Большинство населения США считают себя христианами. Штаты входят в список лидеров по распространению христианства, и вектор проповеди направлен не только внутрь страны, но и далеко за ее пределы. Наверное, каждый русский человек либо лично сталкивался, либо слышал об американских миссионерах – так активна их деятельность за рубежом. А вот каким образом строится проповедь христианства в самих США? Как готовят этих самых миссионеров? Об этом рассказывает в своем докладе, прозвучавшем на конференции «Церковь, наука и образование в России: история и перспективы» преподаватель Нового Завета Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский).
США – одна из немногих стран мира, где большинство населения заявляет о своем христианском исповедании веры. До настоящего времени это одна из самых больших стран распространяющих христианство в мире. Формы христианства в США – католицизм, англиканство, лютеранство, методизм, баптизм, пятидесятничество, иные формы протестантизма. С целью подготовки богословов, пастырей и миссионеров этими конфессиями были созданы библейские школы и колледжи (университеты). Помимо специализированного обучения библейская компонента преподается также и в «нейтральных» вузах на теологических отделениях или в виде ознакомительного курса на иных факультетах. По состоянию на 2010 год ок. 1470 колледжей (2-х и 4-х летних) разных профилей предлагают в своих программах тот или иной курс, подразумевающий изучение Библии; общая задача включения библейского компонента – «помочь американцам найти ответы на духовные вопросы»[1].
В американских вузах нет четкого единообразия в преподавании Библии. Это связано с тем, что нет единого государственного стандарта. Поэтому в разных вузах разных штатов варьируется ширина охвата материала в одном и том же курсе, присоединяется разный набор вспомогательных предметов (исагогических, герменевтических). Даже в общих экзегетических курсах Св.Писание может изучаться не целиком, а только отдельные книги. Поэтому выстроить общую систему подготовки библеистов крайне сложно.
Целью настоящего исследования является обзорная характеристика преподавания Библии (Ветхий Завет и Новый Завет) в высших школах США на примере десяти колледжей или университетов. Для начала выясним место Библейских наук (Bible Studies) в ряду других дисциплин.
Место Библейских наук среди других дисциплин
По действующему в США классификатору программ обучения (CIP 2000)[2] Библеистика представляет из себя комплекс предметов, который объединяется в группу:
«39.0201. Bible/Biblical Studies (Библия/Библейские исследования)». Это – «учебная программа, которая описывает изучение Библии и составляющих ее книг с позиций христианской и иудейской религий с ударением на понимании и толковании богословских, вероучительных и этических идей содержащихся в ней. Может включать подготовку для применения этих дисциплин в различных профессиях, связанных с Церковью» [3].
Библеистика входит в два генеральных направления подготовки специалистов: «Богословские предметы и религиозные профессии» (39. Theological Studies and Religious Vocations) и «Философия и Религиозные исследования» (38. Philosophy and Religious Studies).
По классификатору CIP, сродными с Библеистикой являются программы: 38.0203. Христианские исследования и 38.0206. Еврейские исследования/Иудаика[4]. Эти и другие, менее связанные с Библеистикой, программы (39.03**. Миссиология, 39.04**. Религиозное образование, 39.06**. Теология и служения) предполагают изучение Священного Писания. Однако, степень «погружения» в текст Св.Писания этих смежных дисциплин менее интенсивный и предполагает лишь поверхностное ознакомление с Библией. Например, направление «Христианские исследования» (38.0203) предполагает изучение «философии и учения Иисуса Христа, Его апостолов, последующие интеллектуальные и культурные движения и организации, основанные на христианстве. Включает введение в Христианские Священные Писания, Христианскую литературу и философию, и исследования одной или более ветвей вероучений и с их культурным контекстом, включая Православие, Римский Католицизм, Протестантизм, Евангелизм и другие». В этой учебной программе (38.0203) – Священное Писание Нового Завета является лишь составной частью учебной программы (наряду с догматикой, историей Церкви и искусством), а не основным профилем. Другие направления – еще дальше от основной задачи Библеистики – изучение Священного Писания. Поэтому мы сосредоточим основное внимание только на «39.0201. Библия/Библейские исследования» и посмотрим из чего состоит и как преподносится в разных вузах эта программа.
Некоторая статистика
По данным Национального Центра Статистики в области Образования (NCDE[5]) американских вузов, имеющих аккредитацию по подготовке соответствующих специалистов на конец 2008 уч. года было[6]:
«Богословские предметы и религиозные профессии»: бакалавриат – 408 вузов, магистратура – 310 вузов, докторантура – 125 вузов;
«Философия и Религиозные исследования»: бакалавриат – 914 вузов, магистратура – 213 вузов, докторантура – 108 вузов.
