В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Трансформация личности в саентологии

В саентологии – лжеучении, сочиненном Л.Р. Хаббардом, – целью жизни каждого человека является изменение его самосознания для достижения все более и более «очищенных» форм, имеющих своим пределом состояние существа, способного контролировать окружающий мир во всех его проявлениях. Для достижения этого представленного саентологией идеала предлагается практический способ изменения человека. Как следствие, все аспекты саентологии служат трансформации сознания индивида.

И именно с задачей изменения сознания адептов саентологии связано создание ее основателем Л.Р. Хаббардом группового языка, содержащего, по разным оценкам, от 3 до 20 тысяч специальных саентологических терминов[1], причем существенно то, что наряду с новыми терминами саентологи используют общеупотребительные слова, совершенно искажая их привычный смысл. Язык – это, с одной стороны, способ общения, коммуникационная система. Но, с другой стороны, язык есть один из видов отображения мира, его образ в сознании человека, и, следовательно, в нем заключено некое знание о мире. Объем и характер информации, составляющей это знание, очевидно определяется содержанием языка, то есть его семиотикой и семантикой. Если заменить семиотику и семантику национального исторического языка на саентологические, то изменится и представление саентолога о реальности, отображение ее в его уме, реальный мир заменится в его сознании на некоторый им воображаемый.

Более того, по образному выражению М. Хайдеггера, «язык есть вместе дом бытия и жилище человеческого существа»[2], то есть ниша его обитания, в которой привычно функционирует его сознание. Изъятый из этой естественной среды человек оказывается как бы новичком в иной конструкции мира, учеником, не понимающим многих простых вещей; он отчасти беспомощен и, как следствие, нуждается в руководстве, в наставничестве со стороны более осведомленного и опытного саентолога. Таким образом, адепт становится уязвимым для попадания в зависимость и подверженности внушениям.

Одним из главных средств изменения понимания человеком самого себя можно считать и сами тексты Хаббарда, или саентологическое «Писание», особенно аксиоматическую их часть, представляющую собой длинный ряд кратких высказываний, предназначенных для длительной медитации и многократного перечитывания[3]. С научной и языковой точек зрения, изречения эти практически лишены смысла (см., например, первые 14 факторов в разделе «Создание вселенной»[4]), так что они могут приобрести какое-то культовое значение только для человека, сознательно стремящегося уйти от реального мира и создать свой собственный иллюзорный космос.

Сам Хаббард указывал, что достаточно лишь изучать саентологию, чтобы в психике человека произошли изменения, и что «обучение само по себе имеет терапевтический эффект»[5]. Однако основным средством достижения так называемого «более высокого уровня духовности» в саентологии является одитинг. Эта процедура может ставить перед собой несколько отличные цели в зависимости от начального состояния ее участника и его стремления «подняться выше» по саентологической шкале уровней. Л.Р. Хаббард разработал целый ряд детально прописанных схем для проведения различных типов одитингов. Такие указания можно найти в брошюре «Дианетический семинар Хаббарда» или в книгах Хаббарда «Саентология. 8-8008», «Создание человеческой способности»[6]. Условно все эти процедуры делятся на дианетические и саентологические, однако реально они применяются для всех достаточно глубоко вовлеченных членов организации саентологов.

Кстати, человек, желающий участвовать в саентологических практиках, или, иначе, вступающий в организацию саентологов, подписывает специальное вступительное заявление – «соглашение на участие в религиозных услугах и отказ от притязаний»[7]. В этом заявлении он, в частности, признает право «саентологической церкви» завести на него досье под названием «Папка преклира» и другие документы, в которых накапливается информация о нем, при том что сам этот член отказывается от всякой возможности узнать содержимое этих к нему относящихся материалов. Дополнительно новый член соглашается «принять любые и все известные и неизвестные негативные последствия, как-то: повреждения, потери или разрушения, связанные как со здоровьем, так и с имуществом»[8]. Кроме того, клиент навсегда отказывается, от своего имени и от имени своих «наследников, агентов, законных представителей и правопреемников», от удовлетворения любых своих претензий к саентологической организации через гражданский суд. Наконец, саентологи требуют от вновь пришедшего подтверждения того, что он желает участвовать в их практиках не с целью расследования деятельности «церкви саентологии» как представитель средств массовой информации, правительственных структур или с какой бы то ни было иной целью. Только подписав соответствующее заявление, новый человек может быть допущен к участию в специальных саентологических процедурах. Кроме того, накануне саентологических занятий запрещено принимать лекарственные препараты.

