы и инструкции, как это сделать с использованием пояса шахида. Еще более показательна 20-тысячная антиобамовская демонстрация индонезийских исламистов в Джакарте накануне приезда Барака Обамы в ноябре с.г., хотя, по расчетам организаторов визита, индонезийцы не должны были бы встретить его с радостью: ведь на земле Индонезии маленький Барак, как считается, стал мусульманином…

Не исключено, что политтехнологи из команды Обамы вообще хотели сделать его своего рода символом или воплощением единства ислама и христианства. Обращает на себя внимание тот факт, что за некоторое время до последних президентских выборов в среде афроамериканцев в США стал реализовываться весьма любопытный проект – двойная религиозная принадлежность. Появились и получили рекламу в СМИ люди, утверждающие, что они одновременно являются и христианами, и мусульманами – вплоть до того, что они посещают и церковь, и мечеть.

«Ислам всегда был частью Америки»

Не в очень подходящее время – накануне годовщины терактов 11 сентября – Обама поддержал идею строительства мечети вблизи разрушенного в 2001 году Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. «Как гражданин и как президент, я считаю, что мусульмане имеют такое же право совершать свои религиозные обряды, как и все остальные граждане страны, – заявил президент в Белом доме, куда были приглашены представители мусульманской общины США, а также послы ряда стран для участия в церемонии ифтара – вечерней трапезы во время поста Рамадан. – Это включает в себя право на строительство места для отправления обрядов и общественного центра на территории частного владения на Манхэттене в соответствии с местными законами и нормативными актами». После этих слов еще больше увеличился процент американцев, считающих, что Обама – мусульманин.

Кроме того, Обама сказал, что «в США Рамадан – еще и напоминание о том, что ислам всегда был частью Америки и что американские мусульмане многое сделали для нашей страны», то есть Америки (выделено мной. – А.И.). Газета The Washington Times назвала «самым озадачивающим из тезисов президента [Обамы] его слова о том, что «ислам всегда был частью Америки». Газета решительно опровергла этот тезис, с полным основанием заявляя, что «ислам не имел влияния на создание и развитие Соединенных Штатов, он ничего не дал ранней американской политической культуре, искусству, литературе, музыке и любому другому аспекту жизни молодой нации».

Возможно, американские журналисты даже не подозревают о том, что среди мусульман всего мира, особенно американских, распространено убеждение в том, что ислам появился на Американском континенте до возникновения Соединенных Штатов и даже до открытия Америки. Через любую поисковую систему в Интернете, задав фразу «Америку открыли мусульмане» (Muslims Discovered America), читатель может узнать весьма любопытные вещи – о том, что доколумбова Америка была открыта и освоена мусульманами. «Руины мечетей и минаретов с высеченным текстом аятов Корана были обнаружены на Кубе, в Мексике, Техасе и Неваде… В Неваде, Колорадо и Нью-Мексико – остатки существовавших здесь когда-то медресе». Это – типичный текст подобного рода.

Если мусульмане открыли и освоили Америку раньше Колумба и, естественно, раньше отцов-основателей Северо-Американских Соединенных Штатов, то это означает, что США расположились на исламских землях. «Номер два» в «Аль-Каиде» Айман аз-Завахири в одном из своих выступлений дал такое определение «исламских земель»: это те территории, на которых хотя бы один день применялся шариат Аллаха. «Аль-Каида», по заявлениям ее руководителей и идеологов, воюет за освобождение «исламских земель». По мнению исламских радикалов, шариат применялся в Америке, и не один день. Поэтому США включаются алькаидовцами в список тех стран и территорий, которые надо освободить в ходе джихада, – в Андалусии со столицей в Кордове (Испания), Палестине (Израиль), Кашмире (Индия), Чечне (Россия), Синьцзяне (Китай), Паттани (Таиланд), во всей Центральной Азии. И вот теперь – в Америке… Кстати сказать, строительство мечети на Манхэттене у «граунд зиро» названо его устроителями «Проект Кордова» как мирный вариант исламской «реконкисты».

«Новый курс» американской администрации, который анонсировали во время предвыборной кампании и после избрания Барака Обамы президентом в отношении ислама и исламского мира, не удался. Не только потому, что Соединенные Штаты не в состоянии быстро развязать те узлы проблем и конфликтов, которые существовали и остаются до сих пор, но и потому, что не вполне адекватно выстроен апеллирующий к исламу дискурс американского президента.


Александр Александрович Игнатенко – доктор философских наук, президент Института религии и политики
Источник: "НГ-Религии"


 Тематики 
  1. Религия как инструмент политики   (163)
  2. Религия и государство   (560)
  3. США   (971)