А получивших диплом по соответствующим направлениям было[7]:
«Богословские предметы и религиозные профессии»: бакалавров – 8992 чел., магистров – 6996 чел., докторов – 1446 чел.
«Философия и Религиозные исследования»: бакалавров – 12257 чел., магистров – 1879 чел., докторов – 635 чел.
По Библейскому направлению (39.0201) на конец 2007-08 уч.г. получили степень: бакалавра – 2780 чел., магистра – 410 чел., доктора – 22 чел. (см. Приложение 1).
Хотя, как заявляет NCDE, большинство выпускников специальности «Bible/Biblical Studies» работают директорами или преподавателями в религиозных учреждениях высшего образования[8], но по данным StateUniversity.com возможными направлениями для карьеры могут также быть: психолог, священник и миссионер[9]. В силу соответствующего спроса, а в США преподавание дисциплин богословского направления ведется на 99% в частных вузах[10]. Библеистика в них нередко имеет прикладной характер. Спрос рождает предложение.
Набор библейских предметов на бакалаврском и магистерском уровнях
В отличие от российской системы образования, в университетах США студенты сами подбирают себе предметы для изучения. Конечно, есть группа обязательных предметов для присвоения той или иной степени бакалавра или магистра. Но при этом два выпускника одной и той же специальности одного вуза могут иметь разный набор пройденных курсов. Чем больше вуз и шире специальность, тем большая для студентов вариативность предметов. Поэтому объем освоенных Библейских наук может быть различен в зависимости от специальности и от выбора студента. В зависимости от прикладного приложения Bible Studies, меняется набор обязательных и вспомогательных предметов. Рассмотрим детальней несколько вузов (от консервативных до либеральных), в которых выпускаются бакалавры и магистры по Библеистике[11].
1. Международный Колумбийский Университет (Columbia international University)[12] – межконфессиональный вуз, который по преимуществу готовит учителей для консервативных евангелических церквей. Главная цель обучения вуза (major) – изучение Библии, меньшая задача (minor) – прикладные профессиональные навыки. На бакалаврском уровне это – «Преподавание Библии», «Библейские языки», «Ближневосточные исследования», «Межкультурные исследования», «Психология», «Христианское образование», «Обучение английскому языку» и т.д. Магистерские степени при этом такие – Магистр в преподавании Библии (Master of Arts in Bible Teaching), Магистр в консультировании (Master of Arts in Counseling), Магистр в преподавании английского языка (Master of Arts in Teaching English as a Foreign Language). Степень доктора также напрямую связана с образованием – Doctor of Education-Educational Leadership.
Специальность «Преподавание Библии», например, предполагает обязательное прохождение на уровне бакалавра комплекта предметов «Библия и богословие», который состоит из следующих курсов: «Обзор Ветхого Завета», «Обзор Нового Завета», «Принципы толкования Библии», «Экзегетика книг Ветхого Завета», «Экзегетика книг Нового Завета», «Послание к Римлянам», «Процесс искупления», «Богословие 1: Бог, Христос, Дух Святой», «Богословие 2: Грех и спасение», «Этика и освящение». Каждому из этих предметов дается примерно равное количество часов, а все они, хотя и растянуты по 4м годам бакалаврского обучения, но по количеству аудиторных часов (кредитов) укладываются ровно в один учебный год (128 часов). Среди обязательных курсов на уровне магистра есть следующие: «Природа учащегося», «Преподавание Библии», «История и философия образования», «Библейская основа для учебного плана» и др.
Исходя из философии Международного Колумбийского Университета, Писание – это явившееся Слово Божие и потому должно преподаваться как истина, все Писание Богодухновенно и в нем нет ничего лишнего, в Библии нет погрешности. Следовательно, основной акцент в содержании Библейских курсов – на экзегетике Св. Писания с опорой на буквально-исторический метод.
2. Филадельфийский Библейский Университет (Philadelphia Biblical University)[13] – независимый межконфессиональный вуз консервативной традиции евангельских христиан, который готовит специалистов разного профиля. Изучение Библии является обязательным для всех учащихся. Все студенты бакалавриата получают степень бакалавра в Библии (B.S. in Bible). В дополнение, студенты могут получить специализацию в бизнесе, образовании, музыке и социальной работе.