Дианетический одитинг – одна из главнейших процедур в саентологии; ее декларируемой целью является достижение участником, называемым преклир, состояния очищенного сознания «клир» с помощью руководителя в данном сеансе, именуемого одитором.

Одитинг изучается и проводится адептами саентологии по брошюре «Дианетический семинар Хаббарда. Из работ Л.Р. Хаббарда» на специальных семинарах. Во вступлении к этому руководству участники семинара призываются провести как можно больше часов в процедуре одитинга как в качестве одитора, так и в качестве преклира.

Сам процесс состоит из десяти этапов, или шагов[9].

На первом этапе устанавливается определенная иерархия и осуществляется закрепление ролей руководителя и «пациента», сидящих друг против друга. Одитору следует «заверить преклира, что он будет знать все происходящее», и сообщить план дальнейшей работы. После этого участники переходят к следующему шагу, во время которого преклир, удобно расположившись на стуле или в кресле, смотрит на потолок и под счет одитора закрывает глаза. Таким образом, можно сказать, что на данном этапе происходит депривация зрительного и моторного анализаторов клиента.

Описание третьего шага одитинга является фактическим признанием возможности наличия в данной процедуре компонента внушения, поскольку одитор должен «установить отмену»: «Любое внушение, которое я могу сделать вам, не будет иметь силы, когда я скажу слово ”отменяю”».

Следующие шаги (четвертый, пятый, шестой а) и б) являются основными в одитинге. В процессе прохождения данных этапов преклир должен вспомнить и «заново пережить» какой-либо неблагоприятный случай из своей жизни, позже ушедший в бессознательное (в реактивный ум), для уменьшения негативного эмоционального заряда, заключенного в нем, и, как следствие, освобождения от болезненных симптомов. Следует особо подчеркнуть, что преклир должен «возвратиться» в более ранний период своей жизни и описывать «все соматики и присутствующие восприятия так, как будто случай происходит в данный момент, а не просто является воспоминанием о чем-то происходившем в прошлом». Причем одитору рекомендуется задавать дополнительные вопросы вроде «что вы видите?» или «что вы слышите?» Кроме того, преклир должен воздержаться от описательности и анализа в вербализации возникающих у него образов эпизода[10]. Таким образом, в одитинге используются приемы управления зрительными и слуховыми образами в субъективном пространстве пациента, причем последний, очевидно, переходит в измененное состояние сознания (ИСС), характеризующееся заменой его пространственно-временной идентификации и сужением его объема.

Следует отметить, что в дианетическом одитинге пациент поощряется к самораскрытию (самоэксплорации), поскольку процедура предполагает глубокую откровенность и открытие самых интимных сторон прошлого и настоящего преклира, связанных с болезненными состояниями, так что человек духовно обнажается. Это делает человека фактически безоружным перед любыми манипуляциями саентологов.

Процедура продолжается до тех пор, «пока преклир не станет весело относится к нему (то есть переживаемому им событию. – Т.К.)». Таким образом, спокойная обстановка сеанса и удобное, с закрытыми глазами, положение пациента, вызывающие состояние релаксации в сочетании с живым представлением о ситуациях, вызывавших тревогу и страх, приводят к систематической десенситизации. Этот механизм объясняется реципрокным торможением, то есть торможением тревожных реакций в результате одновременного вызывания антагонистических к ним реакций. Возможно, здесь речь идет также о методе изменения отношения пациента к своей фобии, когда он, отстранившись от своего невроза, смеется над ним[11].

Итак, конечной целью одитинга является освобождение от негативных эмоций, выражающееся в смехе. Сессия одитинга считается успешной, если она заканчивается смехом преклира («реакция пациентов во время терапии представляет спектр от тихого хихиканья до раскатистого хохота»[12]). «Уменьшение эмоционального заряда ”происшествия” и формирование положительной эмоциональной реакции (веселости)… может иметь интерпретацию и как катарсическое переживание, отреагирование, и как составляющая положительного подкрепления полезного опыта»[13].

Наконец, шаги с седьмого по десятый возвращают преклира в настоящее время и восстанавливают полное осознание преклиром его окружения.

