Прошедшим летом, в августе, путешествуя по горному Алтаю, мы проезжали деревню Коо. Это место очень интересное. ... Совершенно очевидно, что большинство людей «музыку» слышат, но при этом есть люди, которые ее не слышат или как-то не воспринимают. Было очевидно, что музыка дУхов не привязана к какому-то определенному месту. Она слышалась повсюду в акатском ущелье.
I. БИРЮЗОВАЯ БОГИНЯ (МИФОЛОГИЯ)
20 декабря 2007 года, под впечатлением сновидений прошедшей ночи, я наконец стал работать над текстами.
Первую половину дня, перенеся посещение службы на вечер, работал дома над небольшим текстом «Жезл Кхатванга и крест Пхурба-Дригуг». Этот текст я решил закончить в первую очередь, так как событие, описываемое в нем, является завершением цепи магических историй, происходивших этим летом на Алтае. Ваджраянская специфика текста требовала периодических обращений к книгам по тибетской традиции. Необходимо было найти традиционное изображение жезла. Просмотрев все книги на полке, я понял, что нужное изображение надо искать не здесь. Неожиданно для себя я взял в руки книгу Норбу Ринпоче «Друнг, Дэу и Бон». Я совершенно точно знал, что в этой книге нет того, что мне сейчас нужно. Тем не менее, стал просматривать оглавление… «Глава XI – Бо"н Астрологии: Управление Бытием», подзаголовок «ii. Значение слова ко"». Ну вот! Так всегда! Начнешь искать одно, а находишь совсем другое. Тоже очень важное! Это «новое» важное так захватывает, что через какое-то время уже с трудом вспоминаешь, с чего все начиналось. Ну, конечно же, совершенно необходимо срочно узнать все о тибетском значении «слова» Ко".
Прошедшим летом, в августе, путешествуя по горному Алтаю, мы проезжали деревню Коо. Это место очень интересное. Деревня Коо находится примерно в тридцати километрах от южной оконечности Телецкого озера, на левом берегу реки Чулышман. Двигаясь сверху по ущелью Чулышмана, в сторону Телецкого, мы наконец подъехали к Коо. Перед самой деревней нужно было переехать вброд два достаточно широких и глубоких рукава небольшой реки Коо, притока Чулышмана, которая стекает по склону ущелья. Заехав в деревню, мы поразились, прежде всего, обилию ручьев, луж и озерец. Деревня буквально сверкала на солнце и звенела присутствием бесконечной воды. И это в сухое время года! Что же тут творится весной?! Просто какая-то алтайская Венеция, в натуре! Другие подробности нашего посещения деревни Коо, которые очень интересны, но к актуальной теме относятся слишком издалека, я расскажу в другой раз. Тогда же, ни в самой деревне, ни в других местах, где спрашивали, нам никто так и не сказал, что означает по-алтайски слово Коо. Алтайцы пожимали плечами: «Ну да, Коо, просто слово такое. Ну а вот слово «Москва», что значит? А!? Тоже никто не знает!»
Мой друг Коля, когда уже, по возвращении, в Аскате я рассказывал ему о нашей поездке, сказал мне, что название деревни Коо означает «сажа». Я, честно говоря, совершенно не могу себе представить, как люди место своего проживания могут назвать словом «сажа»! Уже вернувшись с Алтая в Новосибирск, просматривая книгу «Аносский Сборник – собрание сказок алтайцев», я неожиданно нашел старое алтайское значение слова Коо. Сказка «Алтай Бучый» начинается так: «У богатыря Алтай Бучыя была жена Темене-Коо…». В примечаниях поясняется значение имени Темене-Коо: «Темене – хомутная иголка; Коо – «красавица», «прямая статная женщина». Ну вот! Ура! А то «сааааажа»!..
Ну, и, конечно же, увидев в оглавлении книги Норбу Ринпоче, что в тибетской традиции существует слово «Ко’», и что, судя по всему, значение этого слова довольно-таки… особенное, раз уж Ринпоче отдельно говорит о нем… Прощаясь затылочными воспоминаниями (ненадолго) с жезлом Кхатванга, я тут же открыл страницу 195 книги, которую держал в руках. То, что я прочел там, на одной, с небольшим странице, сразу же увело меня в дальние дали не только от жезла Кхатванга, но и от деревни Коо. И, тем не менее, и жезл, и деревня были видны из тех дальних далей. Все упомянутое обретало таинственный привкус магической истории. Таинственного сердечного вина, вдохновения, которое может появиться только через очевидность нездешнего, не мирского присутствия. Магического присутствия! Однако все по порядку!
