Итальянский национальный комитет по биоэтике принял решение о разрешении усыновления замороженных эмбрионов. Комитет, являющийся рекомендательным органом национального правительства, принял данное решение, чтобы восполнить пробел в соответствующем законе.
Закон, одобренный в феврале 2004 года, запретил уничтожение «лишних» эмбрионов, которые остаются после процедуры искусственного оплодотворения. Однако, в законе ничего не говорится о замороженных эмбрионах, количество которых уже сейчас составляет около 30 000. Комитет постановил, что супружеские пары, сожительствующие пары и одинокие люди могут усыновлять эмбрионы. Это предложение обретет законную силу после одобрения парламентом. В настоящий момент около 250 пар, располагающих замороженными эмбрионами, подписали петицию о формальном отказе от них. Эти действия и дают «зеленый свет» на возможное усыновление эмбрионов.
В своем интервью итальянскому изданию La Repubblica эксперт в области искусственного оплодотворения Карло Фламиньи отметил, что вероятность успешной беременности при искусственном оплодотворении составляет лишь 10%. Кардинал Франческо Помпедда, отставной префект Верховного Суда Апостольской сигнатуры, заявил, что усыновление замороженных эмбрионов является морально приемлемым, так как предпринимается для спасения человеческой жизни, которой угрожает смерть. Однако он отметил, что передача эмбриона другой паре очень сходна с практикой искусственного оплодотворения, при которой зачатие ребенка происходит при помощи третьего лица, а эта практика не допускается Церковью. Хотя Католическая Церковь выступает против искусственного оплодотворения, до сих пор не было сделано официальных заявлений относительно нравственной стороны практики усыновления замороженных эмбрионов. В статье Washington Post от 31 мая этого года отмечается, что специалисты в области католической нравственности разделились во мнениях, касающихся данного вопроса. В этой же статье отмечалось, что по состоянию на май 2003 года в клиниках США содержалось около 400 000 замороженных эмбрионов. 88% от этого количества было зарезервировано для будущего использования супружескими парами, 3% были предназначены для медицинских исследований, и лишь 2% могли быть усыновлены другими парами.
Программа «Снежинки»
Одной из самых активных программ по усыновлению эмбрионов является программа «Снежинки», реализуемая организацией «Nightlight Christian Adoptions». По словам руководителя этой программы, Лори Мейз, с начала деятельности в 1998 году в рамках этой программы были найдены донорские эмбрионы для 145 семей. В 59 из них родился 81 ребенок.
В статье, опубликованной 4 июня в Baltimore Sun, приводятся некоторые комментарии, касающиеся практики усыновления замороженных эмбрионов. В своем интервью изданию Дуглас Джонсон, исполнительный директор Национального комитета «Право на жизнь», отметил, что пары, решившиеся на искусственное оплодотворение должны договориться не создавать чрезмерное количество эмбрионов, а ровно столько, сколько требуется этой процедурой. Если же после процедуры останутся «лишние» эмбрионы, то следует разрешить отдавать их на усыновление.
В статье New York Times от 2 июня отмечается, что лишь половина замороженных эмбрионов выживает после процедуры оттаивания. Из половины выживших эмбрионов лишь 35% станут детьми. В большинстве своем пары, которые сдают свои замороженные эмбрионы или прибегают к их усыновлению в рамках программы «Снежинки», являются христианами. Пары, усыновляющие эмбрионов, дают обещание не совершать абортов.
В мае этого года Администрация по контролю над продуктами и лекарствами США (FDA) опубликовала свои рекомендации, призванные «упростить процедуру усыновления эмбрионов», отмечается в статье Times. В качестве одной из этих мер для данных эмбрионов не будет требоваться проведение всех медицинских анализов, которые требуются для донорских органов. Большое количество замороженных эмбрионов не могут пройти всех анализов, так как супружеские пары, их предоставившие, не проходили анализов на наличие заразных заболеваний.