Набор общих предметов для бакалавра в Библии на факультете свободных искусствах следующий: «Введение в Библию» (история канона, текстология), «Пятикнижие», «Ветхий Завет», «Евангелия» (акцент на связь Евангелий с ВЗ, разговор об «едином Евангелии Иисуса Христа»), «Новый Завет» (акцент на связь Евангелий с остальными книгами НЗ), «Литература Мудрости», «Послание к Римлянам». Эти курсы распределены на 4 года обучения в бакалавратуре, но по количеству часов-кредитов они почти укладываются в один полный семестр.
Для бакалавров в Библии с полным погружением в Biblical Studies, без дополнительной специализации, кроме общего набора библейских предметов предлагаются также «Библейская герменевтика» и «Апокалиптическая литература» (ВЗ и НЗ). На последнем полугодии бакалавриата еженедельно проводится семинар «по интеграции Библии с богословием»[14].
Магистерская программа (M.S. in Bible) делит все предметы на 3 группы: «Библейское богословие» (10 курсов), «Историческое и систематическое богословие» (5 курсов), «Предметы по выбору» (на выбор 27 курсов среди которых 6 – библейских, а остальные – из области образования, консультирования, лидерства и управления). Дисциплины «Библейского богословия» следующие: «Введение в Библию и ее толкование», «Послание к Римлянам», «Контекст Библии» (исторический, литературный, культурный), «Богословие Пятикнижия», «Богословие исторических книг ВЗ», «Богословие пророков ВЗ», «Богословие Псалмов и литературы мудрости», «Богословие Синоптических Евангелий и Деяний», «Богословие ап.Павла», «Богословие Иоанна и Соборных посланий». Среди библейских предметов «по выбору» есть: «Библейская география», «Использование Писания в Писании», курсы греческого и еврейского языков начального и среднего уровня и др.
В целом, как видно из программ Филадельфийского Библейского Университета, выпускник должен приобрести знания английского перевода Св. Писания, видеть основные богословские темы, владеть техническими средствами для анализа текста и научиться преподавать Библию разным социальным группам населения.
3. Университет Свобода (Liberty University)[15], как заявляет сам вуз, – это крупнейший в мире христианский университет, в котором более 140 программ (от годового сертификата до докторских программ). При университете есть баптистская семинария и школа религии.
Школа религии – христиански ориентированная. Школа предлагает бакалаврскую программу «Религия» со специализацией в «Библейских науках». Эта бакалаврская программа предполагает освоение таких библейских курсов как «Обзор Ветхого Завета: жизнь и литература», «Обзор Нового Завета: жизнь и литература», «Индуктивное изучение Библии», «Послание к Римлянам», «Библейская герменевтика», «Деяния Апостолов» и другие – по выбору.
Баптистская семинария предлагает множество магистерских программ, общий философский базис которых – качественное образование христиан с целью «обойти мир энергичной (aggressive) Новозаветной церковной евангелизацией». При этом пастырство не является приоритетной задачей, первейшая цель разных программ – углубленное погружение в научные изыскания и персональное обогащение. Кооперация с церковью, направляющей абитуриента на учебу является очень желательной. Строгое следование библейским текстам – неотъемлемая составляющая всего учебного процесса. Такая магистерская программа как Master of Divinity (M.Div.) предлагает среди библейских общие курсы по «Ориентированию в Новом Завете»[16], «Ориентированию в Ветхом Завете»[17], «Герменевтика»[18] и большой объем обязательный часов по изучению греческого и еврейского языков. Если студент выбирает дополнительную (minor) специализацию в Библейских науках, ему предлагаются эти же курсы только на более глубоком уровне[19], плюс обязательное изучение греческого и еврейского языков и курсы по выбору. При изучении таких курсов, по выбору, как «к Римлянам», «К Евреям» и др. акцент делается на изучении богословский идей Посланий, текста – «стих-за-стихом» и контекста окружавшего появление Древней Церкви.
4. Бостонский Университет (Boston University)[20] – крупный многоотраслевой вуз, в котором есть отдельная богословская школа. Богословская школа имеет начало в традиции методистов, но к настоящему моменту открыта для всех христианских конфессий. Обязательными предметами для обучения на магистерском уровне (бакалаврскую подготовку этот университет не предлагает) являются: «Чтение Слова Божия: история, богословие, контекст», «Притягательная Библия: Писание Евреев», «Притягательная Библия: Новый Завет». Остальные дисциплины по выбору из трех блоков: «Тексты и традиции», «Современные контексты», «Теории и практика лидерства». Например, предметами «Новозаветной» области, которые студент изучает по выбору, могут быть следующие: «Греческий язык Нового Завета», «Иисус в Евангелиях», «История христианской Библии», «Павловы писания», «Апокалиптическая литература», «Семья в раннем христианстве», «Археология и истоки христианства в ареоле Эгейского моря», и т.д.