II. МУЗЫКА ДУХОВ
Вообще, началом всей этой истории следует считать лето 2005 года. В том году, в июле, в окрестностях Аската, проводился кагьюпинский курс Пхова. Такие семинары по ваджраянской «практике осознанного умирания» Лама Оле Нидал постоянно проводит по всему миру, и дважды в год, или единожды, летом, – в России. На этот семинар съехалось преимущественно из России, а вообще, отовсюду, более тысячи человек. Было несколько десятков иностранцев из дальнего зарубежья. Семинар проходил не в самом Аскате а в нескольких километрах – на большой поляне, на берегу Катуни, около базы отдыха Турсиб.
На этом семинаре я познакомился с Евгением Старшиновым, фанатом и мастером самой что ни на есть реальной китайской чайной традиции. Всю неделю, пока длился семинар, Старшинов каждый божий день сидел под деревом со своей чайной кухней и поил чаем всех желающих. Подкупало то, что все это было совершенно некоммерческой акцией. Желающие могли, конечно, приобрести пакетик китайского эксклюзивного чая с экзотическим названием типа Плывущий Дракон, Колодец Дракона, Железная Гуань-Инь, но сами чаепития были совершенно бесплатными. Конечно же, это была рекламная акция заинтересованных фирм, торгующих качественными китайскими чаями, но в исполнении Старшинова это выглядело как ликбез относительно чайной темы вообще. Эти чайные посиделки носили очень качественный информативный, и даже инициатический характер, так как маэстро много рассказывал о чае и всем, что имеет к нему отношение.
Однажды речь зашла о значении воды для приготовления чая. Старшинов сказал, что одной из лучших в этих местах является вода из Серебряного Источника, который находится недалеко от Аската, и что он прежде уже проводил церемонии прямо на этом источнике. Был канун июльского новолуния, первого в тот год, после летнего солнцестояния. Я предложил маэстро провести чайную церемонию в ночь новолуния, прямо на источнике. Маэстро тут же согласился. Ну и прекрасно! Значит, через одну ночь!
В назначенный вечер, закончив все дела на поляне, мы со Старшиновым, уже в темноте, выехали на велосипедах в Аскат. До дома Ольги Скворцовой, где была резиденция Старшинова и можно было оставить велосипеды, мы добрались около полуночи. Хозяева дома спали. Мы заперли велосипеды в сарае и, закинув на спины нетяжелые рюкзаки, выдвинулись в сторону родника.
Примерно через полчаса мы были на месте. Тогда возле родника стоял массивный деревянный стол на вкопанных в землю столбах, вдоль которого, с двух сторон, были скамьи. На роднике, как оказалось, нас уже ждали. Там были какие-то люди, они сидели за столом, невдалеке стояла легковая машина. Оказалось, что это знакомые Старшинова из Чемала. Они приехали по его приглашению.
Маэстро занялся подготовкой церемонии. Кто-то разговаривал вполголоса. Неподалеку журчал невидимый в темноте ручей. Становилось прохладно. Я отошел к своему рюкзаку, надел штормовку с капюшоном и, наклонившись, стал искать в карманах рюкзака сигареты. Неожиданно в правом ухе зазвенело. Я не придал этому «внутреннему явлению» никакого значения, просто отметил. Буквально через минуту, когда я уже стоял выпрямившись и собирался закурить, локаторы отловили еще один необычный звук. Но теперь, было очевидно, звук доносился откуда-то из окружающего пространства. Это был еле слышный ритмичный высокий звук. Замерев я прислушался. Это был свист – длиной примерно в секунду с промежутком в секунду, абсолютно монотонный – как тиканье часов. С прислушиванием звук стал отчетливее и в определенный момент я расслышал между свистами еще что-то. Но тут кто-то коснулся моего плеча. Я обернулся. Старшинов! Он шепотом спросил – “Ты слышишь свист?” Я кивнул. Мы постояли некоторое время прислушиваясь, и вернулись к столу.
