В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Религии мира «The Elder Scrolls»

TES. Эти три буквы, произнесенные вслух, для тысяч, миллионов геймеров по всему миру звучат, как божественная музыка. «The Elder Scrolls»… «Древние свитки». Выдающийся по своим масштабам и детализации мир, который вы можете обойти чуть ли не пешком и изучить от и до… если, конечно, у вас хватит терпения и умения. Любого, кто мало знаком с TES, сначала сбивает с толку обилие богов, святых, храмов, алтарей. Множество имен, множество книг богословского содержания… В общем, чаща непродираемая. Но если приложить немного усилий, то за этой чащей можно обнаружить интересные религиозные культы, благодаря которым «Древние свитки» стали одним из самых колоритных вымышленных миров. Как можно более полно рассказать о религии в прекрасном и яростном мире TES постарается Анна Дудинова.

Краткий экскурс в историю или Как создавалась игра

1992 год. Сотрудники компании «Bethesda Softworks», ранее создававшие игровые симуляторы, решили нарушить традицию и сделать что-нибудь совершенно не похожее на то, что они выпускали раньше. Так началась работа над серией, которая в последствие получила название «The Elder Scrolls» (далее – TES), что значит «Древние свитки».

Первая игра серии – «TES I: Arena» — появилась на свет в 1994 году. Как признаются сами разработчики, источником вдохновения для создания «Arena» послужили игры «Ultima Underworld», «Dangeons & Dragons» и «Legends of Valour». Первая часть «Древних свитков» превосходила по масштабам все уже существующие тогда игры, а принцип «будь, кем хочешь, и делай, что хочешь» очень быстро завоевал сердца игроков. Несмотря на «баги» (ошибки в программе), нереальные по тем временам системные требования, сложность и труднопроходимость, «Arena» стала культовой игрой и эталоном жанра RPG.

В 1996 году вышла вторая игра серии – «Daggerfall», и TES в который раз побили все рекорды. Игровое пространство в «TES II: Daggerfall», по некоторым данным, равно размерам двух Великобританий, что превосходит территории первой игры. 15 000 городов, деревень и пещер, 40 гильдий, нелинейный сюжет, продуманность и оригинальность мира покорили и геймеров, и критиков.

После успеха первых двух игр «Bethesda» вдруг «сбилась» с истинного пути. Следующие проекты «The Elder Scrolls Legends: Battlespire» (1997) и «The Elder Scrolls Adventures: Redguard» (1998) имели несравнимо меньший успех, как и несравнимо меньшие, если говорить об играх-предшественницах, территории. Сыграло свою роль и отхождение от жанра RPG. Избалованные размерами Великобритании и полной свободой действий, фанаты серии взвыли от тоски и отложили «Redguard» и «Battlespire» на полочку. Не-фанаты, кажется, тоже были не в особом восторге, игры продавались плохо. И в итоге «Bethesda» оказалась на грани банкротства. На радость всем страждущим геймерам, компания «Zenimax» в 1999 году поглотила «Bethesda», и вера в то, что еще будут созданы игры, подобные «Arena» и «Daggerfall», слабым огоньком затеплилась в душах любителей RPG.

Родившись заново, если можно так сказать, «Bethesda» больше не решалась экспериментировать и вернулась к тому, что у нее получалось лучше всего – создание качественных масштабных игр с видом от первого лица. И в 2002 году было выпущено долгожданное продолжение серии – «TES III: Morrowind». Для компании снова началась череда успехов. Несмотря на гражданскую войну фанатов TES (с «Daggerfall» ничто не сравнится! Нет, «Morrowind» лучше!), игра завоевала чистую и искреннюю любовь играющего населения. Так к середине 2005 года было продано уже 4 млн экземпляров игры. «Morrowind», хоть и не смеет конкурировать размерами с Туманным Альбионом, от своих предшественниц отличается гораздо более детально проработанными ландшафтом и, как следствие, гораздо более реальным и атмосферным игровым миром. В конце 2002 – начале 2003 года были выпущены два дополнения для «Morrowind» – «TES III: Tribunal» и «TES III: Bloodmoon». А в начале 2006 года вышла четвертая и на данный момент последняя игра серии «TES IV: Oblivion». Она окончательно рассорила фанатов, ведь поводов для душевных метаний и споров на тему, какая же игра лучшая, стало три – «Daggerfall», «Morrowind», «Oblivion». Особенностями игры стали впечатляющая графика и улучшенный AI, благодаря которому жители игрового мира ведут себя гораздо более естественно, а не стоят на том месте, где им положено, словно «прикрученные» винтиками. Интересный сюжет, фирменная TES-овская детализация мира и продуманность сюжета и квестов сделали игру невероятно популярной. Через две недели после выпуская игры уже было продано 1,7 миллионов копий. Вполне логично, что «Oblivion» был признан лучшей игрой года. В 2006-2007 годах были выпущены дополнения для «Oblivion» — «TES IV: Knights of Nine» и «TES IV: Shivering Isles».