5. Пристонская богословская семинария (Princeton Theological Seminary)[21] – высшая школа Пресвитерианской церкви США, которая готовит мужчин и женщин для служения Иисусу Христу в христианских объединениях и в других организациях. Вуз предлагает набор магистерских программ, а также докторскую (PhD). Магистерские программы носят большей частью практический характер: служение на приходе, работа с молодежью, миссия в другие страны и т.д. Но есть и отдельный департамент Библейских наук, который также предлагает магистерские и докторскую степени. Обучение в докторантуре в целом предполагает самостоятельную работу в одном из направлений: Библеистика, история и экуменизм, практическое богословие, религия и общество, богословие (этика, сравнительное богословие, богословие и философия и т.д.). В Библейском направлении есть два подраздела: Ветхий и Новый Завет. В подразделе «Ветхий Завет» вуз может дать компетентную помощь в области библейского богословия, экзегетике Ветхого Завета, еврейском и связанных семитских языках. В подразделе «Новый Завет» – в библейском богословии, экзегетике Нового Завета, политико-социальной среде раннего иудаизма и христианства.
7. Американский католический университет (Catholic University of Washington)[22]. Принадлежность университета Католической Церкви не ограничивает его только богословскими или пастырскими дисциплинами. Здесь могут обучаться будущие юристы, инженеры, психологи, работники социальной сферы. Участие в богослужебной жизни от студентов не требуется, но на мессы они регулярно приглашаются. Богословское образование разделено на 2 направления: 1) Школа богословия и религиоведческих исследований, 2) Богословский колледж (семинария). Первая школа направлена на всех желающих мирян, которые желают получить качественную разностороннюю подготовку в систематическом и нравственном богословии, этике, библеистике, литургике, церковной истории, узнать побольше о взаимосвязях религии, культуры и духовности. Семинария же имеет целью подготовку будущих священнослужителей Католической Церкви для Америки, акцент в ней делается не только на интеллектуальную подготовку, но и духовную формацию, и пастырские навыки. Учеба в семинарии дает право получить степень бакалавра богословия (STB) или магистра (M.Div., M.A.). Все семинаристы ежедневно причащаются.
В Школе богословия и религиоведческих исследований можно прослушать отдельные курсы, пройти подготовку бакалаврского или магистерского уровня, защищать докторскую диссертацию. На бакалаврском уровне из библейских изучаются только общие дисциплины: «Введение в Ветхий Завет», «Введение в Новый Завет» (по желанию учащегося он может взять дополнительно такие же курсы, но с более «продвинутым уровнем» погружения в библеистику). На магистерском уровне возможна специализация в Библейских исследованиях. Прежде поступления в магистратуру по стези Библеистики абитуриент должен овладеть немецким или французским на уровне чтения, а также – древнегреческим и еврейским языками хотя бы на элементарном уровне. Эти знания студент магистратуры будет повышать, но уже не с «0». Кроме того, в магистратуре он должен изучить как минимум еще один семитский язык. Знание древних языков – приоритетная часть программы M.A. in Biblical Studies в Американском Католическом Университете. Вторая составляющая магистерской программы – экзегезис Ветхого и Нового Заветов (акцент на постишном разборе текстов критических изданий с анализом грамматики). При изучении курса эгзегетики в этом вузе берутся во внимание решения II Ватиканского собора и Папские энциклики.
8. Чикагский Университет (The University of Chicago)[23] – крупный многоотраслевой вуз, в котором каждая из школ имеет свою политику обучения. Богословская школа (Divinity School) предлагает магистерские и докторские программы. Магистерских программ всего три. При этом M.Div. большей частью направлена на подготовку лидеров для «христианского служения» в широком смысле. Обучаются все желающие – от католиков до мормонов. Докторских направлений гораздо больше. Факультет имеет три комитета в области «религий», в рамках которых есть 10 направлений.
