В Исламе правам животных и их защите уделяется осо бое внимание. Священный Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) предписывают мусульманам проявлять доброту к животным, защищать и соблюдать их права. Такое внимание свидетельствует о том, что Ислам как универсальная религия покровительствует всем живым существам.
Сердечность того, кто исповедует Ислам, должна распространяться не только на людей и животных, но и на все живое. Примечательно, что человек обязан защищать и соблюдать права животных, в то время как животные такую ответственность по отношению к человеку не несут. Ниже приступим к рассмотрению прав животных в Исламе.
Животные в Коране
Аллах в Коране призывает людей размышлять о происхождении небес, земли, гор, звезд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях – и предписывает изучать их. Творец в различных аятах Корана призывает каждого из нас думать над знамениями Божьими, размышлять о происхождении животных и самого человека. Так, например, в суре "Йа син", аяты 71-73, сказано: "Разве они не видели, что Мы сотвори ли для них из того, что создано Нашими руками, скот, и они им владеют? Мы покорили его им: на одних они ездят, дру гих едят. Для них в этом есть польза и питье. Разве они не возблагодарят?"
В суре "аль-Муминун" ("Верующие"), аят 21 сказано: "Для вас в животных назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь".
В суре "аль-Гашийа" ("Покрывающее"), аят 17, сказано: "Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы?".
Всевышний также призывает людей учиться на примере животных, пернатых и насекомых.
В Коране подчеркивается польза животных и уделяет ся внимание психологическим аспектам их использования. Так, например, в суре "ан-Нахль" ("Пчелы"), аят 6 сказано: "Для вас в них – красота, когда вы их гоните на покой и ког да выпускаете". В комментариях к данной суре приведено, что сцена шествия стада по утрам на пастбище и возвраще ния вечерами в загон, то есть, действие, которое в Коране названо "украшением", имеет глубоко символический смысл и свидетельствует о самодостаточности общества. В данном случае под "украшением" понимается самостоятельное обеспечение обществом всех потребностей и достижение эконо мической независимости (Макарим Ширази, 1380, т. 11, с. 159-160).
В суре "ан-Нахль" излагаются удивительные сведения о пчелах, жизнь и деятельность которых отличается организованностью, дисциплинированностью, разделением труда и ответственности. Улей, по сути, является самым чистым, аккуратным, ухоженным и деловым городом на свете, обладающим своеобразной цивилизационной моделью. Может быть, единственный аргумент, который можно привести для объяснения такой организованности и сотрудничества, приведен в суре "ан-Нахль", аяты 67-68, где сказано: "И внушил Господь твой пчеле: "Устраивай в горах дома, и на деревьях и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением". Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!"
Исламское право (фикх) о необходимости обеспечения потребностей животных
Обеспечение потребностей является одним из важней ших обязанностей человека по отношению к животным. Кормление животных в ряде книг по исламской юриспруденции считается доказательством верности и подтверждением преданности.
В Исламе существуют три основания, в соответствии с которыми человек обязывается обеспечивать других: 1) супружество (брак); 2) родство; 3) владение (права собственности). Исходя из третьего основания, любой человек, владеющий скотом, должен предоставлять ему то пропитание, которое необходимо для него, имея в виду то количество пищи, которое характерно для данного вида.
Данное предписание касается всех животных, независи мо от того, является ли мясо данного животного дозволен ным к употреблению в пищу или нет (Наджафи, т. 31, с. 394). В ряде книг по исламской юриспруденции приведено, что "человек, содержащий домашнее животное, должен обеспечить его в достаточном количестве подходящей ему пищей и водой, независимо от того, является ли мясо данного животного дозволенным к употреблению в пищу или нет. Если мясо дозволенное, то мусульманин вправе это животное: 1) содержать и кормить; 2) закалывать; 3) продавать. Если же мясо животного не дозволенное, то хозяин вправе: 1) содержать и кормить; 2) продать" (Найини, 1378, с. 48).
Степень обеспечения животных необходимой пищей и водой в исламском фикхе/ В каком количестве подходящей пищи нуждается животное?
а) В чем нуждается животное ежедневно?
Животное нуждается в достаточном количестве подхо дящих ему продуктов питания, месте для проживания, уходе с учетом естественных потребностей и в соответствии с его породой и особенностями. Если животное может самостоятельно добывать достаточное для пропитания количество корма на пастбищах, то хозяин может отправить его на луга. В противном случае хозяин должен обеспечить животное всем необходимым для его жизни. Кроме того, если живот ное не может самостоятельно обеспечить себя в полной мере, то хозяин должен обеспечить его достаточным для пропита ния количеством корма (Наджафи, т. 31, с. 394).