В 2006 году «Zenimax», поглотивший когда-то «Bethesda», зарегистрировал торговую марку «Skyrim», но связано ли это с продолжением TES, до сих пор неизвестно. Никаких более менее внятных новостей о пятой части «Древних свитков» нет, и фанаты смиренно ждут, когда же наконец какой-нибудь официальный представитель компании провозгласит дату выхода очередной игры.

Пока геймеры гадают на кофейной гуще, пытаясь узнать судьбу серии TES, мы начинаем знакомиться с миром «Древних свитков». Итак…

«Ты помнишь, как все начиналось?..»

Вначале был Аурбис – первобытный Хаос. Но братья Ану и Падомай вторглись в этот Хаос и создали Нир – Космос. Затем появился Акатош, повелитель Времени, и начался отсчет лет. Так были созданы пространство и время.

Но очень скоро в молодом, только что зародившемся мире назрел первый конфликт. Обоим братьям очень понравилась Космос, и каждый решил для верности избавиться от конкурента. В битве победил Ану, но его ранения были такими тяжелыми, что и сам он вскоре умер. Из крови Падомая появились даэдра, кровь Ану превратилась в звезды, а из смешения Света (крови Ану) и Тьмы (крови Падомая) появились аэдра. Аэдра и даэдра стали первыми богами.

Но и богам не жилось спокойно. Вернее, одному богу. Лорхан не то уговорами, не то хитростью заставляет своих коллег создать План Смертных – Нирн. Архитектором мира смертных стал Магнус, бог магии. Так получилось, что Нирн не мог выдерживать присутствие богов — он был нестабилен и крайне опасен, не имел какого-либо постоянного материальный облика, и даже законы времени в нем не действовали. Тогда боги собрались на совет в Адамантитовой башне (которая, якобы, существует до сих пор, но зовется башней Дирении), чтобы решить, что делать дальше со своим детищем. Большинство богов, в том числе и Магнус, решили покинуть Нирн, а некоторые принесли себя в жертву, отказавшись от своей божественной сущности и превратившись в другие формы. Лорхана же, как видно, за подстрекательство к созданию таких проблемных вещей, как мир смертных, решено было изгнать в Нирн. Но сначала боги вырвали его сердце и выбросили за пределы башни. Там, где оно упало, появился вулкан, который ныне зовется Красная гора и находится на острове Вварденфелл, что в провинции Морроувинд. После ухода богов вселенная стабилизовалась, и в мире наступил порядок. Так закончилась Эра Рассвета.

С тех мифических времен, окутанных мраком тайны, прошло много веков. Формировались и исчезали народы, строились и разрушались города, возникали и распадались на части государства. По истории мира TES можно написать отдельную статью, если не научную диссертацию, поэтому мы не будем ударяться в изучение событий, произошедших за три последующие эры. Для того, чтобы рассказать, какие религиозные верования есть в «Древних свитках», достаточно нарисовать картину только современного мира.


Взгляд на вселенную глазами среднестатистического смертного

«Под этим солнцем и небом мы тепло приветствуем тебя»
(с) Темные эльфы


Аурбис, бывший раньше хаосом, теперь включает в себя весь видимый и невидимый мир, то есть – Нирн, Обливион или Забвение, Этериус и другие планы бытия или измерения.

Нирн – это, как мы помним, план смертных. Нирн окружен пустотой Обливиона, вокруг него вращаются две луны (Массер и Секунда) и восемь планет. Каждая из этих восьми планет представляет собой план бытия одного из восьми оставшихся в живых аэдра.

