В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Для беатификации «отца Европы» Робера Шумана не хватает только чуда

Процесс подготовки документов, необходимых для беатификации «отца Европы» Робера Шумана (1886-1963), завершен. Не хватает только еще одного непременного условия – чудесного исцеления, совершившегося по молитвам к кандидату в блаженные. Но это потому, что у людей пока не принято молиться выдающемуся политическому деятелю Европы середины ХХ в. как заступнику. Об этом рассказал председатель Папского комитета по историческим наукам Святого Престола священник Бернар Ардура. 2 июня он выступил в Культурном Центре «Покровские ворота» с лекцией на тему: «Декларация Р. Шумана 60 лет спустя. Значение для Европы». О.Бернар является постулатором беатификации Р.Шумана, т.е. координирует сбор свидетельств и документов, необходимых для прославления «отца Европы» -- политика, явившего образец христианской жизни.

Когда речь идет об истории современного европейского сообщества, часто упоминают «отцов-основателей». Но только Р.Шуман за свои заслуги по собиранию европейских стран на христианских основах официально получил звание «отца Европы». Главное деяние Шумана, прославившее его в данном качестве, -- это знаменитая «Декларация Шумана». Священник напомнил, что речь идет об известном историческом факте:

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил поверженной Германии сыграть в этом деле свою роль. Политик заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастет жизненный уровень населения, поскольку произойдет объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…».

Однако, будучи всю жизнь последовательным христианином, Шуман видел объединенную Европу не только как взаимовыгодное экономическое и торговое сообщество, а, в первую очередь, как «наднациональное единство», основанное на «христианском законе смиренного братства», подчеркнул о.Бернар.

Представитель Святого Престола рассказал собравшимся о жизненном пути Р.Шумана. Будущий политический деятель родился в 1886 г. в Люксембурге. От своей католической семьи и особенно от матери он получил «веру, которая пронизывала все сферы его жизни, веру, которая всегда опиралась на таинства, Слово Божье и молитву». Шуман получил блестящее юридическое образование в университетах Бонна, Берлина и Стасбурга, был известным адвокатом. Политическая карьера Шумана началась в 1919, когда он был избран депутатом от департамента Мозель в Национальное собрание Франции. До начала II Мировой войны он уже был широко известен во Франции как «компетентный, самоотверженный и сострадательный политик»; в частности, много сил он положил на помощь 127 тыс. жителей Лотарингии, высланных нацистами в Германию.

В 1940 г.был арестован немецкой оккупационной администрацией за сопротивление политике нацистских властей, сидел в тюрьме, бежал в 1942 г.и участвовал в движении Сопротивления. Но о.Бернар отметил важную деталь: до конца войны Р.Шуман прятался в монастырях Франции, уделяя время «молчанию, размышлению, молитве». Это молитвенное уединение не помешало, а наоборот -- подготовило его к активной политической деятельности в послевоенной Франции: он участвовал в организации Народного республиканского движения; в 1946—1947 годах был министром финансов в правительствах Бидо и Рамадье; в 1947 г.-1948 гг. находился на посту премьер-министра, потом 5 лет занимал пост министра иностранных дел.

В этом своем качестве он и предложил европейским странам, пытающимся осмыслить итоги II Мировой войны, новый путь. В конце 1940- х гг. велика была вероятность того, что Европа не воспользуется уроками I Мировой войны и пойдет по пути Версальского договора 1919 г., в основе которого лежало «унижение побежденной Германии». Как напомнил о.Бернар, этот принцип «рождал зачатки будущего кровавого реванша II Мировой войны». Р.Шуман предложил иной путь – как можно предположить, далеко не очевидный для стран, переживших ужасы войны, -- на основе «христианского учения о равенстве всех людей, созданных Богом, универсального закона любви, превращающего каждого человека в нашего ближнего». По этому же принципу должны были, по мысли Шумана, стоиться и межгосударственные отношения в послевоенной Европе: не унижать Германию, не загонять ее в угол, а помочь ей «опять стать европейской нацией», равноправным экономическим и политическим партнером мирных государств.

«Декларация» 9 мая 1950 г., которую Р. Шуману, не без дипломатической сноровки, удалось провести через Совет министров Франции, стала первым шагом на пути строительства Европы как «наднационального единства», «воплощенного духовного проекта братства», положила начало процессу создания Европейского союза. Недаром решением конституционного Конвента 9 мая теперь отмечается как День Европы. С 1958 по 1960 Р.Шуман был избран председателем консультативной ассамблеи Европейского союза, а закончил он свою жизнь в качестве почетного председателя и «отца Европы». Р.Шуман умер в Меце 4 сентября 1963 года.

«То, что сначала казалось безумной утопией, сегодня стало фактом. И это во многом благодаря Роберу Шуману – замечательному человеку, великому политическому деятелю и великому христианину», -- привел о.Бернар слова кардинала Поля Пупара . «Этот идеал должен и сейчас освящать небо Европы, т.к. сегодня правители слишком часто принимают решения только из экономических соображений. Шуман же считал, что материальное развитие должно идти рука об руку с духовным», -- заключил докладчик.

Российский историк, профессор Евгений Новоселов поблагодарил его за то, что доклад существенно расширяет представления о.Р.Шумане, сложившиеся в советской исторической науке. Естественно, в СССР ничего не слышали о христианской мотивации «отца Европы». Подход, позволяющий осознать христианские основы европейской цивилизации, чрезвычайно важен для современных ученых и особенно—для молодежи, подчеркнул историк.

Как бы Р.Шуман оценил сегодняшнее состояние своего детища – Европейского союза? Отвечая на этот вопрос, о.Бернар предположил, что Шуман был бы удовлетворен тем, что «главная его цель достигнута – Европа уже 60 лет живет без войны». Однако мирная жизнь как-то «расслабляет» сознание европейцев. Например, их все меньше стал занимать вопрос о смысле – в подлинном, христианском плане, или, что одно и то же, появилась иллюзия, что все смыслы давно найдены. И в этом – главная проблема сегодняшней Европы, полагает ватиканский историк.

Говоря об особенностях процесса беатификации Р.Шумана, он отметил, что сбор документов и свидетельств происходил «без особых трудностей»: многие помнят его и как государственного деятеля, и как чрезвычайно скромного, аскетичного в быту соседа, и как настоящего молитвенника. По словам о.Бернара, собрано уже около 37 тыс. страниц свидетельств и документов, доказывающих, что Шуман «жил героическими добродетелями, что он является святым». Однако прославление столь крупного политического деятеля недавнего прошлого является все же необычным: «Многие помнят и восхищаются Шуманом, но нет обычая молиться ему как заступнику», поэтому нет пока ни одного свидетельства о чуде, произошедшем по молитвам к Р.Шуману, отметил постулатор. Однако сам он не сомневается, что рано или поздно великий европейский политический деятель, настоящий «отец Европы» будет прославлен Церковью в лике блаженных.

Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо"


 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Европа   (219)