В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Православная Церковь, экономика и этика

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», – заключил он. "Русская линия", следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, посвященной Церкви и экономике. Своим видением на данную проблему поделился известный экономист, член Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, доцент Московского университета, кандидат экономических наук Андрей Кобяков.

Этот вопрос отнюдь не сводится к теме благотворительности, помощи бедным и т.д., этот вопрос гораздо серьезнее. Церковь могла бы активно формировать сами «правила игры» в сфере экономики, предпринимательства и бизнеса. Мы прекрасно понимаем, что многие аспекты предпринимательской, банковской деятельности, принимаемых решений в области экономической политики, имеют ярко выраженную нравственную сторону. Без нравственной оценки остаются многие решения, которые могут стать, в том числе и предметом достаточно критического обсуждения со стороны Церкви и ее верховных институтов. Немалую роль мог бы сыграть авторитет наших иерархов, прежде всего, Святейшего Патриарха.

То, что Церковь во многом остается в стороне от этих вопросов, – это упущение. Если брать католическую церковь, то многие энциклики, которые выпускал папа, прямо касаются аспектов, например, аморальной природы современного финансового устройства мира. Были соответствующие заявления официальной католической церкви, касающиеся спекуляций на финансовых рынках и экономического кризиса и т.д. Я думаю, что было бы абсолютно естественно слышать подобного рода оценки именно со стороны наших пастырей и архипастырей. Экономические вопросы обязательно должны находиться в сфере внимания Церкви.

Другое дело, что часто возникает элемент неуверенности со стороны многих церковных деятелей и священнослужителей, а могут ли они обсуждать эти проблемы. Существует некий «профессиональный барьер», что экономика и финансы в современном мире настолько сложные отрасли, что их невозможно обсуждать, не будучи специалистом. Я думаю, что это абсолютно неверный подход. Конечно, есть «узкие места», для этого и должны существовать какие-то общественные советы под эгидой нашей Церкви, где воцерковленные или сочувствующие Церкви экономисты и специалисты могли бы высказывать свои идеи, и этими идеями могли бы пользоваться и официальные представители Церкви в своих суждениях и оценках.

Не использовать авторитет Церкви в формировании нравственных основ нашей экономической жизни – это большое упущение. Здесь заложен огромный резерв. Все мы жалуемся на то, что наше предпринимате6льское сообщество обладает почти хищническим инстинктом к прибыли. Мы видим, что ценообразование в России не похоже на ценообразование в большинстве развитых стран, – везде в кризис цены снижаются, у нас, наоборот, растут. Наблюдается однозначная установка на грандиозную норму прибыли, на совершенно невообразимые торговые наценки и т.д. Нынче в моде лозунг – «Обогащайся любой ценой», не обращая внимания на то, в какой степени это нравственно.

Само представление о богатстве – одно из фундаментальных представлений об обществе. Оно плохо структурировано в сознании наших сограждан. На самом деле есть целое учение Отцов Церкви о том, что богатство дается человеку вовсе не для того, чтобы он наслаждался его плодами, но чтобы он использовал на благо общества, в котором он живет. Мне кажется, нельзя оставлять без церковного обсуждения многие вопросы, принимающиеся на уровне правительства. Церковь могла бы выступать независимым арбитром по целому ряду вопросов.

Очень хорошо, что в свое время были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Надо было пойти дальше и начинать думать о каких-то доктринальных положениях в области экономики, бизнеса и предпринимательства. Давно назрел вопрос о том, чтобы Церковь сформулировала какие-то принципы, на которых мог бы зиждиться нравственный кодекс предпринимателя в России, особенно в той его части, которая заявляет о себе как православные предприниматели. Мы очень часто видим, что в миру они ведут себя как православные люди, а в своем бизнесе, к сожалению, совершенно по-другому. Мы видим, как они недолжно относятся к своим подчиненным, используют непрозрачные, в том числе и преступные схемы ухода от налогов. Получается раздвоение личности, нынешние предприниматели совмещают в себе две несовместимые сущности.

Церковь должна рассмотреть не только вопросы благотворительности, но и вопросы отношения труду, поскольку труд – это христианская категория. Этот вопрос касается не столько предпринимателей, сколько наемных сотрудников. Необходимо осмысление вопросов мотивации, выяснение того, ради чего человек трудится. Занимается человек созидательной деятельностью или он просто зарабатывает деньги без нравственной рефлексии. Все эти вопросы нуждаются в мудром пастырском слове, которое должно быть высказано в ясной и определенной форме.

Русские монастыри всегда славились своими крепкими хозяйствами. Крепкие приходы и определенного рода экономическая деятельность просто необходимы Церкви как самостоятельной организации, которая не может рассчитывать на государственное финансирование. Собственная хозяйственная устойчивость и получаемый избыток, который мог бы служить миссионерской деятельности, – это вещи неизбежные и необходимые. Другое дело, что это должно быть в какой-то гармонии, уравновешенно. Священнику не стоит забывать, ради чего осуществляется эта экономическая деятельность, чтобы она не стала самоцелью. Но мы как реалисты должны понимать, что и без такой деятельности Церковь утратит одну из опор своего дальнейшего существования.

Столько лет мы живем в рыночной экономике, а Церковь так и не разработала доктринального документа по экономике. Предприниматели ждут наставления со стороны Церкви, но его не получают. Неправильно идти методом тыканий и ошибок, когда отдельные священники и духовники пытаются самостоятельно давать какие-то рекомендации. Конечно, Церковь, формулируя свою официальную позицию по экономическим вопросам, неизбежно вступит в полемику и с существующим порядком вещей. Поэтому разработка такого документа требует определенной смелости.

Но, Церковь принципиальна, так как она связывает нас непосредственно с Богом, поэтому она не может стремиться к далеко идущим компромиссам. Здесь следует заявить принципиальную позицию. Я чувствую необходимость в подобном роде доктринальном документе. Я думаю, что назрела необходимость по этому поводу Церкви высказаться и найти в себе силы, чтобы такой доктринальный документ породить.


Андрей Кобяков
Источник: "Русская линия"


 Тематики 
  1. Православие   (769)
  2. Религия и общество   (748)
  3. Этика   (140)
  4. Духовность и общество   (259)