Комитет «Исторических исследований в религии» ориентируется на изучении происхождения и современного состояния иудаизма и христианства. Докторанты в Библейском направлении этого комитета обязаны сдать экзамен по истории сравнительной экзегезы иудаизма и христианства. Библейское направление разделяется на 4 более узкие области: «Еврейская Библия и древний Ближний Восток», «Еврейская Библия и ранняя еврейская литература», «Библейские исследования: Еврейская и Христианская Библии», «Новый Завет и ранне-христианская литература». Для всех указанных областей требуются знания как древних языков (минимум три: древнееврейский, древнегреческий и иной), так и современных. Все учащиеся на докторате в Библейском направлении должны свободно читать литературу на английском, немецком и французском языках. Эти языки желательно изучить еще на этапе бакалавриата или магистратуры.
9. Гарвардский университет (Harvard University)[24]. Библейские науки в этом многоотраслевом вузе преподаются преимущественно в богословской школе, а также на факультете искусств и наук. Богословская школа нацелена на критическое изучение христианской традиции в сравнении с другими религиями мира. Студенты школы – из 55 деноминаций и имеют самую различную религиозную принадлежность. Школа видит необходимость, чтобы среди учащихся было разнообразие: в «религиозном фоне», этническом составе и в гендерном отличии. Процесс обучения предполагает практические занятия, чтобы по окончании программы выпускники могли работать как лидеры в религиозной жизни (с хиротонией или без нее): как ученые, преподаватели, консультанты, а также – как журналисты, медики, юристы, государственные чиновники. Предметную область специализации студенты планируют сами (как и во многих других американских вузах). Помогают студентам закрепленные за каждым из учащихся университетские консультанты, которые помогают выстроить «учебную линию» предметов. Так, например, магистратура в богословских науках (MTS) предлагает 18 направлений (от буддизма, до религии американцев), но не ограничивает ими студента. Курсы в направлении «Ветхий Завет/Еврейская Библия» такой магистратуры разработаны так, чтобы ими мог воспользоваться как человек знающий древние языки, так и тот, кто кроме английского больше никаких языков не знает. Междисциплинарные курсы направления «Новый Завет и раннее Христианство» предполагают изучение канонической и неканонической литературы, истории и богословия, с учетом древней Срединиземноморской среды, с ударением на герменевтике с учетом «феминистической» интерпретации. Во что углубится студент зависит полностью от желаемого им направления развития.
10. Университет Гранд Каньон (Grand Canyon University)[25] – многоотраслевой вуз, который предлагает разные учебные программы на основе христианского наследия для «критически мыслящих людей». Колледж Свободных Искусств университета предлагает несколько бакалаврских и магистерских программ по направлению «Христианские науки». Среди основных курсов (major) на получение степени бакалавра в Христианских науках (Bachelor of Arts in Christian Studies) есть следующие библейские: «Исторический ракурс Ветхого Завета» (текст, история евр. народа и окружающие события), «Исторический ракурс Нового Завета» (межзаветный период и появление христианства), «Моисей и пророки», «Иисус и Его толкователи» (в особенности, ап.Павел), «Толкование и применение Библии». Получение степени Магистра в Христианских науках с акцентом на пастырство (Master of Arts in Christian Studies with an Emphasis in Pastoral Ministry) предполагает обязательное изучение курсов: «Основания Ветхого Завета» (документы, лежащие в основе, их исторические и богословские структуры), «Основания Нового Завета» (документы, лежащие в основе, их исторические и богословские структуры), «Библейская герменевтика» (на основе евангелических методов толкования и языковых инструментов).
Университет Гранд Каньон не устанавливает приоритеты в догматических вопросах. Отсюда две крайности в содержании курсов: максимальная сглаженность в вопросах этики и критичность в исследовании текстов Св. Писания. Знания, получаемые в этом вузе, по его философии, должны быть полезными как для религиозных людей, так и для секулярных. В том числе и по программе «Магистр в пастырском служении»...
Характер преподавания Библейских наук
Цель изучения Библейских наук, по анонсам многих библейских колледжей[26], – ознакомить с Библией таким способом, чтобы учащийся проник в суть – как лучше строить свою жизнь. Дух Святой, Автор Священных Писаний, должен озарить через Писание сердце и жизнь того учащегося, который открывается навстречу Богу. Познание истины невозможно без изменения жизни и устроения сердца. Цель обучения Библии, цель увещания, есть «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим. 1:5). В силу высокого призвания Библеистики, ее принципы преподавания должны отличаться от светских наук.