Из приведенного описания видно, что дианетический одитинг можно рассматривать как один из вариантов психотерапии. В этой процедуре можно видеть типичные черты различных психотерапевтических практик, в частности психодинамической и поведенческой терапии. Во-первых, от преклира требуется инсайт, или осознание, конфликта (энграммы) и его воздействия на нынешнее состояние данного человека. В ходе процесса пациент переживает отреагирование (катарсис). Для достижения терапевтического эффекта от него требуется самораскрытие. В процессе одитинга применяется систематическая десенситизация и элементы релаксационного тренинга. В результате можно с уверенностью утверждать, что преклир во время этой процедуры переходит в измененное состояние сознания.

Так же, как и в случае психотерапевтических процедур, участие в сеансах одитинга может приводить к самым различным промежуточным результатам. На некоторых пациентов они могут оказывать временное положительное воздействие, выражающееся в уменьшении чувства тревожности, развитии адекватной самооценки, решении межличностных проблем. В то же время для поведенческой релаксации, с которой имеет явное сходство дианетический одитинг, отмечен целый ряд нежелательных побочных эффектов, опасность которых многократно возрастает в случае проведения ее терапевтом со слабой психотерапевтической подготовкой, какими, несомненно, являются супервайзеры и одиторы саентологов. Такими отрицательными явлениями считают: утрату контакта с реальностью, связанную с развитием острых галлюцинаторных состояний и возникновением необычных соматических ощущений; усиление действия лекарственных препаратов, связанное с индуцированным у пациента трофотропным состоянием, характеризующимся общим понижением психофизиологической активности; возникновение панического состояния, вызванное ослаблением поведенческого контроля; преждевременное высвобождение вытесненных представлений; возникновение чрезмерного трофотропного состояния (состояния временной гипотензии и гипокликемии)[14].

А.А. Скородумов, ссылаясь на публикацию в газете «Известия», упоминает случаи, когда «во время одитингов люди рычат, как львы, говорят на непонятных языках, плачут… Иногда возникает желание самоубийства». Один участник одитинга сообщал, что он «испытывал во время одитингов сильную боль, резкое обострение обоняния»[15]. По всей видимости, здесь мы имеем дело с ИСС, при котором достаточно эмоциональные люди, проходившие одитинг, вследствие ярких воспоминаний о стрессовых ситуациях из прошлого начинали воздействовать со своими фантазиями как с реальностью и входили в состояние гиперстресса. В статье архимандрита Августина (Никитина) упоминается характерный случай: в ноябре 1994 года в Центральном доме художника на Крымском валу награждали Н.Р., «одитора» из Москвы, а через некоторое время руководство Центра сообщило нескольким ученикам, что Н.Р. лечится в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко[16].

С другой стороны, в той же статье А.А. Скородумова приводятся и конкретные примеры случаев, в которых люди, пришедшие на семинары саентологов с критическим отношением, совершенно не подверглись никаким воздействиям и попыткам внушения со стороны саентологов[17]. Очевидно, как и в иных случаях перехода в измененное состояние сознания, реакция людей на одитинг сильно зависит от их личных особенностей.

Нередко обучению процедуре одитинга предшествует психологическая обработка участников семинаров, направленная на психическую дестабилизацию и разрыв стереотипа. Для этого супервайзеры (руководители саентологических семинаров) запирают двери в аудиторию и начинают выкрикивать приветствия и команды[18]. Следует отметить также достаточно странный метод, практикуемый у саентологов: для обучения одитингу применяются игрушки, от лица которых преклир придумывает историю.

Помимо описанного выше дианетического одитинга, Хаббард составил еще множество методик для отработки и разрешения различных психосоматических проблем преклира, называемых саентологическим процессингом или одитингом. Согласно инструкции Хаббарда, «одитор и преклир находятся на улице или в спокойном месте, где им никто не будет мешать и где их ничто не будет прерывать. Задача одитора – давать преклиру определенные, точные команды, которым преклир может следовать и которые он может выполнять»[19].

Все саентологические «процессинги» основаны на многократном повторении[20]. Упражнения продвигаются достаточно медленно и постепенно от одного шага к другому. Начинается любой одитинг с того, что «одитор берет контроль над преклиром», или, иначе, происходит «ориентация, при которой преклира приводят к осознанию факта своего присутствия в комнате одитинга, факта наличия там одитора и того факта, что сам он является преклиром»[21]. При этом одитору предписывается много раз задать преклиру вопрос: «Посмотрите на меня, кто я?» – с тем, чтобы последний отвечал быстро, точно и без сомнений.