Обливин – план даэдра. Он поделен на части, по одной на каждого Принца даэдра, есть и территории, которые не принадлежат никому. В нашем понимании Обливион – это космос, черная пустота, безграничное пространство. Но любой житель Нирна представляет себе Обливион в виде планеты, которая как бы окружает Нирн. Получается что-то вроде матрешки в матрешке... то есть, планеты в планете. Сам Обливион окружен Этериусом.

Этериус же – это план аэдра, а звезды на небе — не что иное, как дырочки в Обливионе, сквозь которые виден Этериус. Звезды – окошки или мосты в Этериус, по которым в мир смертных попадает магия. Самое больше окно в Обливионе – это Магнус, Солнце.

Сферой является лишь Нирн, план смертных, все остальное – Обливион, Этериус, планеты бесконечны, но представляются смертным в виде сфер потому, что их разум не способен осмыслить и разглядеть то, у чего нет конца. Так, в результате непосильных умственных усилий, воображение и зрение обманывают смертного, и планеты ему представляются круглыми. Очень интересное объяснение тому, что небесные тела имеют форму шара, не правда ли? Жаль, что в результате непосильных умственных усилий на уроках математики цифры не кажутся несчастным смертным шоколадными конфетами… Но хоть на математику законы TES не распространяются, в случае лун – Массера и Секунды – они замечательно работают. Для смертных луны видятся такими же круглыми, как и планеты, и считаются вымирающими планами бытия. Может быть, иных божеств, а может, и нет. Люди не могут знать этого точно. Также смертные верят в то, что луны движутся по орбитам.

Нирн – это планета, подобная Земле. То есть, большая ее часть покрыта водой. Океаны Нирна омывают четыре материка: Акавир, Тамриэль, Атмору и Альдмерис. Впрочем, существование последнего материка – родины эльфов – подвергается сомнениям. Когда-то был и пятый материк, Йокуда, но он в результате природных катаклизмов канул в пучину морскую. Еще есть Падонея и Грас, которые представляют собой множество островов, но в этой статье мы будем говорить только о Тамриэле, единственном действительно хорошо изученном уголке Нирна.

Тамриэль, что означает «Красота Зари», название не только материка, но и империи, занимающей все ее территорию. Империя поделена на девять провинций. В самом центре расположен Сиродиил (или Киродил в некоторых вариантах перевода). Его окружают Скайрим, Хай Рок, Хаммерфелл, Валенвуд, Эльсвейр, Чернотопье и Морроувинд. Завершает комплект остров Саммерсет. Тамриэль населяют имперцы (коренные жители Сиродиила), редгарды (местные афроамериканцы, проживающие в Хаммерфелле), нордлинги (типичные скандинавы) и бретоны (типичные французы). Также есть три расы эльфов – лесные эльфы (босмеры), высшие эльфы (альтмеры) и темные эльфы (данмеры), две зверорасы (люди-кошки хаджиты и люди-ящеры аргониане) и орки. Жители всех провинций империи верят в аэдра и даэдра, родившихся когда-то из крови Ану и Падомая. Тем не менее, в вероисповедании каждого региона Империи есть свои особенности. Но прежде чем вдаваться в подробности, давайте поближе познакомимся с аэдра и даэдра.

Аэдра

Они произошли из смешения Темного и Светлого начал – крови Ану и Падомая. Само слово «аэдра» означает «наши предки». Как уже упоминалось ранее, каждому из восьми ныне здравствующих аэдра соответствует одна из восьми планет. Всего же известных аэдра одиннадцать.

Акатош – некоторые народы Тамриэля, в основном эльфийские, также называют его Ауриэлем. Акатош является одним из первых созданий нового мира и богом времени, богом-драконом. Его часто изображают в виде человека с бонусной головой – драконьей.

Аркей – бог жизни и смерти, ответственен за смену времен года, управляет Этериусом. Бытует мнение, что изначально он был не богом, а простым смертным, и Мара даровала ему власть над рождениями и смертями за то, что он всю жизнь посвятил изучению тайн цикла жизни и смерти.

Мара — богиня любви и плодородия. Входит в пантеоны божеств почти всех народов Империи и, как следствие, из-за такой популярности обладает самыми противоречивыми характеристиками.