б) Обязанности хозяина по обеспечению потребно стей животных
Исламское законодательство настоятельно рекомендует человеку выполнять обязанности по обеспечению потребностей принадлежащих ему животных и контролировать их – иначе он будет принужден к выполнению своих обязанностей. Если хозяин откажется выполнять рекомендации законодательства, то законоведам необходимо найти иные пути воздействия на него (Джафари, 1377, т. 1, с. 116-117).
Если жизнедеятельность животного не будет обеспечена ни одним из указанных способов, то мусульманский зако новед по возможности лично будет обеспечивать животное необходимым количеством подходящих ему продуктов питания.
В случае отказа человека от выполнения обязанностей по отношению к принадлежащим ему животным, законовед вправе продать некоторую часть принадлежащего хозяину имущества и на вырученные средства обеспечить жизнедеятельность животного. Законовед также вправе сдать животное в аренду, если таким способом можно будет обеспечить его жизнедеятельность (там же).
Помимо обеспечения жизнедеятельности самих живот ных, хозяин также обязан содержать их потомство. Посему, если животное обзавелось потомством, хозяин обязан обе спечить детеныша достаточным количеством материнского молока. В случае если молока хватает только для детены ша, доить животное запрещается. Вместе с тем если доение молока не причинит вреда животному и его детенышу или детеныш может самостоятельно пастись, то доить живот ное разрешается, ибо в противном случае полезный продукт пропадет (Хилли, 1411, с. 354).
Исламское законодательство обязывает человека прояв лять заботу не только о животных, но и о насекомых. Так, например, пчеловод обязан оставлять немного меда в улье, а при необходимости, например в зимний период, обеспечить пчел медом в достаточном для них количестве. А шелковод обязывается обеспечивать гусениц тутового шелкопряда свежими листьями. Если шелковод не будет выполнять обязанности надлежащим образом, то законовед вправе продать некоторую часть принадлежащего ему имущества и на вы рученные средства обеспечить жизнедеятельность гусениц шелкопряда (Фаридуни, с. 251).
В случаях, когда продуктов питания достаточно для сохранения жизни только одного животного, а другим будет угрожать смерть, например при нехватке воды, можно поступить следующим образом:
а) если все животные имеют для хозяина одинаковую жизненную ценность, то он вправе распоряжаться продуктами питания по собственному усмотрению;
б) в противном случае, например при выборе между со бакой и овцой, хозяин должен напоить собаку, так как Шари ат разрешает закалывать овцу, но не допускает, чтоб собака погибла.
Исходя из приведенного примера, при выборе между верблюдом и, например, лошадью необходимо напоить второе животное, так как верблюд может длительное время (бо лее двух недель) обходиться без воды (Джафари, 1377, т. 1, с. 118-119).
При нехватке воды жизнь животного важнее ритуального омовения
Одним из условий молитвы является ритуально омове ние и чистота, как духовная, так и физическая. Однако иногда возникают случаи, когда из-за нехватки воды мусульманин оказывается перед выбором между исполнением религиоз ных обязанностей и сохранением жизни животных. В таких случаях исламские ученые единогласно предписывают использовать воду для напоения животных, а ритуальное омовение – совершить землей или песком.
Так, например, Имам Хомейни рекомендует совершать ритуальное омовение песком "в том числе в тех случаях, когда использование воды для религиозных нужд ставит под
угрозу жизнь полезного животного, например, овцы". Комментируя, он также подчеркивает, что "при жажде, угрожающей жизни, неважно, чья жизнь подвергается опасности: жизнь самого жаждущего, другого человека или животного, раба или свободного, или в целом всех, жизнь которых необходимо сохранить" (Имам Хомейни, Тахрир ал-васила, т. 1, с. 185).
Обеспечение потребностей животных с точки зрения видных мусульманских деятелей
Имам Джафар ибн Мухаммад (мир ему!) рассказывал, что Пророк Иса (мир ему!), проходя по берегу моря, бросил хлеб свой в воду. Его спросили: "Почему Бы бросили хлеб свой в море?". Пророк ответил: "Чтоб морские обитатели съели его, ибо Всевышний воздаст за доброе дело".
Про Имама Ахмада ибн Ханбала передают: "Однажды ему рассказали про живущего в Мавераннахре старца, знаю щего много хадисов (преданий) Пророка. Он поехал в Ма-вераннахр и встретил того старца. Тот кормил собаку. Имам Ахмад поздоровался с ним. Старец ответил на его приветствие и продолжил свое занятие. Имам Ханбал обиделся и подумал про себя: почему он занимается собакой, а на меня не обращает внимания? Знаток хадисов накормил собаку и обратился к Имаму Ханбалу: "Кажется, вы обиделись, что я не обратил на Вас внимание?" Имам Ахмад ответил утвердительно. Старец ответил: "Я слышал от Абу Зинада, который слышал от Араджа, которому рассказал Абу Хурайра, который слышал от Пророка, который сказал: "Если кто-то разобьет чью-то надежду, то Всевышний в Судный День разобьет его надежду и не введет его в Рай". В наших краях не встретишь ни одну собаку, а эта собака пришла, понадеявшись на меня. Я боялся, что разобью ее надежду, а Всевышний в День Суда не простит меня. Услышав предание старца, Имам Ахмад сказал: "Мне этого хадиса достаточно". Поклонился старцу и ушел" (Фаридуни, с. 382-383).