После подготовительного периода саентологического «процессинга» начинаются собственно упражнения. Первое – «контролировать, то есть начинать, изменять и останавливать»[22]. Задание делится на два этапа. Первый заключается в том, чтобы передвигать какую-либо небольшую вещь по столу. Все изменения положения предмета должны происходить по командам одитора. Хаббард рекомендует в некоторых случаях проводить это упражнение в течение четырех-пяти часов. Затем переходят ко второму этапу, в котором преклир сам перемещается по комнате, точно следуя приказаниям одитора. Это задание также многочасовое.

Еще один процесс саентологического одитинга, рекомендуемый Л.Р. Хаббардом для приобретения преклиром способности «обладать» всем, что он видит, был назван автором «Трио», поскольку состоит он из повторения трех вопросов: «1. Посмотрите вокруг и скажите мне, что вы могли бы иметь. 2. Посмотрите вокруг и скажите мне, чему бы вы позволили оставаться на месте. 3. Посмотрите вокруг и скажите мне, без чего вы могли бы обойтись»[23]. Команды используются в соотношении: десять ответов на первый вопрос, пять ответов на второй и один на третий. Общая продолжительность упражнения должна составлять приблизительно 25 часов. По мнению Хаббарда, этот процесс обладает наибольшим терапевтическим эффектом.

Итак, мы видим, что во всех описанных вариантах сессии одитинга между преклиром и одитором устанавливается контакт, основанный на высокой степени избирательности, причем пациент временно переходит в состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании однообразных вопросов одитора, что, несомненно, связано с изменением самосознания и функции индивидуального контроля. Согласно официально принятому определению, именно такое состояние называется гипнозом[24]. Таким образом, несмотря на утверждения саентологов, будто в их практике не используется гипноз, мы должны признать его наличие в некотором объеме, по крайней мере, в «саентологическом процессинге».

Для «восстановления общения» саентологи используют практику обучения человека так называемому «набочу»[25] – «наблюдению очевидного», призванному дать преклиру способность «не знать». Процесс может проводиться как в многолюдном месте, на улице, так и в комнате одитинга. В ходе упражнения одитор многократно повторяет один и тот же вопрос: «Можете ли вы не знать чего-нибудь об этом человеке?» (или дополнительный: «Назовите мне что-то, что бы вы не хотели, чтобы этот человек не знал о вас»[26]). Процесс может продолжаться от 25 до 75(!) часов[27]. Суть этой практики – в доведении человека до состояния, когда он видит только то, что действительно находится у него в поле зрения, то, что он может непосредственно наблюдать, а не то, о чем он может судить по своему опыту или вследствие своих умозаключений. Например, такое ограничение сознания проявляется в том, что у человека, повернувшегося к наблюдателю правой стороной головы, можно видеть лишь правое ухо, в то время как про левую, невидимую, часть его головы ничего нельзя сказать; тем более его личные характеристики: профессия, возраст, привычки – не могут быть известны. Процесс проводится и с предметами окружающей обстановки. При этом, по признанию самого Хаббарда, может случиться так, что «большие куски окружения начнут исчезать для преклира… Конечная цель процесса ”не знать” – это исчезновение всей вселенной под контролем преклира»[28]. Кроме того, может ухудшиться «обладание», что «проявляется в виде нервного возбуждения, одержимой речи, полубессознательности или ”одурманенности” у преклира»[29]. Более того, в процессах «восстановления обладания» и «способности не знать» преклир может «экстериоризоваться», то есть «выйти» за пределы своего тела[30]. Напомним, что извлечение, или «экстериоризация» тэтана[31], является одной из целей саентологии, поскольку считается, будто при этом человек достигает осознания своей личности и становится счастливее и способнее[32].

Итак, в описанном типе одитинга мы вновь видим сочетание гипнотического внушения и самовнушения на фоне трансовых состояний сознания.

Кроме указанных, есть еще целый ряд процессов, направленных на «улучшение состояния» преклира и достижение им состояния тэтана. Например, человек должен научиться «выходить» из своего тела и перемещаться в таком положении в пространстве; «быть» на расстоянии от своей головы; найти внутреннюю поверхность своего лба, после чего «поместить на нее надавливающий луч и вытолкнуть себя через затылок» или, напротив, «протянуть через затылок втягивающий луч, схватиться им за стену и вытащить себя наружу»[33]; ощутить, будто части его тела изменили свое относительное расположение; «побывать» в других телах; «создать» картинку своего тела (увидеть себя со стороны) и т.д. С помощью других упражнений преклир учится, сидя с закрытыми глазами, думать только об углах комнаты, где он находится или «создавать, воспринимать или передвигать» черные и белые пятнышки или кресты[34]. Все это родственно методам аутогенной тренировки и медитации, но пропитано философией Хаббарда.

