В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Музыка в богослужениях протестантских церквей России

Сегодня музыка занимает все больше места в жизни общества, она давно стала огромной индустрией и неотъемлемой частью практически любой деятельности. Исключением не стали и самые гибкие христианские общины. Таким образом, довольно остро встает вопрос об оценке современной музыки в баптистском, пятидесятническом и неохаризмаическом течениях в России, а также о возможности ее богослужебного применения.

Музыка, безусловно, занимала определенное место в христианских общинах практически с момента их возникновения, а с развитием самой музыкальной культуры начала проникать в них все глубже. Причины этой давней «дружбы» довольно понятны, так как музыка оказывает определенное эмоционально-психологическое воздействие, важное для богослужения. Однако в XX веке проникновение современной музыки в довольно гибкую протестантскую культуру сопровождалось также и фактором становления и развития западного шоу-бизнеса, включающего популяризацию музыки и повышение ее роли в жизни общества. Россия, особенно после событий 90-х гг. – присоединилась к этой тенденции.

Наиболее консервативные из протестантских церквей со своей традицией противились влиянию новых направлений в музыке дольше всех, но сейчас и они начинают сдаваться. Неохаризматическое течение, возникшее в 80х гг., сразу же подхватило новые музыкальные стили, развивающиеся в рамках субкультур поп и рок-музыки, а в начале нового века в церкви, пока что на молодежные собрания, пришел хип-хоп.

Несмотря на то, что каждая конкретная община воспринимает современную музыку и ее использование в богослужениях по-разному, можно объединить их в группы по принадлежности к определенной протестантской культуре: баптистские, пятидесятнические и неохаризматические. У каждой из этих групп есть ряд особенностей во взглядах на исследуемый вопрос, объединяющий их.

Благодаря относительной централизации, проще всего проследить позицию баптистских церквей. Любопытно, но их оценка, как правило, довольно нейтральна. В баптистских церквях музыке посвящается гораздо меньше внимания, чем в пятидесятнических или, тем более, харизматических. Как самая традиционная и консервативная группа протестантов из трех перечисленных, баптизм не одобряет введение этих стилей в сам процесс богослужения, однако, как заявляет бывший лидер союза евангельских христиан-баптистов Юрий Кириллович Сипко, стараются не преследовать молодежь за их музыкальные пристрастия и увлечения, которые как ограничиваются уровнем хобби, так и становятся чуть ли не профессиональным занятием.

Однако, как и в любом другом, в этом правиле тоже существуют исключения. Причем исключения разного рода: от полной непримиримости с новыми музыкальными стилями, характерной для наиболее провинциальных баптистских общин, так и с допущением их элементов в богослужения. Исключения эти зависят также и от возрастного состава общины и ее лидера, поэтому позиция «барабаны и электрогитара от дьявола» постепенно уходит в прошлое.

Что касается использования музыки в богослужениях, то у баптистов это представлено наиболее традиционным образом – уже имеющие свою серьезную историю гимны, исполняемые хором, как правило, под клавишную музыку. Вся паства, стоя, поет вместе с ведущими процесс музыкантами или хором. Тексты песен, как правило, раздаются пришедшим на богослужение в виде специальным песенников, однако в последнее время, как и в других протестантских церквях исследуемых направлений, проецируются на экран. Существуют и куда более молодежные по составу и музыкально продвинутые общины, входящие, однако, в официальный союз, например община «Парадигма». Там не чуждаются помимо клавишных и гитары, и даже ударных инструментов. Естественно, что вслед за этим меняется ритм и стиль песен, однако все равно не переходит определенных рамок, свойственных баптистским общинам.

Пятидесятнические общины, не обладающие таким уровнем вертикальной централизации как баптистские, имеют еще более разнящиеся взгляды на современную музыку. Так, большинство общин, входящих в союзы наиболее консервативной направленности, такие как СХВЕП и особенно ОЦХВЕ («федотовцы»), категорически не приемлют поп, рок или хип-хоп музыку. Однако тенденции последних десяти лет говорят, что даже эти общины в связи с естественным обновлением лидерского состава начинают привлекать элементы современных музыкальных стилей в богослужения и, особенно, миссионерскую работу. И это не говоря о союзе РОСХВЕ, члены которого обладают наибольшей автономностью и мобильностью и, зачастую, по сути, являются неохаризматическими общинами. Широкий разброс взглядов на этот вопрос в пятидесятническом движении практически не позволяет выявить какую-то конкретную позицию.