Дибелла – богиня красоты. Чрезвычайно популярна в Тамриэле из-за того, что покровительствует искусствам и любви почти во всех ее проявлениях. Символом Дибеллы является белая лилия.

Кинарет – богиня неба и воздушной стихии, покровительница моряков. Именно ей молятся те, кому в жизни не хватает немножечко удачи. Не так популярна, как Мара и Дибелла, но зато известна тем, что одной из первых согласилась создать план смертных.

Зенитар – бог торговли и упорного труда. Покровительствует всем честным рабочим и торговцам, порицает воровство и расточительность.

Стендарр – еще один очень «положительный» бог. Бог праведности, милосердия, справедливости. Пример для судий и людей, в чьих руках находится власть. Покровительствует Имперскому легиону, а также всем тем добрым и порядочным людям, что являются законопослушными гражданами.

Лорхан – его мы уже упоминали. Именно благодаря нему был создан Нирн, именно его сердце другие боги выбросили из башни. Теперь является Мертвым или Потерянным богом. Но, даже находясь в состоянии «потерянности», он успел изрядно всем насолить, точнее, его сердце послужило поводом для таких распрей, которые привели к проклятию целой расы. Но об этом мы поговорим позже.

Магнус – его мы тоже уже упоминали. Бог-Солнце, бог магии. Знаменит тем, что сконструировал план смертных.

Юлианос – бог логики и мудрости, покровитель литераторов, историков, ученых и вообще всех, кто тянется к свету знаний.

Тринимак – изначально, по некоторым данным, был аэдрой. Но потом даэдра Боэта проглотил его, а обратно исторг уже в виде Малаката. То, как проходило «исторжение», из эстетических соображений лучше не уточнять, но это произошло в лучших традициях древнеегипетских мифов, где что ни бог – то обязательно рожденный каким-нибудь неприличным путем. Вместе с Тринимаком изменились и все орки, став зелеными и некрасивыми, тогда как раньше, надо полагать, они были очень даже ничего.

Дэдра

Даэдра произошли из Темного начала – крови Падомая, но при этом их ни в коем случае нельзя считать злыми божествами, а тем более демонами. Скорее, даэдра воплощают собой перемены, тогда как аэдра являются существами консервативными.

Даэдра существует великое множество. Сотни разновидностей, обладающих разной силой и разными качествами. Даэдра живут в Обливионе, но могут проникнуть в Нирн, некоторые – по собственной воле, некоторые – если их призовут. Даэдра, убитые в Нирне, всегда возрождаются в Обливионе и, по сути, являются бессмертными существами.

Существует шестнадцать, по некоторым сведениям – семнадцать Принцев, наиболее сильных даэдра, которым подчиняются все остальные. У каждого Принца даэдра есть свои личные владения в Обливионе. Вот список всех известных на данных момент Принцев даэдра.

Вермина – ее областью являются царство снов в целом и ночные кошмары в частности. Ее план Обливиона – Квагмир или Трясина.

Гирцин – большой любитель охоты, в том числе и на смертных. Поэтому иногда наведывается в Нирн, так сказать, из спортивного интереса. Соответственно, его план Обливиона – Охотничьи Угодья.

Клавикус Вайл – кто-то вроде злого джинна, исполняющего желания неосторожных смертных. Хитер, опасен и любить напакостить, подарив что-нибудь ценное, а затем отняв. Его план Обливиона не известен.

Меридия – ее сфера смертным неизвестна, но, возможно, связана с энергией живых существ. Зато установлено, что ее план Обливиона – Цветные комнаты.

Намира – повелевает древней тьмой и тенями, всем склизким, мерзким и гадким, вызывающим чувство брезгливости и отвращения. Загубленная Бездна – ее владения в Обливионе.

Периайт или Перит – является хранителем порядка на нижних уровнях Обливиона, за что его часто называют Надсмотрщиком. Его план Обливиона – Ямы Перита.

Сангвин – любитель пьянок и гулянок, потакает любым дурным наклонностям смертных и покровительствует тем, над кем власть взяла темная сторона души. Его план Обливиона неизвестен.

Хермеус Мора – неожиданно похожий на Ктулху… Но это не он! Сфера Хермеуса – предсказания, гадания, прошлое и будущее. Его план Обливиона – Апокриф, огромная библиотека тайных знаний.

