Исламский мистицизм знаком русскому читателю, интересующемуся Ближним Востоком, главным образом, по суннитскому суфизму, оставившему богатую традицию духовной литературы и живой преемственности. Гораздо меньше известно о шиитском мистицизме. Между тем богословская традиция иранского шиизма является по преимуществу эзотерической и гностической. Не случайно аналог термина "богословие" в персидском языке –
ирфан (гносис)
Для начала расскажем об имамах, – у шиитов они именуются ма'сум (непорочные) и пользуются статусом посредников между Богом и верующими. В шиизме имамами считаются потомки четвертого по счету правоверного халифа Али, приходившегося близким родственником Пророку Мухаммаду. Али являлся одновременно племянником и зятем Пророка, мужем его дочери Фатимы. Он был одним из шести наиболее близких к Пророку людей и входил в число десяти его сахабов (компаньонов), которым, согласно мусульманским преданиям и Сунне, еще при жизни был обещан рай. Имам Али был воином, поэтом и чудотворцем, искренним и честным, чуждым честолюбия и стяжания.
Около 656 г. Али ибн Аби Талиб взял на себя руководство халифатом. Ситуация осложнялась тем, что вследствие завоевательных походов, предпринятых в правление Омара и Османа, халифат разросся в огромную империю. При этом элита бедуинских племен, которая раньше вела очень простое, патриархальное существование, получила доступ к неограниченным богатствам, что способствовало нарастанию коррупции, падению нравов. Укрепилась позиция вождей арабских кочевых племен, примкнувших к Пророку Мухаммаду только тогда, когда победа мусульманской партии в Аравии уже четко обозначилась. Одновременно они присвоили подавляющую долю политических и финансовых дивидендов, полученных в результате завоевательных походов. Али пытался выправить положение через сохранение изначальной чистоты пророческого послания, противодействуя расслоению общины верующих.
ПЛЕРОМА НЕПОРОЧНЫХ
В 657 г. войско Али встретилось при Сиффине с сиро-арабским войском Муавийи. На второй день битвы правое крыло войска Али разбило и потеснило армию Муавийи. В войске Али был отряд «чтецов Корана» (курра), знавших священную книгу наизусть. Это были активные и храбрые бойцы. От полного поражения Муавийю спасла хитрость: он велел прикрепить к копьям своих воинов свитки Корана и призвал к «суду книги Божьей». Али остановил битву и под давлением своих советников вступил в переговоры с противником. Это привело к расколу в рядах шиитов и появлению фракции хариджитов (республиканцев). В 661 г. при выходе из мечети в Куфе Али был смертельно ранен в голову саблей хариджита.
Преемниками Али были одиннадцать имамов. Вместе с Али они составляют, согласно шиитским верованиям, плерому двенадцати непорочных имамов. Все они рассматриваются шиитами не только как руководители их общины после Али, но и как святые, наделенные сверхъестественным даром познания и необычайными способностями.
Случай последнего имама – Мухаммеда аль-Махди (аль-Кайима, аль-Ходжата) – наиболее интересен. Шииты верят, что он не умер в 941 г., а ушел в «великое сокрытие» (аль-гайбат аль-кубра). В настоящее время, согласно шиитским представлениям, двенадцатый (скрытый) имам пребывает в параллельном мире, мистической земле Хуркалья, скрытой от взглядов неверных и профанов. В конце времен он придет в наш мир с 313 своими соратниками, чтобы «наполнить землю справедливостью, так же как сейчас она наполнена тиранией и угнетением». После финальной эсхатологической битвы с силами зла Махди вместе с Иисусом Христом (пророком Исой коранического предания) будет судить павшее, отступившее от праведного пути человечество, а затем установит царство праведников, которое просуществует, согласно одному из шиитских преданий, в течение девятнадцати лет и нескольких месяцев. Затем наступит воскресение мертвых (аль-Кийамат).
Возникает вопрос: если имам является единственным человеком, правомочным возглавлять мусульманскую общину, и если он является единственным легитимным толкователем Корана, то что же делать шиитам в его отсутствие, ведь все двенадцать имамов уже покинули физический мир? Шиитские мистики и богословы отвечают на этот вопрос так: истинно верующий (мумин) может установить контакт с внутренним имамом, от которого он будет получать указания и к которому может обращаться за советом при решении сложных вопросов. Однако это общение происходит не в физическом мире, а в мире образов (алам аль-митхаль) – особом временно-пространственном континууме, промежуточном между физическим миром и ангельским.