Однако, в реальности содержание курсов по изучению Библии задает «философия» того или иного вуза. Нередко, в США политика вуза задает характер всех дисциплин, подбираются и преподаватели, соответствующие духу вуза. Поэтому тот же самый предмет «Введение в Библию» может излагаться как в строго буквалистически-евангелическом духе, так и в критически-секулярном. Если в университетах евангелического направления, как «Свобода», Пятикнижие будет рассматриваться как непререкаемый текст (в его конструкции и содержании), то уже в Американском Католическом Университете Пятикнижие может изучаться отдельными курсами, разделяя «Священнический блок» от «Второзакония»[27].
Содержание курсов «Библия/Библейские исследования» в разных вузах
Одинаковые названия курсов встречаются в разных вузах только на уровне бакалавратуры. Но и в этом случая содержание одного и того же курса «Введение в Писание» может отличаться.
Например, курс «Введение в Новый Завет» (преподается на 1 или 2 курсах бакалавриата) в баптистской семинарии университета «Свобода» имеет следующее содержание: мир Нового Завета, формирование канона, текстология, вдохновение, археологические находки, синоптическая проблема[28]. При изучении этого же курса в Бостонском университете обращается внимание на исторический фон появления Новозаветных Писаний, их значимость в современности[29]. В университете Гранд Каньон при изучении подобного курса – первоочередное внимание на исторической перспективе: от межзаветного периода, через Евангелия и Деяния к формированию христианской веры в ходе истории[30].
Практически все вузы так или иначе касаются вопросов авторства книг, датировки написания, исторического фона, вопросов текстологии и истории канона. Но, нередко, вуз может устанавливать приоритеты в изучении «Введения в Новый Завет»:
1) история появления христианства, взаимоотношения христианской общины с иудейской и греко-римской средой на основе канонических, еретических, языческих и иудейских источников;
2) прочтение и толкование канонических книг НЗ в контексте истории и других текстов Ближнего Востока I века;
3) определение жанров отдельных книг (или их фрагментов), выделение основных богословских идей;
4) чтение текстов НЗ с учетом современных критических изданий и лингвистических инструментов.
Итак, в ходе изучения «стандартного» предмета «Введение в Новый Завет» студент, конечно, получает общее представление о Новом Завете: от Евангелий до Апокалипсиса. Но угол зрения на Священное Писание при этом в разных вузах различный: одно дело изучать «окружающий контекст» Евангелия для лучшего понимания притч Спасителя, другое дело – изучать исторические события межзаветного периода как источник учения Иисуса и формирования христианства. Философии вуза задает отношение к Св. Писанию.
Учебный процесс
Аудиторные занятия, как правило, делятся на лекции и дискуссии. На лекциях могут присутствовать до сотни студентов. Студенты лекционных курсов могут делиться на более мелкие группы или «секции», которые собираются раздельно, обсуждают содержание лекций и другие материалы. Для дискуссионных классов могут формироваться крайне небольшие группы: всего по 5-6 учащихся.
Надо сказать, что роль лектора в США отличается от российского восприятия. В Америке преподаватель – прежде всего консультант по предмету, инструктор, который учит критически мыслить, делать самостоятельные выводы и писать научные работы. Преподаватель не обязан быть энциклопедистом и знать все.
Практически каждую неделю профессора выдают студентам список учебной литературы для самостоятельной работы в библиотеке. Чтобы участвовать в дискуссиях и понимать содержание лекций, студенты должны заранее ознакомиться с предлагаемым списком книг и статей. Преподаватели нередко выдают «домашнее задание» на неделю, которое предполагает самостоятельное прочтение некоторых источников (или их фрагментов) и научных работ. Эти «домашние задания» могут пересылаться по Интернет. В течение курса также требуется выполнить от одной до нескольких больших письменных работ (эссе).
Изложение материала на лекциях
Перед началом курса каждый из учащихся получает учебный план (course syllabus), в котором четко обозначено: 1) цели и задачи курса; 2) что должен студент знать до его начала, как возможен трансфер кредитов из других вузов; 3) описание разделов из которых курс состоит; 4) календарно-тематическое планирование (включая даты лекций, семинаров и их темы); 5) способы оценивания успеваемости; 6) требования к итоговому экзамену; 7) перечень дисциплин связанных с курсом; 8) список источников, пособий, вспомогательной литературы.
Сами лекции по предмету не выглядят как зачитывание преподавательских конспектов, скорее – это введение в дисциплину и ориентация в литературе, обсуждение вопросов студентов. В ходе лекций по Библеистике преподаватели активно применяют самые современные учебные технологии: презентации, фото-слайды, демонстрации видео-сюжетов, схемы, таблицы, карты и т.д. Студентам нередко на лекциях выдаются раздаточные материалы.