Кроме того, основатель саентологии разработал вариант процесса «отдавать и брать», который стоит рассмотреть подробнее. В этом упражнении преклир должен научиться легко, быстро, не задумываясь, «растрачивать впустую», «принимать под принуждением», «желать», «брать» и «оставлять» каждый из элементов длинного списка (занимающего 2,5 страницы), составленного Хаббардом. В частности, в списке через запятую приведены следующие понятия: работа, боль, мужские тела, женские тела, молния, секс, съеден матерью (отцом), богохульство, испражнения, вера, Христос, помощь, рвота, игрушки, гомосексуальность, радость, тэтаны, личности и т.д.[35] Согласно заявлению автора, в этот список вошли практически все факторы, представляющие наибольшую важность для разума[36]. Встает лишь вопрос, отчего в список не включено понятие «Л.Р. Хаббард»?

Из описания процесса «отдавать и брать» видно, что он направлен на систематическое уничтожение в человеке каких бы то ни было эмоций, на то, чтобы лишить его любых чувств и любых привязанностей. Человек целенаправленно превращается в некое одномерное существо, ущербное в нравственном отношении, бездуховное, лишенное принципов, послушное. Его отсекают от корней, лишают идеалов. Не просто слова, но сами понятия, стоящие за ними, превращаются для него в какую-то шелуху, в ничто. Человек просто уходит в другой мир, а все то, что остается в этом мире, – от грязного до сакрального – для него уже не имеет никакого значения.

Ввиду этого уничтожения основ существования человека на земле Хаббард дает свои «базисные ценности», составляющие саентологическую этику, «этику здравого смысла», направленную на борьбу за выживание, где добро – это действие, приносящее пользу, дружба – конформизм, преступление против «врага саентологии» – хороший поступок, где безнравственное объявляется полезным, а нравственное – ненужным.

Для разрешения текущих сложностей в жизни преклира Хаббард предлагает метод, при котором пациент излагает одну за другой какие-нибудь вымышленные проблемы, сравнимые по важности с реальной. Если он затрудняется сделать это, ему рекомендуется некоторое время говорить ложь о своих затруднениях, а уже затем перейти к изобретению несуществующих проблем. Процесс продолжается до тех пор, пока преклир не забудет о своих заботах. Этот способ сглаживания тревожной ситуации имеет отдаленное сходство с методами поведенческой психотерапии. Однако следует подчеркнуть, что цель данной саентологической проработки проблемы не в том, чтобы пациент был готов к решению своей сложной ситуации, а в том, чтобы полностью изгладить ее из его сознания[37]. Человека убеждают в том, что его проблема не важна и не заслуживает особого внимания, хотя это может быть совсем не так. Он отвлекает свое внимание на другие, несуществующие, сложные жизненные ситуации, фантазирует и перемещается в иное мысленное пространство. Таким образом, под воздействием саентологов человек, подобно Обломову, уходит от решения задач, встающих перед ним в реальной жизни.

Следует отметить, что в ходе этой процедуры преклир также может возбуждаться, впадать в бессознательность или начать одержимо говорить[38]. Вероятно, в этих случаях отрицательный результат возникает вследствие срабатывания принципа «вброшенного беспокойства». Возможно также, что несовпадение насущности проблемы и методики ее преодоления может привести к трансовому состоянию. С другой стороны, в некоторых случаях может быть так, что преклир действительно чувствует облегчение после пережитого выдуманного «имитативного стресса» в связи с включением защитных реакций организма[39].

В дополнение к одитингу саентологами рекомендуется проводить в некоторых случаях (например при травмах и физических заболеваниях) так называемые ассисты – тривиальные процедуры психологического и физиотерапевтического характера, отвечающие саентологическим представлениям о механизме возникновения и распространения боли, цель которых – снять болезненные ощущения или напряжение. Ассисты являются «духовным» лечением человека, сопровождающим медицинскую помощь, и состоят из ряда команд и действий.

Примером ассиста может быть цикл указаний посмотреть на тот или иной предмет, смысл чего – в отвлечении внимания больного или обеспокоенного человека на окружающие предметы, в рассеивании его внимания. Тот же процесс применятся саентологами для приведения в сознание пьяного человека.