Ноктюрналь – ее сферами являются ночь и тьма. Часто ее называют хозяйкой ночи. Ноктюрналь считается основательницей Гильдии воров. Ее план Обливиона – Опасная тень.

Азура – ее сфера рассветы и закаты, магия промежуточного времени суток, когда тьма еще не сменила свет или наоборот. На весь мир знаменита тем, что в свое время массово прокляла данмеров, из-за чего все темные эльфы стали именно темными – серокожими и красноглазыми. Серьезная дама, с которой шутить не стоит. Довольно активно вмешивается в дела смертных. Владеет планом Лунная Тень в Обливионе.

Боэтия или Боэта – является даэдрой мщения, предательств, сговоров, тайных убийств… в общем, всех тех гадостей, которые делаются втихаря. Как говорят, довольно кровожадна… Только известна Боэтия не за это! Ее половая принадлежность не дает покоя всем, кто когда либо играл в игры TES. То, что Боэтия является и в облике мужчины, и в облике женщины еще можно было бы пережить, если бы не одно но. Боэтия — неизменный герой книг, о содержании которых можно догадаться, уже прочитав названия: «В постели с Боэтой», «Девяносто девять возлюбленных Боэты». В общем, пол Боэты – это одна большая драма, вызвавшая море споров и обсуждений. Кроме того, что он… оно… она не определилась с полом, Боэта известна еще тем, что помогала Азуре проклинать данмеров, но в последствии, видно, пожалев бедняжек, оказала большое влияние на развитие их культуры. Раздел Власти – план Боэтии в Обливионе.

Малакат – Орочий бог или Бог Проклятий. И это понятно. Любой бы стал проклинать всех подряд, если бы его пережевали и... кхм… исторгли. А как вы помните, это без зазрения совести сделал Боэта – проглотил аэдра Тринимака, а результатом выдал уже даэдру Малаката. Этот даэдрический Принц официально признан самым слабым звеном, то есть, самым слабым из Принцев даэдра. Но свой план Обливиона ему все-таки полагается, и этот план зовется Зольник или Эшпит.

Мефала – сфера этой Даэдра неизвестна, как и ее пол, но кого это волнует, когда есть Боэтия. Мефала часто изображается четырехрукой, за что зовется Пауком или Прядильщицей. Некоторые считают, что она покровительствует убийцам вообще и Мораг Тонг (гильдии ассасинов) в частности. Поскольку у темных эльфов Мефала считается хорошей даэдра, ассасины гильдии могут безнаказанно творить свои черные дела на территории Морроувинда. Но простые граждане могут спать спокойно. Мораг Тонг интересуют только влиятельные и знатные люди — чем более важное место в обществе занимает жертва, тем сильнее становится Мефала от совершенных в ее честь убийств. В свое время от Мораг Тонг откололось Темное Братство – группа ассасинов, которым надоело «работать» за ничего и во славу Мефалы. Эти ребята основали свою коммерческую организацию и за определенную плату отправляют в небытие любого, на кого поступит заказ. Мораг Тонг расценила действие собратьев по ремеслу, как предательство и святотатство. Война между этими двумя гильдиями идет и по сей день.

Молаг Бал – сеет распри и конфликты. Излюбленным занятием является порабощение разума смертных и поедание их душ. Молаг Бал также знаменит своими однополыми связями с некоторыми божествами. Как видите, мир Древних свитков не чужд сексуальным меньшинствам. Боэтия гермафродит (по некоторым данным), а Молаг Бал временами слегка любит мальчиков. Впрочем, сомнительные увлечения не помешали ему стать отцом вампиров. План Молаг Бала – Холодная Гавань.

Мехрун Дагон – Принц разрушений, огня, пыток и кровопролитных войн. Изображается могучим четырехруким воином с красной кожей. Чрезвычайно любит вмешиваться в дела смертных, время от времени проникает в Нирн, чтобы навести там грандиозный бардак и с чистой совестью вернуться в свой план Обливиона – Мертвые земли.

