Роль нынешнего Папы Римского в межконфессиональном диалоге не раз вызывала критику. Тем не менее, по мнению экспертов, отношения Ватикана с РПЦ за годы папства Бенедикта XVI улучшились.
Какими были отношения Ватикана и РПЦ до начала папства Бенедикта XVI, и что изменилось с его приходом? О том, как общались друг с другом Римско-католическая и Русская православная церкви в первые пять лет пребывания на папском престоле немца Йозефа Ратцингера (Joseph Alois Ratzinger), в интервью Deutsche Welle рассказал профессор экуменического института при Мюнстерском университете
Томас Бремер (Thomas Bremer), автор ряда работ о положении церквей в России, Украине и на Балканах.
Deutsche Welle: Действительно ли отношения между Русской православной церковью и Ватиканом за пять лет папства Бенедикта XVI улучшились?
Томас Бремер: Отношения действительно улучшились. Нужно сказать, что в начале десятилетия отношения между Русской православной церковью и Ватиканом были гораздо хуже. Улучшились они после того, как Йозеф Ратцингер стал Папой Римским. Думаю, причин тут несколько. С одной стороны, конечно, определенную роль играл "национальный вопрос", так как покойный Папа Иоанн Павел II был поляком. В то время отношения между католической церковью, так сказать, "польского типа" и православной церковью были напряженными.
Другая причина улучшения – ситуация на Западной Украине, где действует Греко-католическая церковь (униаты), долгое время считавшаяся одним из главных препятствий для сближения католической и православной церквей. Сейчас на этот счет ведутся переговоры, и их результаты позволяют надеяться на улучшение ситуации. И последняя, третья причина – это сдвинувшийся с мертвой точки в 2006 году официальный богословский диалог между православием вообще (не только Русской православной церковью) и Ватиканом.
- Остается ли актуальным один из основных упреков в адрес католиков – в якобы проводимой ими в России политике прозелитизма?
– Мне, конечно, трудно судить со стороны, ведь я не живу в России. Но, в принципе, тогда, когда этот вопрос был наиболее актуален, в 2002-03 годах, несколько представителей католической церкви признали, что случаи нарушений имели место. Сейчас действует совместная комиссия российских католиков и православных, которая работает над этой проблемой.
Мне кажется, что вопрос прозелитизма – очень сложный. Ведь есть люди польского или литовского происхождения, так сказать, потерявшие веру в советские времена и ныне вернувшиеся в католицизм. Есть и такие, которые ранее были атеистами, но просто открыли для себя католическую церковь и хотели креститься именно в католической традиции. Правда, есть и православные, которые перешли в католическую веру. Но должен сказать, что есть и обратный процесс. У нас на Западе, например в Германии, многие православные немцы в прошлом были либо протестантами, либо католиками. В каком-то смысле это даже нормальный процесс, когда кто-то (речь тут обычно идет о совсем небольших числах) думает о переходе в другую церковь.
- Долгое время ходили слухи о возможной встрече Папы Римского с Патриархом Московским и всея Руси, но ничего из этого так и не вышло. В чем, по-вашему, тут причина?
– С одной стороны, это было желание покойного понтифика, но с другой, во время его папства отношения были такими напряженными, что встреча так и не состоялась. Что касается патриарха Кирилла, то он уже встречался в роли митрополита с Бенедиктом XVI до вступления того на папский престол. Так что они лично знакомы, знают друг друга.
Стоит сказать, что нынешний Папа не путешествует столько, сколько его предшественник. Кроме того, позиция Русской православной церкви такова: нужно сначала решить все проблемы между церквями, а потом уже встречаться на высшем уровне. Они не хотят просто дипломатической встречи, они хотят сначала достичь определенных договоренностей, способных сделать встречу по-настоящему успешной. Думаю, и католическая церковь сейчас заинтересована в такой встрече, но без достижения важных решений сама по себе встреча ничего не значит. Так что спешить не стоит.
- Вы согласны с утверждением, что католикам сложнее договориться с протестантами, чем с православными?
– Тут есть два аспекта. С теологической точки зрения, конечно, католическое учение и католическая церковь стоят гораздо ближе к православию, чем к протестантизму. Исторически православная и католическая церковь также всегда были очень близки.
Что касается другой области, культурной, если хотите, – то, конечно, протестантская и католическая церкви в основном сосуществуют в одном культурном окружении и действуют соответственно западному образу жизни. В этом вопросе они гораздо ближе друг к другу, чем к православной церкви.
- Вернемся к началу нашей беседы. Вы считаете, что за пять лет пребывания Бенедикта XVI на папском престоле отношения Ватикана с православной церковью улучшились. Можно ли считать это личной заслугой Ратцингера?
– Я не сказал бы "заслугой", но это, конечно, каким-то образом связано с его личностью. Его теологические позиции, можно даже сказать, близки православной церкви и православной теологии. Поэтому и с этой точки зрения контакт с православными становится более интересен.
Беседовал Глеб Гаврик
Источник: "dw-world"