New York Times вернулась к этому вопросу 12 июня в своей статье, в которой отмечается, что количество пар, которые все таки решаются на предоставление своих эмбрионов другим людям, весьма мало. Сюьзан Клок, профессор акушерства, гинекологии и психиатрии медицинской школы университета Northwestern, отметила, что многие пары хотят отдать свои эмбрионы в начале курса по искусственному оплодотворению. Через несколько лет 9 из 11 пар уже не хотят отдавать свои эмбрионы другим супружеским парам. Практика усыновления эмбрионов постепенно получает распространение и в других странах мира. 1 мая испанское издание ABC сообщило о том, что спустя 2 месяца после начала программы по усыновлению эмбрионов в Барселоне 14 женщин забеременели.
Замороженные жизни
Существование большого количества замороженных эмбрионов начинает создавать проблемы. В одной клинике около 1 100 клиентов перестали платить ежегодную плату в 300 долларов США за сохранение своих эмбрионов, сообщает Boston Globe от 18 мая. В клинике не уничтожают эти эмбрионы, опасаясь возможных судебных исков. «Аналогичная ситуация складывается в клиниках по искусственному оплодотворению и криобанках по всей стране», – отметила Памела Мадсен, исполнительный директор Американского совета по оплодотворению. Большинство пар даже не задумываются, что делать со своими «лишними» эмбрионами после рождения детей. Некоторые пары принимают решение постоянно хранить замороженные эмбрионы на случай, если их дети умрут в молодом возрасте.
«Замороженные эмбрионы тоже люди», – подчеркивает Мэри Стургис, исполнительный директор организации «Граждане Массачусетса за жизнь». Она также выразила свое одобрение принятием в Италии решения, в рамках которого будет разрешено создание лишь такого количества эмбрионов, которое будет полностью использовано при процедурах искусственного оплодотворения, т.е. создавать «лишних» эмбрионов уже запрещено.
Однако не во всех клиниках эмбрионы могут храниться длительный срок. По сообщениям мельбурнской газеты The Age, в австралийском штате Виктория было уничтожено по меньшей мере 6 642 эмбриона. В Австралии в 1998 году в силу вступил закон, согласно которому замороженных эмбрионов нельзя хранить более пяти лет. Эмбрионы, созданные в клиниках по искусственному оплодотворению до 1998 года, будут храниться неопределенно долгий срок. По сообщениям газеты, лишь 5% пар готовы предоставить свои эмбрионы парам, которые не смогли получить своего эмбриона в ходе искусственного оплодотворения. Некоторые из эмбрионов, срок хранения которых превысил пять лет, направляются на исследования. Представители одной из австралийских клиник заявили, что для своих исследований они использовали 200 из 2 520 эмбрионов, приготовленных для уничтожения.
Хранение замороженных эмбрионов для будущего использования иногда может привести к странным ситуациям. 5 июля в статье San Francisco Chronicle была рассказана история 45-летней медсестры Дебби Бисли. Бисли – мать 20-летней дочери, 13-летних близнецов и 5-месячной дочери. Ее младшая дочь развилась из эмбриона, который провел в жидком азоте 13 лет. Столь длительный период превышает самые смелые предположения о сроке хранения эмбрионов, которые впоследствии родятся здоровыми детьми. После того, как Бисли прошла курс искусственного оплодотворения, она забеременела тройней. Один плод погиб во время беременности, а двое других появились на свет в 1992 году. Через некоторое время она узнала, что врач клиники без ведома пациентов забирал у них эмбрионы. Некоторые из них были переданы на исследования, а восемь эмбрионов Бисли удалось вернуть. В 1996 году она предприняла первую попытку оплодотворения с помощью своего эмбриона, однако чуть не умерла в результате реакции на лекарства, использованные в процедуре. Спустя годы она вновь повторила свою попытку и у нее родилась здоровая дочь.
В статье наглядно рассказано о некоторых опасностях, с которыми могут столкнуться пациенты, решившие прибегнуть к процедуре искусственного оплодотворения. К таким рискам относится опасность для здоровья женщины и вероятность многоплодия. Также возникает и вопрос, что делать с замороженными эмбрионами? Этот и многие другие вопросы так и остаются без ответа.
http://www.zenit.org/
Перевод: Владислав Косьяненко (Agnuz)
Источник: AGNUZ.