Другой пример – повторяющиеся прикосновения пальцем к больному месту, что, напротив, притягивает внимание человека к этому участку и тем самым, по мнению саентологов, под восстановленным контролем тэтана туда направляются восстанавливающие силы организма: кровь, «нервные потоки» и «энергия». При этом палец должен, однако, прикасаться и к другим частям тела, обязательно затрагивая позвоночник и конечности.

Саентологи считают, что один из их ассистов – нейро-ассист – способен выправить суставы и позвоночник. Они исходят из неверного представления о том, будто в «нервных каналах», то есть в нервах, может образоваться «неподвижное скопление энергии», или «стоячие волны» болевого импульса энергии, которые вызывают напряжение мышц и, как следствие, смещение позвоночника и других частей тела. Саентологи полагают, что в этом случае помогает легкий поглаживающий массаж вдоль «нервных каналов», изгоняющий «стоячие волны».

Помимо того, в саентологии известны еще несколько ассистов: так называемый контактный, когда воспроизводятся обстоятельства и движения несчастного случая; ассист «общения с телом», заключающийся в прикладывании рук к разным частям тела с предложением почувствовать их; ассист для человека, находящегося без сознания: перемещение его руки по разным объектам, сопровождающееся называнием этих предметов.

Саентологи полагают, что ассисты весьма действенны и приносят заметное облегчение людям. Видно, однако, что все они основаны на самовнушении.

Итак, мы видели, что во всех описанных вариантах саентологического одитинга наблюдается резкое изменение состояния сознания (ИСС) преклира, сопровождающееся нередко нервным возбуждением, потерей пространственно-временной ориентации, утратой контакта с реальностью, галлюцинациями, гиперстрессом, паническими состояниями, необычными соматическими ощущениями, трофотропными состояниями и т.д., откуда следует, что любой одитинг имеет, вообще говоря, непредсказуемые последствия для преклира. С другой стороны, не менее сложная задача, видимо, стоит и перед одитором, вынужденным в некоторых типах одитинга часами повторять один и тот же вопрос. Данные наблюдений за его состоянием еще не приводились в публикациях, посвященных теме саентологии, однако можно с большой степенью вероятности допустить, что одитор также может переходить в ИСС, включая транс.

В то же время, делая вывод о наличии психических и физических изменений у человека в различных процедурах саентологии, мы должны отметить, что большая часть подобных явлений наблюдается и при многих иных специально вызываемых ИСС, в том числе в сеансах психотерапии[40] или в обрядах традиционных обществ, например у североамериканских индейцев[41]. В частности, явление саентологической «экстериоризации» родственно «внетелесным переживаниям» (ОВЕ), зафиксированным в других практиках[42].

Следовательно, и сам факт изменения сознания в саентологии, и сопутствующие ему явления не являются уникальными, поэтому основное внимание следует обратить не просто на психофизические изменения, сопутствующие одитингу, психотерапевтической процедуре или некоторому ритуальному действу, а на цели, преследуемые в том или ином процессе, на мотивацию выработки этого состояния.

Как показано в статьях Э. Бургиньон, В.Г. Жилека и других авторов, исследовавших ИСС, существует ряд факторов, обеспечивающих условия, благоприятные для переживания «псевдовосприятий». Однако смысловая нагрузка достигнутого состояния, его содержание и достигаемый в нем опыт практически полностью определяются усвоенными ранее мировоззренческими установками[43]. То есть для характеристики группы важен не столько сам факт перехода ее членов в измененное состояние сознания, сколько тот контекст, который должен быть воспринят в этом состоянии, та предварительная подготовка, то научение, которое предшествовало этому переживанию. В частности, при состоянии транса всегда «опыту предшествует обучение тому, что ожидать и как интерпретировать то, что воспринимается или чувствуется»[44]. Очевидно, именно поэтому, заметив указанную характеристику ИСС в своих экспериментах над людьми, сам Л.Р. Хаббард настаивал на том, что нужно не просто проводить одитинг, а «гораздо лучше обучать человека и проводить ему процессинг, чем ограничиваться только последним» (выделено Хаббардом. – Т.К.)[45].