МЕЖДУ АНГЕЛОМ И САТАНОЙ
Глубокое философское обоснование существования мира образов (или мира воображения) дал знаменитый шиитский богослов XVII в. аскет и мистик Садр аль-Дин аль-Ширази (Мулла Садра). Мулла Садра перечисляет стадии человеческой души, которые он называет стоянками (макамами): телесную силу, природную форму, чувствующую душу, душу мыслящую (муфаккира) и вспоминающую (закира), душу глаголящую (натика), теоретический разум от предела потенциального разума (акль би’ль кувва) до активного интеллекта (акль фа’аль). Твердое следование шариату и тарикату (пути духовного совершенствования) может привести человека к состоянию святости. Путь помраченности и греха приводит человека после смерти к «недочеловеческому» состоянию. Это и есть путь нисхождения. Сам шейх пишет об этом так:
«Духовная материя способна либо приблизиться к умственной форме и соединиться с ней и по причине этого соединения перейти из потенции в актуальность, либо подобным же образом соединиться с мысленной сатанинской формой (сура вахмийа шайтанийа) или с животной скотской формой (сура хайванийа бахимийа), или с формой звериной (сабийа) и в этой избранной им форме восстать при воскресении. Человек становится ангелом, если в нем побеждают знание и благочестие; сатаной, если в нем побеждают коварство, хитрость и невежество (джахл мураккаб), животным, если в нем побеждают похоти, и хищным зверем, если в нем побеждают гнев и агрессия».
Речь здесь идет не о переселении душ (танасухх), теории заведомо еретической с точки зрения мусульманской теологии – как суннитской, так и шиитской, – а о промежуточном воскрешении в особом мире, который Мулла Садра, а вслед за ним и другие авторитетные шиитские богословы, характеризует как мир души или мир воображения (алам аль-митхаль). Именно в этом мире будут находиться души вплоть до великого воскресения, обещанного в Коране. Души праведников будут окончательно отделены от душ грешников. Первые получат заслуженное райское блаженство, вторые же обретут адские муки. До той же поры душа человека будет находиться в алам аль-митхаль, мире промежуточным между материальным миром (насут) и миром ангелов (малакут). Многие мистики шиизма идентифицировали Хуркалью, где пребывает Скрытый Имам, именно с миром алам аль-митхаль.
ВСТРЕЧА С МАХДИ
В шиитской литературе часто описываются эпизоды контактов верующих со скрытым имамом и другими персонажами мусульманской священной истории, происходившие в стране Хуркалья. Один из них приведен выдающимся французским востоковедом Анри Корбеном в книге «Об иранском исламе». Этот случай произошел с рассказчиком в XI в. по возвращении из хаджа в Мекку. Когда караван отошел от Мекки на два дневных перехода, (то есть находился на весьма солидном расстоянии, за тысячу верст от Хамадана, расположенного в западном Иране), был разбит лагерь и наш герой решил немного прогуляться по окрестностям. Его сморил сон. Проснувшись, он понял, что караван уже снялся со стоянки и ушел достаточно далеко. Он обнаружил себя совершенно одного, брошенного, страдающего от невыносимой жары. Затем его постигла череда видений.
«Я вошел в жилище, блеск и красота которого не сравнятся ни с чем, что я видел до того. В центре помещения находился трон, на котором сидел мужчина с прекрасным лицом, густыми волосами, в красивых одеждах, источавших аромат. Жилище было озарено светом его лица, как может быть озарена ночь светом полной луны. Над ним был подвешен меч. (Здесь, несомненно, говорится о мече ислама (сейф-уль-ислам), выкованном не из земного металла). Я приветствовал его. Он в свою очередь в самых изысканных выражениях поприветствовал меня.
«Ты знаешь, кто я?» – спросил у меня молодой человек. «Нет, клянусь Богом, не знаю», – ответил я. «Я – Воскреситель (Кайим) из Семьи Пророка. Я – тот, кто в конце времен выйдет с этим мечом (при этом он взял его в руку), чтобы наполнить землю миром и справедливостью так же, как сейчас она наполнена тиранией и угнетением».
Услышав слова, произнесенные этими устами, я простерся на земле. Но мой собеседник сказал мне: «Нет, вставай». Затем он сказал мне: «Ты – такой-то из города на горе, рекомого Хамаданом?» «Ты прав, о мой господин». «Ты хочешь вернуться к своим?» – спросил Имам. «Да, мой господин». Тогда он сделал знак пажу. Тот принес мне мешочек, затем взял меня за руку и повел меня куда-то. Мы вышли из замка, при этом паж меня постоянно сопровождал. Вскоре я увидел минарет мечети, знакомые деревья, дома. Улыбнувшись, паж спросил меня: «Ты узнаешь эту страну?» «Неподалеку от моего Хамадана есть маленький городок, называющийся Асадабадом, и мне кажется, что я именно там». Паж ответил мне: «Ты прав, ты действительно в Асадабаде. Теперь ты найдешь дорогу». «Пораженный, – рассказывает далее герой повествования, – я пошел домой. Паж исчез, я был один и в моей руке был мешочек, который дал мне Кайим. Вскоре я был в Хамадане, обнимал свою семью и благодарил Господа за оказанное мне благодеяние».
Этот пример хорошо характеризует интенсивность мистического опыта иранских шиитов. Чувство мистического единения с имамами настолько сильно у верующих имамитов по сей день, что деятели исламской революции в Иране оправдывали многие политические шаги лидера революции аятоллы Хомейни указаниями скрытого имама, с которым, по их словам, он находился в контакте (сам Хомейни это скромно отрицал). Однако опыт живого религиозного созерцания в стране Хуркалья выходит далеко за рамки политического действия. Он является той стрелкой компаса, что направляет весь жизненный маршрут верующего шиита.
Александр Кузнецов
Источник: "Империя Духа"