Начиная с 60-х гг. ХХ века тема секуляризации прочно занимает центральное положение среди изучаемых процессов религиозной жизни общества, религиозных групп и отдельного человека в Западной Европе и США. Почти полвека социальные исследователи пытаются объяснить, что скрывается за этим понятием. В результате такой работы появились многообразные теории и гипотезы, которые уже не вмещаются в теорию секуляризации, но претендуют на то, чтобы самим ее обосновывать.
Что возникает в голове читателя при произнесении почти магической фразы «процесс секуляризации приводит к…»? Все сразу становится как будто бы понятным: религия не занимает того места в жизни общества, которое ей принадлежало на протяжении многовековой истории, она уменьшается в «значении и теле». В таком случае, как определить новое положение и роль религии, а также понять, каким образом, и из-за чего произошли такие изменения? К каким последствиям и процессам приводит сама секуляризация?
Бельгийский социолог Карел Доббеларе, сотрудник Центра социологических исследований (CESO) Католического университета Лювена (Catholic University Leuven), в настоящее время профессор университетов Лювена и Антверпена, университета Сока (Токио, Япония), в разное время читавший лекции более чем в 30 университетах, география которых охватывает США, Японию, Бразилию, всю Западную Европу, посвятил изучению этих вопросов большую часть своей академической жизни.
Многие десятилетия, начиная с конца 60-х гг., Карел Доббеларе работает над проблемой секуляризации и поиском оснований взаимного влияния секуляризации и иных процессов в обществе. Ученый скорпулезно собирает фактический материал, его теоретический анализ строится в основном на эмпирических данных и первоначально касается проблем Бельгии, а впоследствии носит сравнительный характер. Этому способствует появление большого исследовательского проекта EVS (European Value Study), который создается в начале 80-х гг. в Амстердаме.
Профессор Доббеларе объясняет, что секуляризация в Европе – это частное проявление более общего процесса функциональной или институциональной дифференциации общества в одной из областей его жизни – религиозной. «Секуляризация описывает последствия функциональной дифференциации», это «скрытая функция процесса дифференциации» [2, p. 47], а в некоторых случаях продукт «политики манифестации» (например, как во Франции с ее девизом ‘la laicite en France’). Последствием секуляризации является процесс индивидуализации, поскольку, если религия, как одна из областей человеческой жизни сегментируется в отведенном ей социальном месте, это означает, что и отдельному религиозному человеку (а также всякому соотносящему себя с религией) приходится самому теперь принимать решение о месте его религиозного (нерелигиозного) мировоззрения в более широкой и пестрой системе взглядов, учений и представлений о мироустройстве, а на коллективном уровне – о месте и значении религии как социального института в обществе и государстве.
Такой процесс проще всего представить метафорой растущего дерева – сначала для наблюдателя появляется росток, затем он разветвляется, а позднее мы видим пышную крону, не забывая, что и корневая система продолжает расти. При этом расстояние между ветвями и стволом – все более возрастает, а между ветвями в кроне, напротив, сокращается. Так и с ростом общества – его структура усложняется, некоторые области более тесно взаимодействуют друг с другом, а некоторые, наоборот, прекращают взаимообмен, но это не означает, что общество прекращает существовать как целостность. Напротив, для поддержания его порядка, требуется все более сложные механизмы взаимодействия и солидарности в нем самом.
Секуляризация изменяет традиционное общественное сознание, с одной стороны, а с другой – предлагает большую свободу индивиду. Однако свобода индивида, полученная в процессе функциональной дифференциации, не только связана с секуляризацией или изменениями в религиозной сфере, но и с изменениями в других подсистемах жизни общества: массовым высшим образованием, в котором религиозные ценности не занимают уже центрального места, эмансипацией женщины и возможностью большего контроля ее репродуктивной функции, небывалой географической мобильностью населения Земли, которая раскрывает для современных людей ранее «закрытые традиционные сообщества», а также появлением в домах телевидения и интернета, которые транслируют не только религиозные каналы.
Эти и другие изменения в нашем мире заставляют задуматься – как и на каких уровнях проявляется секуляризация? И поскольку процесс секуляризации имеет много измерений, Карел Доббеларе предлагает рассматривать ее на трех уровнях – макро (или социетальном), мезо (или организационном) и микро (или индивидуальном).
На макроуровне социальной жизни «всеохватывающая и трансцендентная религиозная система прошлого сужается в современном дифференцированном обществе до подсистемы, и начинает функционировать наряду с другими подсистемами, теряя в этом процессе свои притязания на них. В результате этого, социетальное значение религии значительно снижается». Также на этом уровне уменьшается значение религиозного авторитета. Для разграничения секуляризации на макроуровне с секуляризацией на других двух ее называют «социетальной секуляризацией» (термин введен М. Чавесом)
Последствия такой секуляризации проявляются во-первых, в рационализации мира на макроуровне, во-вторых, в его автономизации и деперсонификации. Первый процесс – появление функциональной рациональности мира связан со снижением значения религиозного авторитета и религиозной нормы. Это означает, что другие подсистемы общества теряют связь с религиозным этосом, таким образом, происходит «расколдовывание мира» (понятие Макса Вебера). Мир представляется теперь сделанным руками человека, он может быть спрогнозирован и подсчитан. В таком мире исчезает потребность в дологическом, религиозном сознании, «он описывается с помощью нового языка, который изменяет образ реальности. Медиа, используя этот новый язык, радикализируют процесс, делая его социально значимым явлением. Это может оказывать определенный эффект на сознание индивидов, люди интернализируют этот новый язык и могут терять определенную степень видения сакральной реальности» [1, p. 232].