Из сказанного следует вывод о том, что, несмотря на важность обнаружения практики использования ИСС у саентологов, нельзя ограничиться лишь указанием на данное явление. Больший интерес представляет не сам факт периодически осуществляемого перехода саентологов в измененное состояние сознания, а цель этого процесса в саентологии. А цель эта, как показывает данное исследование, убедить преклира в реальности иного саентологического космоса и иллюзорности мира, в котором мы живем. Для этого и включаются все методы внушения и иного воздействия на человека. В статьях целого ряда авторов (Э. Фреска, С. Кюльсар, Р. Принс) показывается, что «субъективные переживания с образами могут воздействовать на биологические структуры организма так же, как и события, взаимодействия, происходящие во внешней реальности»[46]. Так что в моделируемых саентологами процессах человек может, вообще говоря, даже физиологически ощущать себя в иной физической и психологической вселенной. «Роль внутренних представлений становится выдающейся, и символические знаки или ментальные образы могут занять место ”реальных” людей»[47], и, проецируя эти выводы на саентологию, можно допустить, что глубоко вовлеченный в жизнь организации саентолог полностью меняет свое мировосприятие.

Анализ всех главных аспектов теории и практики саентологии, основанный на трудах Л.Р. Хаббарда, показывает, что в результате следования требованиям саентологии происходит трансформация сознания личности до параметров какого-то «нового саентологического человека», так что преклир почти полностью попадает под контроль саентологической организации. При этом приверженец учения Л.Р. Хаббарда оказывается психологически заключенным в некую «саентологическую реальность», практически ничего общего не имеющую с нормальным бытием человека в мире. В результате общее состояние людей, увлекающихся технологиями саентологов, ухудшается.

Следует еще раз подчеркнуть, что методы саентологии не представляют собой чего-то совершенно нового и имеют сходство с некоторыми формами психотерапии. Помимо того, и психотерапия, и одитинг обещают излечение психосоматических болезней, обретение психологического комфорта, уверенности в себе и, как следствие, преуспевание в жизни.

Но не только психотерапия, саентология или терапевтически ориентированные секты типа «трансцендентальной медитации» занимаются лечением душевных болезней. Христианство, «а именно Православие, по мнению богословов, является медицинской наукой»[48], и «дело Церкви – врачевание»[49]. Священник И. Романидис, профессор, полагает, что «если бы пророческий иудаизм и христианство как его преемник впервые появились бы на свет в XX веке, то их, вероятно, охарактеризовали бы не как религиозные учения, но как медицинские науки, родственные психиатрии, чье распространение в обществе связано с их успехами в излечении различных стадий болезни частично поврежденной человеческой личности. Их ни в коем случае нельзя было бы воспринимать как религии, которые при помощи различных магических приемов и верований обещают бегство от некоего, якобы материального, мира зла и лицемерия в некий, якобы духовный, мир безопасности и успеха»[50].

Саентологи пытаются предложить альтернативный православному путь решения душевных проблем человека, но они лишь заводят своих последователей в опасную область, где состояние людей еще более ухудшается, поскольку сама главная их идея выживания ведет к эгоизму, неразрывно сопряженному с конфликтами внутренними и внешними. В то же время цель жизни Православной Церкви, которая существовала задолго до появления «гениальных открывателей тайн» человеческой души вроде Лафайета Рона Хаббарда, состоит как раз в исцелении человека, и о том, насколько успешно решалась эта задача, свидетельствует ее история и пример сотен и тысяч людей, обретших подлинное душевное здоровье, выражавшееся в духовном мире, радости, в уважении и любви к каждому конкретному человеку и к миру, в отсутствии эгоизма, зависти, ненависти, злобы, корысти, обмана и шантажа. Таким образом, мы ясно видим два противоположных типа религиозного сознания человека, имеющих принципиальное отличие в достигаемых результатах.


Татьяна Кузнецова, кандидат исторических наук
Источник: "Интернет-журнал Сретенского монастыря "