Допустимый предел распоряжения человеком жизнью животных
В соответствии с исламским вероучением человек мо жет распоряжаться жизнью животного исключительно при крайней необходимости, например при самозащите или в целях проведения медицинских исследований.
Право животных на жизнь в исламских законах
Существует много хадисов, то есть преданий о словах и действиях Пророка Мухаммада, которые запрещают мусульманам беспричинно и неоправданно лишать жизни животных. Ниже приведем некоторые из тех преданий:
– "В Судный День Всевышний спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья" (Найини, 1378, № 62, с. 47);
"Передают, что Пророк запрещал необоснованное и беспричинное убийство любого живого существа" (там же);
"Пророк говорил:
"Всевышний проклинает того, кто изуродует или накажет во устрашение животных" (там же).
"Передают, что Пророк изволил сказать: "В Ночь. Воз несения – Ал-мирадж, я пролетал над Геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину ее страданий и мучений. Ответили, что она связа ла кошке лапы, не давала ей ни есть, ни пить, даже погрызть сухую траву. Кошка умерла. За такое отношение к кошке Всевышний и наказывает эту женщину".
Из приведенных преданий и подобных им следует, что человек не имеет права лишать жизни животных, если они не причиняют ему беспокойство или не угрожают его жиз ни. Следовательно, при проведении экспериментов над животными в медицинских целях тоже необходимо избежать гибели большого количества лабораторных животных. Кроме того, если все-таки по необходимости придется забить животное, то необходимо избежать его мучительной смерти.
Помимо того, следует проявлять гуманность в отноше нии работающих на человека животных, не перегружать их работой, не допускать их гибели и увечий (там же).
Использование животных человеком
Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в использовании животных. Ниже приведем некоторые предписания исламского законодательства, регламентирующих сферу использования человеком живот ных:
а) Допустимая мера доения скота
1) Если у животного есть детеныш, владелец скота обя зан обеспечить детеныша достаточным количеством материнского молока. В случае если молока хватает только для детеныша, доить животное запрещается. Ряд суннитских фа-кихов (законоведов) утверждают, что молока надо оставлять в количестве, необходимом для поддержания жизни детеныша. Автор "Джавахира" придерживается мнения, что данная фетва противоречит основам Шариата.
2) Если дойка причиняет вред животному, например, в случаях, когда животное не может должным образом насытиться кормом, то доить животное воспрещается (Джафари, 1377, т. 1,с. 119).
б) Допустимая мера забора меда из улья
Пчеловод должен оставлять достаточное количество меда в улье, а при необходимости, например, в зимний пе риод, обеспечить пчел медом в достаточном для них количе стве (там же, с. 118).
в) Допустимая мера использования верховых и вьючных животных
Абузар передает, что Пророк Мухаммад изволил сказать: "Нет такого животного, которое каждое утро не просило бы у Всевышнего владельца, который бы накормил его сеном, напоил бы водой и использовал бы в меру" (Фаридуни, с. 150).
Сакуни передает, что Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) изволил сказать: "У владельца есть обязанность по отношению к животному. В том числе владелец не должен перегружать вьючное животное или долгое время сидеть на нем верхом".
Пророк Мухаммад изволил сказать: "У владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе владелец не должен без дела засиживаться на седле, не перегру жать животное сверх его грузоподъемности и не вынуждать к долгим путешествиям".
Абу Хурайра передает, что Пророк Мухаммад изволил сказать: "Не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везет поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накренялись".
Хаммад Лаххам передает, что Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) как-то увидел, что поклажа верблюда, следовав шего в караване, накренилась. Он позвал погонщика и велел ему: "О юноша! Поступай с верблюдом по справедливости, ибо Всевышний любит справедливость и справедливых".
Одно из указаний Повелителя правоверных Али (мир ему!) сборщикам налогов гласит: "Сборщик налогов не дол жен долго сидеть верхом, чтобы не изранить спину живот ного. Посему, сборщик обязан по справедливости исполь зовать верховых, по необходимости дать отдых уставшим животным, раз в несколько часов расседлывать их и пускать пастись" (Шахиди, 1347, с. 286).
г) Запрет на жестокое обращение с животными
Как уже ранее было отмечено, в Коране утверждается наличие у животных сознания и восприятия. Поэтому Ислам, запрещая жестокое обращение с животными, строго осужда ет и причинение животным душевных страданий. Из указа ний, которые по этому поводу встречаются в преданиях (ха-дисах), можно упомянуть следующие.