Маэстро продолжил приготовление чая. Наши компаньоны о чем-то тихо разговаривали. На бездымном синем пламени портативной газовой горелки уже грелась вода. Маэстро уже установил на столе свой раскладной чайный столик и расставлял посуду. Мы расставили чайные свечи, повторяя расположение звезд Большой Медведицы, и зажгли их. Оказав маэстро посильную помощь в расстановке утвари и зажигании свечей, чтобы не вертеться под ногами, я удалился на дальний от стола край скамьи. Чай будет готов через полчаса примерно, а пока можно было послушать те интересные звуки.
Сев на дальнем от стола конце скамьи, я сориентировался вполоборота к звуку, чтобы лучше слышать. Загадочный ритмичный свист доносился откуда-то чуть выше по ущелью, из леса, со склона горы над нами. Стоило прислушаться, как звук становился хорошо слышным, требовалось только не отвлекаться на посторонние вещи – разговоры там и всякую обычную возню.
Через несколько минут я полностью погрузился в прослушивание. Звуки стали громче, и между свистами я отчетливо различил какой-то голос, потом вместе с ним еще один. Это были несомненно человеческие голоса. И они пели! Это было пение, но не как песня, а как стихи нараспев. Два голоса как бы переговаривались, звуча то порознь то вместе. Иногда казалось, что вмешивается и третий голос. Голоса различались по высоте и экспрессии. Неожиданно меня осенило: “О, Бог мой! Да это же икиль!” И как я раньше не понял? Ритмичный свист был ни чем иным как звуками икиля. В алтайской и тувинской музыке смычковый инструмент икиль (игиль) обычно играет протяжно, мелодично – выстраивает всю музыкальную композицию, поддерживая вокал. Но иногда икиль задает ритм композиции подобно ударному инструменту. Этот музыкальный прием иногда встречается у тувинцев. Это резкие ритмичные высокие звуки. “Как же я не понял сразу!? Это же икиль! Ну да, свист это икиль, а голоса тогда чьи…” Голоса чьи!? Да не будь голосов, я и не смог бы отождествить ритмичный свист со звуками икиля. Главное – голоса!»
Данный момент, а именно приятие звуков в качестве музыки и пения, был ключевым. Стоило только принять очевидное и все изменилось. Самого факта признания, что сейчас я слушаю пение нескольких «человек» под аккомпанемент икиля, оказалось достаточно, чтобы придать происходящему легитимность некоторого чуда. Теперь узкое ущелье с заросшими лесом склонами, до краев наполненное кромешной ночной тьмой, наполненное журчанием невидимой воды, вся эта тьма с узкой полосой черного звездного неба вверху, вдруг ожила, и наполнилась невидимой, но явно слышимой волшебной жизнью. Было совершенно очевидно, что кто-то, где-то здесь, неподалеку играет музыку и поет. Было совершенно очевидно, что это не люди. Тогда кто!? Духи!? Ну да, конечно же! А кто еще!?
Полностью уйдя в слушанье лесной музыки, я на какое-то время забыл и о чайной церемонии и о том, где вообще нахожусь. И когда через некоторое время я «вынырнул» обратно, то первым делом обратил внимание на то, каким образом изменилось мое восприятие внешней ситуации. Теперь в пространстве доминировало синеватое свечение. Оно пронизывало буквально все пространство, и горы и лес, и темные силуэты людей за столом. Это синеватое свечение было похоже на едва занимающийся рассвет, но свет шел не сверху, а отовсюду, прямо из-под земли. И еще музыка! Теперь можно было одновременно и слушать музыку дУхов и участвовать в чайной церемонии. Это было, как сновидение, непонятным образом излившееся в привычный мир бодрствования.
За столом к этому времени начали происходить важные вещи. Уже почти закипела вода в стеклянном чайнике. Чайный мастер приготовил в специальном сосуде чай, который должен был быть помещен в закипевшую воду. Оказалось, что сорт чая, выбранный маэстро для этого случая, – Пуэр. Маэстро снял крышку закипающего чайника, специальной палочкой завертел в чайнике «хвост дракона» – воронку до самого дна, и высыпал в нее приготовленный размоченный в холодной воде Пуэр. Были возжены палочки благовоний, и приготовленный чай был поднесен духу источника и дУхам места. Следующие примерно полчаса происходило само чаепитие. В ту ночь происходило много волшебных событий. К таковым надо отнести и сам Пуэр, приготовленный маэстро. Меня до сих пор не оставляет ощущение, что во всем виноват был тогдашний Пуэр. Ну действительно! За свою жизнь я сотни раз ночевал в горах под открытым небом, и на Памире, и здесь, на Алтае, и нигде никогда до этого я не слышал ничего подобного тому, что услышал в ту ночь – «музыка дУхов»…
Было еще темно. Чайная церемония была закончена, и наши друзья, попрощавшись, сели в “Волгу” и уехали домой. Мы остались с маэстро вдвоем. Ему нужно было собрать и упаковать свой довольно сложный чайный сервис. Светильники догорали, и часть уже погасла. Я продолжал сидеть и слушать. Музыка не прерывалась – и ритмичный игиль, и пение были хорошо слышны. Теперь удавалось различить до четырех голосов. Четвертый голос был высоким и очень подвижным – женским.
