Кто должен править? В чьих руках находится духовный, равно как и политический, авторитет? С точки зрения суннитов, правителем (халифом) может быть любой мусульманин, обладающий достаточной компетенцией и избранный на эту должность голосованием «снизу». Для шиитов недостаточно признания людьми: власть должна носить божественный характер.
Иначе под вопросом оказывается сам смысл Ислама как религии «предания», «подчинения себя Богу». Руководство (вилайат) не может быть отдано на откуп людям, которые, согласно Корану, являются в большинстве своем «неблагодарными» и «неверующими». Выбор человека является нелегитимным, если существует выбор Бога. Как сказано в Коране:
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (Сура 33, аят 36).
Шииты верят, что Всевышний избрал для руководства и очистил от грехов Али и одиннадцать его потомков от Фатимы (дочери Пророка). Шииты почитают четырнадцать Непорочных (ма‘сум) – Пророка Мухаммада, его дочь Фатиму Захру, Али ибн Абу Талиба, Хасана ибн Али, Хусейна ибн Али, Али ибн Хусейна, Мухаммада аль-Бакира, Джафара ас-Садыка, Мусу аль-Казима, Али ар-Риду, Мухаммада ат-Таки, Али ан-Наки, Хасана аль-Аскари и Мухаммада аль-Махди. Это Ахль уль-Бейт – «люди Дома (Пророческого)» – священный род, свыше наделенный правом руководить людьми в силу особого качества непорочности, данного им Богом.
Идея шиизма состоит в том, что во главе всех властных иерархий должен находиться абсолютно чистый человек, который как бы осеняет общество лучами своей благодати. Одно его присутствие внутренне трансформирует людей. Известны предания о том, как посетители Имамов уходили от них абсолютно другими. Потому Имам именуется «худжжат Аллах» – «аргумент Бога (на земле)».
Все двенадцать Имамов шиизма пали мучениками, за исключением последнего, ушедшего в сокрытие. Смысл сокрытия двенадцатого Имама, именуемого аль-Махди («Ведомый»), объясняется так: поскольку люди отвергли и уничтожили предыдущих руководителей, нет смысла в дальнейшем актуальном присутствии Имама среди них. Оставаясь живым, но незримым, он осуществляет мистическое руководство ими до тех пор, пока не откроет себя в конце времен, чтобы бороться с Антихристом (Даджжалом). Пророк сказал о его приходе: «Будет местоблюститель, который во имя Аллаха появится на земле в то время, когда мир будет подавлен тиранией и угнетением, и он наполнит его справедливостью и порядком. Он будет делить между людьми с совершенной беспристрастностью, он станет поступать со своими подданными справедливо и честно, и во всех спорах отделит ложное от истинного…» Согласно исламской эсхатологии, одновременно состоится приход Иисуса Христа, о чем Пророк сказал: «Иисус будет править среди моей уммы по справедливости; исправит заблуждения в вере, убьет свинью [Антихриста], объединит христиан и мусульман в единой вере, устранит джизью, отменит закят… Не будет более ни вражды, ни злобы между людьми. У скорпионов и змей не останется яда, так что ребенок будет играть со змеей и змея не ужалит его; девочка захочет поиграть со львом, и лев не причинит ей вреда; волки будут ходить среди овец, словно сторожевые собаки. Как чаша наполняется водой, так и мир преисполнится единством веры. Люди не будут поклоняться никому, кроме Аллаха. Не останется войн и смут… Растения и плоды станут произрастать, как во времена пророка Адама».
Ожидание прихода Сокрытого Имама делает шиизм устремленным в будущее. Пожалуй, здесь также пролегает водораздел между ним и суннизмом, ориентированным на прошлое, на воспроизводство идеалов «первоначальной общины» сподвижников Пророка. «Золотой век», который сунниты считают принадлежностью раннего Ислама, шииты переносят в будущее, ко времени прихода «Восстающего» – аль-Каима (Махди). Шиитская духовность также максимально чувствительна к проблеме справедливости, и главнейшим из ее идеалов становится реализация Божьей Правды на земле. Именно поэтому сторонники ши‘а всегда были непримиримыми противниками Халифата, усматривая в нем реанимированную форму восточного деспотизма.
И действительно, историческая трагедия Ислама состояла в том, что после первых и решающих успехов он по вине Омейядов оказался втянут в русло традиций восточного деспотизма, существовавших на занятых им территориях еще за тысячи лет до него. Эти традиции разлагали исламскую общину и идентичность, против чего выступили Али и группа его сподвижников (ши‘а). Шиитский проект состоял в развитии уммы как уникального человеческого сообщества, в котором воплощены справедливость и равенство всех в поклонении Единому Богу. На протяжении веков шииты, подвергаясь всевозможным формам гонений, не прекращали настаивать на том, что Ислам является религией братства и справедливости, а не подавления и деспотизма, помешав тем самым тираническим правителям «переписать» кораническую религию и превратить ее в что-то вроде древнего язычества, санкционировавшего власть обожествленных монархов.
В период сокрытия Последнего Имама функцию духовного руководства шиитами выполняют муджтахиды – ученые, духовные лидеры, являющиеся знатоками исламского Закона и отличающиеся благочестивым образом жизни. В целом институт муджтахидов наделен чрезвычайной важностью: власть принадлежит тем, кто обладает знанием, а не оружием или деньгами. Ученый человек в шиитской общине стоит выше миллионера, генерала или политика. Тем самым общество получает духовную структуру, что в наибольшей степени отвечает внутреннему смыслу Ислама.
Источник: "Империя Духа "