В богослужениях пятидесятников мы также можем встретить еще большее разнообразие в стилях, чем у баптистов. Существует ряд наиболее консервативных общих, продолжающих проводить поклонение характерным для становления движения образом, напоминающим баптистский, однако другая часть, невольно вовлеченная в музыкальные тенденции близких им по догматике неохаризматов, в последнее время все чаще применяет такие музыкальные инструменты как синтезатор, акустическая гитара, басс, флейта, перкуссия и даже ударные инструменты. Эти общины перенимают и другие характерные особенности музыкального служения неохаризматических церквей. Паства также поет стоя, нередко между песнями произносятся так называемые «молитвы на языках» или глоссолалии.

Что касается оценки современных музыкальных направлений среди церквей последнего из перечисленных движений, то, несмотря на разрозненность и отсутствие строгой организационной структуры, в подавляющем большинстве неохаризматические общины одобряют и практикуют применение современной музыки на богослужениях. Единогласного мнения по этому вопросу, конечно, нет, но неохаризматы, как самое новое и не обремененное традиционными корнями движение, действительно сходится на том, что современная музыка в церкви – это хороший метод привлечения в свои общины подростков и молодежи – самых мировоззренчески мобильных членов общества.

Если в баптистских и пятидесятнических общинах музыкальная составляющая, называемая прославлением, занимает лишь малую часть времени, остальная отдается проповеди и молитвам, то в неохаризматических церквях зачастую бывает совсем иначе. Здесь музыка, нередко, звучит половину или большую часть богослужения, являясь как самостоятельным звеном, так и фоном каким-либо действиям, например, организационной подготовке к причастию, сбору пожертвований или молитвам, зачастую принимающим довольно экзальтированные формы.

Лидеры, безусловно, понимают, что музыка оказывает весомое психологическое влияние и создает определенный эмоциональный фон, который способствует восприятию паствой харизматической проповеди, молитв, нередко пророчеств; впрочем, это влияние верующие называют действием Святого Духа. Музыканты, играющие на фоне речи, сопровождают эмоциональные подъемы и спады в словах пастора усилением и затуханием громкости, и, таким образом, усиливают общее впечатление.

Что же касается музыки как самостоятельного элемента богослужения, то в харизматических церквях она условно подразделяется на два типа: хвала и поклонение. Хвалой называется быстрая ритмичная и относительно тяжелая музыка с элементами рока. Нередко, под такую музыку паства танцует и прыгает на месте, подпевая ведущим музыкантам. Поклонение же несет куда более спокойный и проникновенный эмоциональный характер.

Нежное пение под относительно легкую инструментальную музыку нередко вызывает слезы благодарности или раскаяния у поющей паствы. Так сложилось, что поклонение поется паствой стоя, нередко с поднятыми вверх и расставленными руками. Иногда призывы к этому звучат и в текстах самих песен. Отдельно стоит отметить общины ассоциации «Хиллсонг», название которой переводится как «Песнь на горе». В богослужениях этих церквей музыка – хвала и поклонение – играет главную роль, лишь иногда сменяясь на короткие тематические проповеди пасторов.

Трансформация поклонения у всех трех перечисленных протестантских течений происходит постоянно, медленнее у более консервативных общин, быстрее – у новых. Поскольку у церквей есть не только литургическая функция, использование ими музыки выходит за пределы богослужений. Так, например, начиная с 90-х гг. можно говорить об использовании современных направлений музыки в миссионерских мероприятиях, таких как концерт-евангелизация. Однако, безусловно, эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.


Андрей Стародубцев
Источник: "RELIGO "


 Тематики 
  1. Религиоведение   (79)
  2. Религия и культура   (278)