Светало, звезды исчезли. Лесной икиль и чудесные песнопения существ не имеющих в нашем мире плотных тел продолжали звучать. А наше пребывание здесь неумолимо подходило к завершению. Нет ничего постоянного в этом мире. Все вещи, существа, явления и индивидуальные внутренние состояния навеянные внешним, в этом мире подобны всполоху молнии, каплям утренней росы, пузырям на воде… Именно так их и следует воспринимать. Все конечно. Неотвратимость ухода и прощания с магией этого времени и места воспринималось мной как предстоящее тяжелое расставание.
Мы тщательно прибрали территорию вокруг источника. Все светильники давно выгорели кроме одного. Плошка стояла посреди пустого чистого стола и несильный, но стойкий огонек продолжал гореть. Просто посидели за пустым столом. Говорить особо ни о чем не хотелось. Поиграли на хомусе. Стало совсем светло. Наверное уже часов пять утра. Пора уходить. Еще по разу умывшись и выпив воды из источника мы загрузились рюкзаками. Одинокий огонек на столе все горел и горел не собираясь гаснуть – пусть горит. Мы неспешно двинулись вниз по ущелью.
Пока мы спускались по ущелью, к началу деревни, музыка продолжала звучать. Голосов, правда, почти уже не было слышно. Звучал только икиль, и звук его тише не становился. Более того, когда впереди показались аскатские дома, икиль зазвучал значительно громче, чем на источнике. Он зазвучал настолько громко, что в определенный момент у меня возникла полная аналогия с криком птицы.
– Слушай, теперь свист похож на крик птицы! Неужели это была просто лесная птица!
– Что значит “просто птица”? Почему лесная птица не может быть инструментом? Музыкальным инструментом дУхов!
Мы уже подходили к дому Митрофаныча. Неожиданно для самого себя я спросил Старшинова: “Ну ладно, ритмичный свист, допустим, что это просто птица, а тогда сами голоса – это что такое?!» Старшинов молча шел себе и, видимо, не собирался мне отвечать. Тут меня осенило! А вдруг голоса это просто моя индивидуальная иллюзия?! А вдруг свист (крик птицы) слышали все, а поющие человеческие голоса всю ночь слушал только я один! Тут я уже громко и в более резкой форме спросил Старшинова: «Да ты вообще кроме этого свиста слышал что-нибудь?! Ты пение дУхов слышал или нет!?» Маэстро на мгновение остановился, очень странно посмотрел на меня круглыми глазами, и, ничего не ответив, пошел дальше.
III. ВОЛШЕБНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЗВУКА ВОДЫ
То, что произошло тогда ночью, на роднике, было столь удивительным и волшебным – музыка дУхов – что в последующее время того лета, 2005, и следующего, и 2007, я всех своих друзей и знакомых (кому можно было доверить подобное) вытаскивал ночью на родник и устраивал все новые и новые прослушивания. Чтобы сохранить дух инициатической ситуации того первого раза, мы всегда брали с собой чайную утварь и готовили чай, преимущественно Пуэры. В ущелье реки Аскат музыка дУхов слышна всегда.
И вот, прошедшим летом, 2007, тема музыки дУхов в Аскате обрела новую инспирацию, типа «второе дыхание», и даже вторе название – «музыка воды» – «волшебная музыка воды».
В аскатской буддийской тусовке есть одна девушка по имени Олеся.
Так вот! В июне 2007, когда мы встретились в Аскате, Олеся и говорит: «Слушай, помнишь, мы ходили слушать музыку дУхов на родник? Ты знаешь, здесь в Аскате, я слышу эту музыку повсюду, где есть вода. То есть везде, где слышен звук воды. Тогда, там на роднике, на берегу ручья, на берегу Катуни – в любом месте и в любое время суток! Даже во время дождя ее слышно!»