[1] Волков Е.Н. Социально-психологическая экологическая экспертиза организации и деятельности церкви саентологии и центров дианетики (наброски подхода) // http://evolkov.net/cults/scientol/articles/Volkov.E.Soc.psych.ecolog.expert.of.scientol.html
[2] Цит. по: Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. С. 306.
[3] Сиверцев М.А. Экспертиза. Саентология: путь духовной самоидентификации. М., 1995. С. 18–19.
[4] «1. До начала была Причина, и единственной целью Причины было создание следствия. 2. От начала и навеки есть решение, и это решение – быть. 3. Первое действие бытийности – это принять точку видения. 4. Второе действие бытийности – разместить на расстоянии от точки видения точки для видения, которые являются точками протяженности. 5. Таким образом сотворено пространство, ибо дефиниция пространства такова: точка видения протяженности. И предназначение точки протяженности в том, чтобы было пространство и чтобы была точка видения. 6. Действие точки протяженности – достигать и отдаляться. 7. И точки видения связаны с точками протяженности, и между ними существует взаимообмен. Так создаются новые точки протяженности. Так появляется общение. 8. И так появляется свет. 9. И так появляется энергия. 10. И так появляется жизнь. 11. Но есть и другие точки видения, и эти точки видения создают вокруг себя точки для видения. И возникает взаимообмен между точками видения; но обмениваются они не чем иным, как точками протяженности. 12. Точка видения может перемещать точку протяженности, ибо точка видения, помимо способности творить и способности к мыслезаключению, обладает еще и волей и потенциальной независимостью действия; и точка видения, глядя на точки протяженности, может меняться относительно своих собственных или других точек протяженности или точек видения. Так возникают все основные принципы движения. 13. Все точки протяженности и каждая из них, будь они велики или малы, – все они тверды (плотны). 14. И тверды (плотны) они только потому, что точки видения говорят, что они тверды (плотны). 15. Многие точки протяженности объединяются в более крупные массы – газы, жидкости или твердые тела. Так появляется материя».
[5] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. М., 2000. С. 11.
[6] См.: Хаббард Л.Р. Саентология 8-8008. Книга основ. М., 2000; Hubburd L.R. The creation of human ability. Copenhagen, 1985.
[7] Миссия церкви саентологии г. Москвы. Вступительное заявление / соглашение на участие в религиозных услугах и отказ от притязаний.
[8] Там же. Пункт 10.
[9] Дианетический семинар Хаббарда. Из работ Л.Р. Хаббарда. С. 42–43.
[10] Самоанализ, основан на работах Л.Р. Хаббарда. С. 70.
[11] Александров А.А. Психотерапия. М.; СПб., 2004. С. 106.
[12] Хаббард Л.Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М., 1993. С. 153.
[13] Заключение комплексной медицинской экспертизы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского от 30 июня 1999 г. по Гуманитарному центру Хаббарда.
[14] Александров А.А. Психотерапия. С. 388.
[15] Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге // Анти-саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. СПб., 1999. С. 149.
[16] Августин (Никитин), архимандрит. Рон Хаббард и «церковь саентологии) // http://www.k-istine.ru/sects/scientology/scientology_nikitin.htm. Данный факт взят из статьи: Докучаев Д., Марзеева С., Яковлева Е. Продавцы неба // Известия 1996. № 171. С. 5.
[17] Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге. С. 145–146.
[18] Там же. С. 142–143.
[19] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. С. 108.
[20] Там же. С. 126.
[21] Там же. С. 123.
[22] Там же.
[23] Там же.
[24] Психология. Словарь. М., 1990. С. 79.
[25] Русскоязычный вариант изобретенного Л.Р. Хаббардом слова. См.: Шкала эмоциональных тонов. Из работ Л. Рона Хаббарда. С. 12.
[26] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. С. 127.
[27] Там же. С. 128.
[28] Там же. С. 127.
[29] Там же.
[30] Там же. С. 128.
[31] Тэтан – саентологический термин, подразумевающий непосредственно личность, духовное существо. Это не разум и не тело, а тот, кто осознает, что он осознает, то есть индивидуальность, которой является сам человек.
[32] Hubbard L. Ron. Scientology. The fundumentals of Thought. California, 1993. Р. 65.
[33] Хаббард Л.Р. Саентология 8-8008. М., 2002. С. 166.
[34] Там же. С. 165 и далее.
[35] Там же. С. 218–220.
[36] Там же. С. 218.
[37] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. С. 131.
[38] Там же.
[39] Принс Р. Шаманы и эндорфины // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под ред. А.А. Белика. М., 2001. С. 492.
[40] См.: Александров А.А. Психотерапия. М., 2004; также Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М., 2001. С. 246–247.
[41] См., например, ряд статей в сборнике «Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология» (Под ред. А.А. Белика).
[42] Белик А.А. Культура и личность. С. 264.
[43] «Но то, что будет воспринято и каким образом это будет пережито, связано с тем культурным контекстом и традиционными смыслами, которые разделяет человек» (выделено Э. Бургиньон. – Т.К.). – Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 417.
[44] Там же. С. 446.
[45] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. С. 11.
[46] Белик А.А. Измененные состояния сознания как междисциплинарная область исследований // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 531.
[47] Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. С. 510.
[48] Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2004. С. 18.
[49] Там же. С. 24.
[50] Цит. по: Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. С. 25.


 Тематики 
  1. Религиоведение   (79)