Второе следствие «социетальной секуляризации» описывается Карелом Доббеларе с помощью типологии Ф. Тенниса („Gesellschaft“ – „Gemeinschaft“). Переход обществ от типа Gemeinsсhaft приводит к деперсонализации отношений между людьми. Мы живем и действуем как носители своих статусов, которые определяются нашими функциональными обязанностями, мы не руководствуемся в своей профессиональной деятельности религиозной нормой, но должностными инструкциями.
Привыкая к такому образу жизни, при котором человек проводит большую часть своего времени, мы теряем личностное начало отношений. Общества традиционного типа были построены на строго личных отношениях – доверии, уважении, авторитете, связанными с религиозными нормами. И если представление о Боге еще у кого-то остается, оно все более ощущается как «высшая сила», «дух», «что-то неопределенное и общее», чем «персональный» Бог. Как может Он восприниматься «персональным» Богом, если люди все меньше и меньше испытывают персональные отношения в публичной жизни? В обществе, в котором неперсональные, сегментированные, ролевые отношения превалируют, верования в персонального Бога, и, следовательно, участие в Евхаристии, в которой человек вступает с Богом в личные отношения, кажется анахронизмом для многих современных женщин и мужчин». [3, p. 26]
Второй уровень процесса секуляризации – уровень религиозной подсистемы. Здесь наблюдается усиление процессов конкуренции различных религиозных традиций и новых религиозных движений, которые по-разному претендуют на макромир – национальное государство и мир профанного. Особенностью секуляризации здесь выступает тенденция, которую Доббеларе формулирует так: теперь не мир подстраивается под религиозные ценности и представления, а религиозное подстраивается под мир. Томас Лукман назвал этот процесс «внутренней секуляризацией», поскольку он захватывает структуры религиозных организаций и групп, обмирщая религиозную жизнь «изнутри».
Третий уровень или индивидуальная секуляризация проявляется в «индивидуализации, неверии, бриколаже, снижении церковной религиозности, т.е. невоцерковленности людей» [1, p. 236]. Индивидуальная секуляризация приносит индивиду большую степень свободы в определении его отношения к религиозным институтам и традициям. То, что происходит на уровне индивидуальной секуляризации, не всегда является прямым результатом социетальной секуляризации. Другие факторы – мобильность, детрадиционализация, индивидуализация решений, утилитарный и экспрессивный индивидуализм также оказывают влияние на индивида, его мировоззрение и поведение.
Предложенная Карелом Доббеларе трехуровневая структура процесса секуляризации, в которую он пытается вместить практически все существующие теории (о что, безусловно, невозможно рассказать в этой статье), во многом проясняет природу секуляризации – это процесс роста общества, его взросления, в котором религия и общество заново выстраивают свои отношения, и в котором религия еще раз определяет свое особое, присущее только ей место в социальной системе.
Ольга Бреская
Источник: "RELIGO "
Литература:
1) Karel Dobbelaere. Towards an Integrated Perspective of the Processes Related to the Descriptive Concept of Secularization // Sociology of Religion. Volume: 60. Issue: 3. ‒ 1999.
2) Karel Dobbelaere. Individualisation : a Multi-Dimentional Process? in “The many faces of individualism” / Anton van Harskamp; A W Musschenga, 2001 Leuven, Belgium ; Sterling, Va. : Peeters Arguments about the definition, the moral and social significance of the concepts of individualism and individualisation are addressed in this collection of essays.
3) Karel Dobbelaere. Church Involvement and Secularization: Making Sense of the European Case in “Secularization, Rationalism, and Sectarianism” (with E. Barker and J.E. Beckford eds.), 1993 Oxford: Clarendon Press, 322 p.
Избранная библиография:
1981 Secularization: A Multi-Dimensional Concept. London: Sage Publications, Current Sociology (XXIX, 2), 216 p.
1994 (with B. Wilson) A Time to Chant: The Soka Gakkai Buddhists in Britain. Oxford: Clarendon Press. Issued as paperback in 1998, 267 p.
2001 Soka Gakkai: from Lay Movement to Religion. Salt Lake City: Signature Books, Studies in contemporary Religions, Updated and revised edition.
2002 Secularization: An Analysis at Three Levels. Brussels: PIE-Peter Lang, Series: Gods, Humans and Religion, Nr 1.