Шигорат или Шеогорат – Принц Безумия, Безумный Бог. Один из самых популярных принцев даэдра, и не мудрено – психов и сумасшедших хватало везде и во все времена. Также считается покровителем искусств, ведь все прекрасное и гениальное непременно несет в себе искорку сумасшествия. Шигорат непредсказуем, непостоянен и мотивы его действий неизвестны. Говорят, что все безумные связаны с Шигоратом и могут общаться с ним в мире своей больной фантазии. Так это или нет, простым адекватным смертным знать не дано. Для последователей Шигората не существует таких понятий, как плохо и хорошо, правда и ложь, реальность или иллюзии. Шигорат обитает на Дрожащих островах, территория которых поделена на два района – Манию и Деменцию.

Изначально Шигорат звался Джиггалагом и был Принцем Порядка. Но его мощь и маниакальное стремление сделать весь мир безупречным и стерильно чистым испугали других Принцев даэдра, и они прокляли Джиггалага, превратив в Безумного Бога. Лишь раз в тысячу лет Джиггалаг может принимать свое истинное обличие и начинает Серый марш. Джиггалаг завоевывает свои собственные Дрожащие острова, превращая их в царство порядка, и исчезает, как только ему удается достигнуть цели. Вновь становясь Шигоратом, он заново отстраивает королевство безумия. По признанию самого Шигората, его это ужасно выматывает и огорчает, ведь он даже не помнит, где до Серого марша находился его дворец. Шигорат обычно изображается бородатым мужчиной с тростью в левой руке.

Существование аэдра и даэдра признается на всей территории Империи Тамриэля. Другое дело, что в разных провинциях пантеоны главных богов «укомплектованы» по-разному или изменены их некоторые имена. Все эти пантеоны рассматривать подробно мы не станем и перейдем сразу к главному религиозному культу Империи.

Имперский культ Девяти божеств

«Девять божеств – это скучно. Даэдра? Они никогда не скучают»
Олин Серан


В Сиродииле, центральном регионе Империи, издавна поклонялись восьми аэдра: Акатошу, Аркею, Дибелле, Кинарет, Маре, Стендарру, Зенитару и Юлианосу. Позднее, к Восьмерке добавили еще и Талоса. Так был создан Имперский культ.

Тайбер Септим, Талос – легендарный основатель Империи, завоевавший и объединивший все земли Тамриэля. Если провести аналогии, то Тайбера можно сравнить с Хуан-ди в Китае и Дзимму в Японии. За пропаганду все доброго, разумного и вечного, а также за большой вклад в процветание Нирна был назван богом и объединен с восемью здравствующим и существующим ныне аэдра. Таким образом, власть Империи получила божественное подтверждение. Мол, даже сами боги признали, что Империя – это есть хорошо, а сепаратистские настроения – плохо. А поэтому давайте жить дружно и вместе платить налоги! Тайбер покровительствует странствующим героям, справедливой власти и гражданскому обществу.

Несмотря на то, что, по сути, культ Девяти является языческим, очень много в нем напоминает о католицизме. Например, готические храмами с витражными окнами и рядами деревянных скамеек для прихожан. Или рыцарские ордена, по одному на каждое божество культа. Эти рыцари, конечно же, никаких завоевательных походов во имя веры не организуют, но защищают интересы своего божества, его священнослужителей и верующих. Культ ведет активную миссионерскую деятельность, неся свет во все самые дальние уголки Империи.

У культа есть пять догматов:

1. Признается божественность Девяти: Акатоша, Дибеллы, Аркея, Зенитара, Мары, Стендарра, Кинарет, Юлианоса и Тайбера Септима.

2. Главными добродетелями являются: Смирение, Вдохновение, Благочестие, Труд, Сострадание, Справедливость, Честолюбие, Учение и Вежливость.

3. Император — защитник Веры, а Империя — продукт божественного провидения.

4. Имперский культ предоставляет поддержку и помощь всем нуждающимся гражданам Империи.

5. Все служители культа являются одновременно служителями Императора и Империи.

В Имперский культ может вступить любой желающий. Для этого нужно совершить паломничество к дорожным святилищам всех девяти божеств и заплатить чисто символический вступительный взнос. А затем только упорный труд на благо общества и Девяти и непрерывное самосовершенствование помогут новоявленному члену культа достичь определенных успехов.

Имперский культ ведет пропаганду добродетелей, ставя прихожанам в пример богов Девятки, призывает помогать ближним своим, защищать друг друга, не красть, не убивать, не обманывать… Одним словом, вести праведный образ жизни.