Эта информация была для меня не то чтобы совсем новой. В 2005 году, все лето после алтайской Пхова и добрую половину осени мы с Ольгой Скворцовой и Артемом Григорьевым потратили на «изучение» явления. Мы устраивали ночные чаепития в разных местах ущелья реки Аскат. Тогда нам действительно удалось узнать очень много интересных подробностей об этом удивительном психическом (?!) явлении, которому я дал название «музыка дУхов».
Вот некоторые особенности феномена: во-первых необходимо сказать, что для того, чтобы услышать музыку дУхов, нужен некий специальный настрой. Медитативный настрой. Раньше я десятки раз был в ущелье Аскат, и в сумерках, но ничего подобного не слышал. Тогда, летом 2005 года, в тот первый раз, медиативный фон был создан чайной церемонией Старшинова. Однако, после того как однажды услышал музыку дУхов, «включать прослушивание» становится очень легко, стоит буквально просто вспомнить, что можно слышать «музыку», как она действительно начинает звучать.
Необходимо также отметить, что в тот первый раз, который я описал выше довольно подробно, музыка дУхов звучала совершенно особенным образом. Тогда присутствовал «икиль». Возможно, это действительно была птица. Ее ритмичный крик создал тогда удивительную музыкальную композицию. С тех пор услышать музыку духов в таком виде мне ни разу не удавалось. Просто по причине того, что никогда больше пения этой птицы слышно не было. Тем не менее, поющие человеческие голоса слышны всегда. Это хоровое пение без аккомпанемента птицы звучит несколько иначе, но звучит оно всегда. Оно похоже на песнопения североамериканских индейцев. Оно звучит как совмещение нескольких высоких вокальных партий. В нем нет никакой мелодии, хотя некая циклическая мелодичность присутствует. В нем нет жесткого ударного ритма, хотя некая расплывчатая ритмичность все же присутствует.
Интересно! Многие люди отказываются верить, что слышат музыку дУхов. Они абсолютно уверены, что это просто где-то далеко (в деревне, на турбазе) играет обычная музыка. При этом музыка с турбазы и музыка дУхов очень сильно отличаются. Музыка с турбазы, слышная издалека, это прежде всего ударный ритм – БУМ-БУМ-БУМ… и никакого вокала. Музыка дУхов, это только вокал и никаких ударных.
Совершенно очевидно, что большинство людей «музыку» слышат, но при этом есть люди, которые ее не слышат или как-то не воспринимают. Было очевидно, что музыка дУхов не привязана к какому-то определенному месту. Она слышалась повсюду в акатском ущелье. Несколько раз нам с Ольгой и Артемом удавалось вытащить «музыку» из ущелья и мы сидели и слушали прямо в деревне – на пороге их дома. Наши исследования прекратились в тот год только с наступлением холодов.
То есть, то, что музыка слышна не только в ущелье, я прекрасно знал и безо всякой Олеси. Но то, что музыка связана со звуком воды было для меня полной новостью. В ущелье шум ручья и музыка воспринимались как явления абсолютно независимые. Ручей шумел себе в своем русле, а музыка раздавалась сверху – из леса на склонах гор.
Однажды все собрались у меня по какому-то делу. Сидели под навесом, пили чай. Там были Гавинда, Дуся, Олеся, я, еще кто-то. Пока сидели, поднялся ветер и буквально за пять минут нагнал тучи. Началась гроза и сильнейший ливень. Порывы шквального ветра заносили дождь под навес. Все присутствующие стали упаковываться в дождевики да куртки, и сбились в кучу в безопасном месте. Неожиданно Олеся говорит – «Вот сейчас слушайте музыку дУхов!» И действительно! Стоит только упомянуть о музыке дУхов, как ее сразу становится слышно! Хоровое пение тогда было столь сильным, что не услышать его мог разве что глухой. Мы всей толпой стояли и слушали минут пять. Это был настоящий галаконцерт – шум ливня, порывы ветра, грохот грома, всполохи молний, и на фоне всего этого величественные хоралы человеческих (?!) голосов.
«Ну что, убедился?» – спросила меня Богинюшка.
– Да уж!
А! Ну да! Чуть не забыл! Олеся страшно любит бирюзу и считает ее своим камнем. У нее есть любимый перстень с натуральной бирюзой. Она купила его лет пять назад, чуть ли ни на последние деньги, где-то там, во время паломничества к святыням Непала и Бутана.
Текст полностью на:
"Империя Духа "