В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Боги и полубоги новой американской мифологии

Современная американская культура болезненно пытается преодолеть в себе христианство, вступает в неравную схватку с богом, каждый раз проигрывает, но упорно продолжает махать кулаками. Благодаря средствам медиа, все мы можем наблюдать этот бой в прямом эфире.

8 апреля в российский прокат вышла 125-миллионная «Битва титанов», ремейк картины 1981 года, рассказывающая зрителям о подвигах знаменитого древнегреческого героя Персея. Разумеется, как и большинство современных продуктов киноиндустрии, не стоит проверять этот фильм на соответствие источнику, героическим мифам Эллады. Все тесты гарантированно будут провалены. Но именно сюжетные изменения и перестановка ролей представляют интерес для более пристального взгляда на ту культуру, которая через этот фильм транслирует нам свои образы.

К слову, за недавнее время это уже второй фильм, обыгрывающий сюжет с Персеем. В феврале состоялась премьера подросткового экшена «Перси Джексон и похититель молний», в котором мифологическая история показана с поправкой на место и время – США, наши дни.

Персей – один из самых известных сегодня героев древнегреческой мифологии. Лидер гонки, Геракл, уже давно стал персонажем детских сказок и назидательных историй, и не воспринимается как один из тех, кто при совершении подвигов бросал вызов самим бессмертным богам-олимпийцам.

В «Битве титанов» Голливуд в очередной раз бросает вызов христианству, пытаясь заменить его на что-то более «человеческое», показать, что американскому народу хватит сил самому жить дальше. Отсюда этот пафос фильма, в котором протагонист, пострадав от рук богов, убивших его приемную семью, восстает против них и не желает ни в чем получать божественную помощь или обращать к богам молитвы, декларируя самодостаточность человеческих сил.

Ирония этого сюжета состоит в том, что, пытаясь убежать от христианства, американская культура вновь и вновь к нему возвращается. В глаза бросается христологичность облика главного героя. Сын бога и смертной женщины, Персей воспитывался простым рыбаком (образ, несомненно, близкий христианству), пока не пришло время спасти человечество, ограниченное в фильме городом Аргос. Грайи, слепые сестры, предсказали ему смерть в конце пути, то есть все дальнейшие действия Персея сопровождались осознанием жертвы, в которую он должен принести собственную жизнь для достижения цели. Герой спускается в царство Аида, чтобы добыть там инструмент спасения людей, голову Горгоны Медузы, с помощью которой он и побеждает смерть, морское чудовище Кракена. Кстати, образ последнего был заимствован создателями фильма в исландском эпосе, что говорит о неразборчивости «авторов» новой американской мифологии, готовых смешивать в одном котле совершенно разные ингредиенты.

Но есть и принципиальные отличия, из которых складывается та самая попытка преодоления христианства. В отличие от Иисуса Христа, молившего Отца об избавлении от крестных страданий, Персей, наоборот, отказывается от предложения своего отца-Зевса оставить опасную затею и присоединиться к сонму богов на Олимпе. Он все время болезненно пытается решить вопрос своей двойственной природы и остаться человеком.



Очень символично выбран актер, сыгравший Персея. Сэм Уортингтон уже дважды до этого был замечен в ролях, не вполне «человеческих». В четвертом «Терминаторе» он предстает в образе робота с человеческим сознанием, и преодоление этого диссонанса приводит его к жертве ради людей. А в ставшем уже культовым «Аватаре» герой Уортингтона, Джейк Салли, спасает не людей, а аборигенов Пандоры, меняя свое больное человеческое тело на более совершенное тело На-ви. Но во всех случаях, актеру приходится исследовать пограничные состояния человеческого и сверх(не)человеческого.

Главное же отличие от христианства в «Битве титанов» – это то, что жертва не состоялась, Персей выжил, и спас, к тому же, не только людей, но и Зевса, коварные планы по свержению которого вынашивал его брат Аид, владыка мертвых, являющий очевидную параллель с христианским дьяволом. Получается такое христианство без искупительной жертвы, в котором люди сделали все сами.

Итог фильма – манифест Человека, способного жить без бога, не принося ему жертвы и ничего не требуя взамен. Это новый Ренессанс. И так же как старому, ему интересна древнегреческая культура с антропоцентричностью мифологии и постоянным соперничеством людей и богов.

Персей – это простой американский парень, которому не нужно ни царство божественное, ни царство человеческое (от которых он в конце и отказывается), а только обычное счастье с любимой женщиной и крылатым конем Пегасом.

А на то, что действие картины разворачивается на американском континенте, нам однозначно указывает один признак. Орел, символ Зевса, в которого громовержец оборачивается в фильме, изображен белоголовым орланом, который был выбран отцами-основателями в качестве национальной эмблемы США за то, что обитает он исключительно в Северной Америке.

Источник: "RELIGO"

 Тематики 
  1. Религии вымышленных миров   (23)
  2. США   (973)