Имперский культ довольно толерантен. Он признает и одобряет все, что хорошо и полезно для Империи и не идет в разрез с моральными принципами, которые миссионеры стараются привить всем жителям Империи. Так, например, Имперский культ не одобряет деятельность Гильдии воров, но очень благодарен ее членам за преданность Девятке и Империи. Культ смиренно принимает то, что во многих провинциях есть свои пантеоны, но надеется на то, что разногласия относительно «божественных откровений» когда-нибудь будут решены мирным путем. Напряженные отношения у Имперского культа сложились только с Храмом Трибунала, так как Храм считает истинными лишь своих божеств и святых.

В общем и целом, Имперский культ — довольно положительная организация, изливающая на всех желающих свет божественного добра, мудрости и справедливости.

Храм Трибунала

«Я слежу за тобой, ничтожество!»
(с) Любой уважающий себя ординатор


Родина этого религиозного культа – провинция Морроувинд, населенная данмерами, то есть, темными эльфами. Трибуналом или Альмсиви (по первым буквам имен) называют трех божеств – Альмалексию, Сота-Сила и Вивека. Данмеры поклоняются им, как покровителями и защитниками своего народа, мудрым и справедливым правителям. Помимо Альмсиви, темные эльфы почитают святых Храма, которые верно служили Трибуналу и явили миру пример всех добродетелей. Таких святых девять: Фелмс Отважный, Ллотис Благочестивый, Мерис Миротворец, Рорис Мученица, Аралор Кающийся, Делин Мудрый, Олмс Справедливый, Рилмс Босая, Серин Милосердный. Все святые покровительствуют представителям тех или иных профессий, как видно, чтобы людям было кому жаловаться, если не лепится горшок и сапоги не шьются. Храм Трибунала признает трех хороших даэдр – Азуру, Боэтию и Мефалу, которых называют Предтечами Альмсиви, а так же четверых плохих или Четыре Столпа Дома Забот – Шигората, Мехруна Дагона, Малаката и Молаг Бала. Как шутят на просторах Интернета, последний Принц в список «плохих» загремел за непристойные связи с Вивеком, чему есть подтверждение в виде многочисленного потомства.

Так же как и Имперский культ, Храм Трибунала занимается активной пропагадной всего доброго и прекрасного, в то время как моральные принципы самих Альмсиви оставляют желать лучшего. Но данмеров это почему-то не смущает. Своих рыцарских орденов у Трибунала нет, зато есть ординаторы – могучие стражи, охраняющие покой и порядок на подчиненных Храму Территориях, а так же следящие за тем, чтобы в народе не распространялись богопротивные идеи. Кстати говоря, если вы читали эту статью вслух, то ординаторы за вами уже выехали. Шуточки над Вивеком и «нездоровый» интерес к плохим даэдра – занятие недостойное и жестоко наказуемое! За это могут и морально убить на месте.

Помимо Имперского культа, Храм враждует с жрецами-отступниками, мерзкими еретиками, которые смеют подвергать сомнению божественную сущность и безграничное благородство Альмсиви. Впрочем, у бедных жрецов есть на то причины.

Давным-давно, когда данмеры еще звались кимерами и кожа их не была цвета пепла, а глаза красными, словно угли, нашлось сердце Лорхана. Нашли его двемеры – народ величайших изобретателей и мастеров работы с металлом. Двемеры создали инструменты – Разрубатель и Разделитель, которые могли извлечь из сердца Лорхана божественную силу и приступили к созданию Нумидиума – идеального бога. Это послужило причиной войны между кимерами и двемерами. Кимеров возглавлял величайший полководец своего времени Лорд Неревар Индорил, его жена Альмалексия и трое его ближайших советников – Ворин Дагот, Сота-Сил, Вивек. В битве у Красной горы кимеры разгромили двемеров. О том, что произошло дальше, есть две версии. Версия Храма Трибунала и жрецов-отступников, которая объявлена еретической.