Оценивание знаний
Профессора ставят каждому студенту оценку за пройденный курс. Оценки складываются из следующих составляющих:
1. Участие в аудиторных занятиях. Студенты должны принимать активное участие в задавании вопросов, дискуссиях.
2. Тесты или «контрольные опросы». Профессор может внезапно провести фронтальный опрос. Результаты опросов или тестов обычно не сильно отражаются на финальной оценке, но они стимулируют студентов к постоянной работе по теме и к хорошей посещаемости.
3. Выполнение «домашних заданий», написание итогового эссе.
4. Промежуточный (если есть) и финальный экзамен. Первый может быть проведен в середине учебного курса, второй – после завершения всего курса.
Количество проводимых опросов, «домашних заданий» и т.д. – зависит от преподавателя. Эссе, как правило, за курс пишется только одно. А вот семинары, большей частью на магистерском уровне, даже могут оформляться как отдельные спецкурсы, иметь свои кредитные часы и за них будет выставлена своя оценка.
Оценка по лекционному курсу в конечном итоге может складываться из: посещения – 20%, выполнения домашних заданий – 20%, эссе – 30%, экзамена – 30%. Соотношение этих процентов по отношению к итоговой оценке у разных преподавателей различно. В любом случае, рейтинг итоговой письменной работы всегда велик и о наказаниях за плагиат студент хорошо осведомлен.
Выводы
Отличие Библеистики в разных университетах США не столько в методологии преподавания, сколько в содержании. Вузы разрабатывают учебные планы по универсальной схеме, общей для гуманитарных предметов. Вузы используют самые современные технические средства: дистанционное обучение, он-лайн конференции, программы для работы с библейскими текстами на разных языках и т.д. Вузы выполняют все необходимые требования для документации курсов, чтобы студенты могли переводить свои кредиты из одного университета в другой. Но при этом по завершении схожих программ разных вузов студенты могут иметь совершенно различный набор знаний, глубина конфессионального погружения зависит от «философии» вуза. Вариативность персональной специализации студента зависит от величины университета: чем больше преподавателей, тем больше спецкурсов. При этом спецкурсы редко повторяются каждый год, преподаватели из года в год «генерируют» новые спецкурсы. Следовательно, каждый из выпускников библейских программ в Америке является уникальным специалистом в своем роде. И этому способствует то, что не государство задает шаблон образования, а студент, который за образование дорого платит и затем ищет место для своей творческой и профессиональной реализации.
В настоящее время наблюдается две крайности. С одной стороны, в библейских колледжах Св. Писание изучается на буквалистической основе. С другой стороны, на религиоведческих факультетах «универсальных» вузов Библия все больше рассматривается не как Священное богодухновенное Писание, а как конфессиональный религиозный текст, сформировавшийся в ходе сложной многокультурной человеческой истории. К сожалению, тенденция такова, что специалисты в религиоведении все больше становятся востребованными, чем профессиональные богословы, а выпускники библейских колледжей работают по прикладным специальностям (социальная работа, психология, школьное образование). Рынок труда рождает спрос на соответствующих специалистов.
Ириней (Пиковский), иеромонах
Источник: "Богослов"
[1] http://www.uscollegesearch.org/bible-/-biblical-studies-colleges.html, дата обращения – 3.09.2010
[2] CIP – Classification of Instruction Programs
[3] Здесь и далее данные на основе исследований Национального Центра Статистики в области Образования (U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, 2007-08 Integrated Postsecondary Education Data System (IPEDS), Fall 2008), http://nces.ed.gov, дата обращения – 05.09.2010.
[4] До 2000 г. существовала еще одна программа (по классификатору 1990г.): «39.0101. Библейские и другие языки и литература. Учебная программа, которая описывает изучение литургических, письменных и исторических языков и литературы используемой в христианстве, иудаизме и других основных религиях как носителях соответствущего вероучения, форм богослужения, правил и традиций. Включает изучение техник перевода, текстуальный анализ и критику, [историю] изучения и хранения древних рукописей, изучение таких специальных языков как иврит, греческий койне, библейский арамейский и другие». В 2000 г. эта программа была удалена из реестра CIP.