Версия Храма Трибунала: Ворин Дагот, оказавшийся злостным предателем и редкостным мерзавцем, убил безгранично доверявшего ему Неревара и хотел забрать Сердце и всю власть себе. Сота-Сил, Вивек и Альмалексия, опечаленные потерей любимого ими предводителя, решили отомстить за его смерть и отобрать у Ворина Сердце, чтобы он не натворил ничего плохого. Они долго сражались, и так получилось… совершенно случайно, что во время битвы Сердце передало божественные силы всем четверым. Тяжело раненный Ворин Дагот укрылся в самом сердце Красной горы и впоследствии был объявлен Дьяволом, а новоявленные боги милостиво согласились быть покровителями и защитниками своего народа… Такая вот красивая история о добром и благородном Трибунале.

Версия «еретическая»: в которой Трибунал предстает вовсе не таким хорошим, каким хочет казаться. Сота-Сил, Альмалексия и Вивек, жадные до власти, убили Неревара, чуть ли не вогнав ему нож в спину, когда он этого не ожидал, и захотели уже присвоить Сердце себе… но Ворин Дагот, самый близкий друг Неревара, отказался отдавать оставленное ему на хранение сердце. Тогда Трибунал решил взять его силой. Ну а дальше вы уже знаете, что произошло. По другим данным, неизвестно, кто смертельно ранил или убил Неревара. Но перед смертью он успел передать Сердце Ворину, а только затем уже к Даготу явились Альмсиви с требованием отдать Сердце. Так или иначе, конец у обоих вариантов один. Раненый Ворин Дагот сходит с ума и решает затаиться, чтобы в далеком будущем расправиться с Трибуналом, а заодно навести порядок в Морроувинде. Даэдра Азура, разгневанная тем, что Альмсиви предали ее любимца – Неревара, сгоряча проклинает весь народ кимеров, и их кожа становится цвета пепла, а глаза, как огонь, что бушует в самом сердце Красной горы. Жрецы-отступники верят в то, что когда-нибудь Неревар возродится и избавит их от власти лже-богов – предателей, а также убережет от бесноватого Дагота. Кроме жрецов-отступников в перерожденного Неревара верят также и некоторые данмеры, которые отделились от своих сородичей и живут кочевыми племенами. Племена стараются сохранить свою культуру такой, какой она была до Трибунала, и нагло игнорируют Храм и его бурную деятельность.

Среди остальных данмеров, в жизни которых издревле большую роль играл культ предков, вера прижилась. Почитать живых бессмертных предков им понравилось, тем более что Трибунал создал себе «имидж» благородных, добрых и прекрасных защитников человечества. Но о своих традициях данмеры не забыли так же быстро, как о том, благодаря кому они теперь серокожи и красноглазы. И по сей день темные эльфы возносят молитвы духам своих предков, чтят их и верят в то, что они защищают их от зла и помогают в трудных ситуациях.


И в заключение

Богов в TES достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности всех жителей этой вымышленной вселенной. Хочешь, с криками «За Молаг Бала/Малаката/кого-либо еще» беги убивать, грабить и бесчинствовать. Хочешь, вступи в Имперский культ и неси божественный свет неотесанным варварам с севера. А хочешь, забудь вообще про всех богов, тебя за это никто не осудит, если ты, конечно, не станешь бегать перед ординаторами и кричать, что «плевал» на Трибунал с высокой башни. Ты можешь верить в тех даэдра и аэдра, что тебе нравятся, а можешь выбрать одного и идти по жизни с его именем на устах. Множество святилищ, сект и религиозных организаций не дадут тебе заскучать, в каком бы уголке Империи ты не оказался. В этом мире религия пропитала все, и никто не застрахован от нежданной — негаданной встречи, например, с Шеогоратом, который проник в Нирн, чтобы поразвлечься.

В TES много намеков на современные религии. Так, например, некоторые поклонники «Древних свитков» пришли к выводу, что Вивек похож на Будду, а символы Азуры – Луна и Звезда – очень напоминают небезызвестные мусульманские символы. И при внимательном изучении TES наверняка можно найти еще много подобных «неслучайных совпадений», которые ужасно радуют и фанатов серии, и тех, кому диск с игрой в руки попал совершенно случайно.

«Будь, кем хочешь, и делай, что хочешь», — главный принцип игр TES. «Будь, кем хочешь, верь, во что хочешь», — так можно сформулировать главный принцип Нирна.


Дудинова Анна
Источник: "Богослов"


 Тематики 
  1. Религии вымышленных миров   (23)