[5] NCDE – National Center for Education Statistics
[6] National Center for Education Statistics – http://nces.ed.gov/programs/digest/2009menu_tables.asp, таблица 277, дата обращения – 04.09.2010
[7] National Center for Education Statistics – http://nces.ed.gov/programs/digest/2009menu_tables.asp, таблица 275, дата обращения – 04.09.2010
[8] http://nces.ed.gov/pubs2002/cip2000/crosswalk.asp, дата обращения – 08.09.2010
[9] http://www.stateuniversity.com/program/39-0201/Bible-Biblical-Studies, дата обращения – 10.09.2010
[10] National Center for Education Statistics – http://nces.ed.gov/programs/digest/2009menu_tables.asp, таблица 278, дата обращения – 04.09.2010
[11] Для выбора этих вузов были приняты во внимание рейтинги университетов США на сайтах: http://www.stateuniversity.com/program/39-0201/Bible-Biblical-Studies и http://education-portal.com/theological_schools.html
[12] Веб-сайт Columbia international University – http://www.ciu.edu/ . Информацию о вузе излагаем на основе академических программ на 2010-11 уч. год.
[13] Веб-сайт Philadelphia Biblical University – www.pbu.edu
[14] См. BIB 491. Senior Seminar – http://catalog.pbu.edu/preview_program.php?catoid=17&poid=560&returnto=360 – дата обращения – 10.09.2010
[15] Веб-сайт Liberty University – http://www.liberty.edu
[16] Содержание курса «Ориентирование в Новом Завете» (New Testament Orientation) – «A general introduction to the New Testament Gospels, General Epistles, and Revelation, emphasizing matters of text, canon, authorship, date, authorial purpose, and theme development. Also a special introduction, involving current issues of criticism and interpretation, such as the synoptic problem. The general principles of interpretation (hermeneutics) will be introduced as well as the special principles concerning parables, symbols and types, and prophecy». – Liberty University Graduate Catalog 2008-2009 – p.138.
[17] Содержание курса «Ориентирование в Ветхом Завете» (Old Testament Orientation) – «An examination of the current status of research in studies relative to the Pentateuch and Historical Books. Special attention will be given to biblical introduction, hermeneutics, and the acquiring of a strategic grasp of the historical setting, literary genres, and structure of each book, as well as areas of particular critical concern» – Liberty University Graduate Catalog 2008-2009 – p.139.
[18] Содержание куса «Герминевтика» (Hermeneutics) – «An advanced course in hermeneutics including a study of the history of interpretation, both biblical and extra-biblical, and an examination of the current status of various interpretive approaches to the Scriptures» – Liberty University Graduate Catalog 2008-2009 – p.138.
[19] Продолжение курса «New Testament Orientation» – «with a general and special introduction of Acts and the Pauline Epistles. The study of hermeneutics will continue with emphasis upon word meaning, figures of speech, and other linguistic matters». Продолжение курса «New Testament Orientation» – «An examination of the current status of research in studies relative to the poetic and prophetic books. Special attention will be given to biblical introduction, hermeneutics, and the acquiring of a strategic grasp of the historical setting, literary genres, and structure of each book, as well as areas of particular critical concern». – Liberty University Graduate Catalog 2008-2009 – p.138-139.
[20] Веб-сайт Boston University School of Theology – http://www.bu.edu/academics/sth/
[21] Веб-сайт Princeton Theological Seminary – www3.ptsem.edu
[22] Веб-сайт Catholic University of Washington – www.cua.edu
[23] Веб-сайт Divinity School of the University of Chicago – http://divinity.uchicago.edu
[24] Веб-сайт Harvard University – www.harvard.edu
[25] Веб-сайт Grand Canyon University – http://www.gcu.edu/
[26] См., например, ст. «Biblical Studies Concentration» на http://www.cluonline.com/concentrations/Bible.htm – дата обращения – 10.09.2010
[27] Описание библейских курсов, которые в CUA причисляются к богословским см. на – http://trs.cua.edu/courses/courses.cfm
[28] См. учебный каталог вуза на 2009-10 уч. год. (09-10-Graduate-Catalog) – стр. 195.
[29] Описание программы «New Testament Introduction» см. на http://www.bu.edu/academics/sth/courses/sth-tn-721/ – дата обращения – 10.10.2010
[30] Содержание курса – по Программе «Бакалавра искусств в Христианских науках» на стр. http://www.gcu.edu/index.php?page=degree-programs – дата обращения – 10.10.2010
[31] National Center for Education Statistics – http://nces.ed.gov/programs/digest/2009menu_tables.asp, таблица 275, дата обращения – 04.09.2010