1. Запрет на проклятия животных и их избиение.
Повелитель правоверных Имам Али изрек; "Бог прокли нает того, кто проклинает животных". Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде. "Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу" (Джафари, 1388, т. 1, с. 118).
Существует предание о том, что Имам Зайн ал-Абидин (мир ему!) двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совер шил паломничество в Мекку верхом на верблюде, ни разу не ударив его хлыстом. Он в одном из завещаний своему сыну Имаму Мухаммаду ал-Бакиру (мир ему!) говорит: "О сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрет, ты похорони его, чтобы хищники не растерзали труп".
Во время одного из паломничеств б Мекку верблюд у Имама Али ибн ал-Хусайна (мир ему!) споткнулся. Имам поднял хлыст, но не ударил верблюда и сказал: "Если бы не назидание (отца), то я бы его ударил". Известно, что человек, ударяя животных, совершает предосудительное действие (Фаридуни, с. 158).
2. Запрет на забой животного перед глазами его сородича.
Непозволительно убивать животное перед глазами со родича его (Хилли, 1411, т. 3, с. 914). Имам Али изрек: "Не следует закалывать овцу перед глазами ее сородича".
3. Запрет на разлучение детеныша животного с ма терью.
Одно из указаний Повелителя правоверных Али сбор щикам налогов гласит: "Сборщик налогов не должен разлу чать верблюжонка с его матерью".
Пример, связанный с верблюдицей и ее детенышем, слу жит мерилом для отношения в этом вопросе со всеми живот ными и их потомством. Так, например, "охота на цыплят в гнезде, пока они не в состоянии лететь, воспрещается, ибо цыплята в гнезде находятся под защитой Самого Господа" (Джафари, 1377, с. 286).
4. Запрёт на жестокость и произвол.
Повелитель правоверных Али, обращаясь к сборщику налогов на скот, изрек: "Ответственным за прием и пригон скота назначь человека нежестокого, не допускающего произвол и грубости по отношению к животным, который также не позволит, чтобы они устали. И чтобы он был внимательным и ласковым по отношению к тем животным, копыта которых изранены и которые при движении испытывают боль" (Шахиди, 1374, с. 284).
Абд Аллах ибн Джафар говорит: "Посланник Аллаха вошел в дом к одному из ансаров и заметил верблюда, на ходившегося в сильном волнении. Его Светлость подошел к верблюду и ласкал его по горбу, пока тот не успокоился. За тем спросил: "Кто хозяин этого верблюда?". Подошел юноша, заявив, что он и есть хозяин верблюда. Пророк спросил: "Ты не боишься Бога за такое отношение к верблюду? Бог сделал тебя его хозяином – а ты не кормишь и мучаешь его!".
Кроме того, по преданиям, однажды досточтимый Про рок, проходя мимо Каабы, заметил поблизости спящего оле ня. Его Светлость поручил одному из сподвижников охра нять оленя, чтобы никто не напугал и не беспокоил его" (Фаридуни, с. 229).
5. Запрет на разрушение убежищ животных и гнезд птиц.
Создание гнезд для птиц и пристанищ для животных – обязательное дело для владельца животных. Гнездо для птиц и пристанище для животных являются местами их покоя и отдыха. Их разрушение становится причиной психического и физического страдания птиц и животных. Кроме преданий относительно запрета на разрушение гнезд птиц и убежищ животных, этот вопрос затронут также в книгах по фикху:
В частности, запрещается мочиться на гнезда птиц и в воду. Шахид в своей книге "Лама" ("Блеск"), затрагивая этот вопрос, приводит причины, на основе которых данное действие считается предосудительным: "Мочиться в текучую и стоячую воду запрещено, ибо, по утверждениям непорочных имамов (мир им!), в воде проживают твари, которые не доолжны быть подвергнуты ущербу и мучениям" (там же).
6. Ограничения на охоту и на забой животных.
Относительно охоты в Исламе имеются подробные пра вила и предписания. В книгах по фикху, хадисах и предани ях содержатся такие вопросы, как воздержание от охоты в состоянии ихрама, время охоты, средства охоты, необходимость охоты и тому подобное. В большинстве этих преданий и предписаний есть указания относительно защиты прав животных. В частности:
а) Охота за животными и забой животных в ночное вре мя. В книгах по фикху такие действия, как охота за дикими животными и птицами или забой животных в ночное время, не одобряются и разрешаются только в необходимых слу чаях (Туси, 1343, т. 2, с. 594). Неодобрительное отношение к этим действиям, о которых говорится и в различных аятах Корана, может быть, связано с тем, что Бог создал ночь для отдыха и покоя. И поэтому нарушение ночного покоя любо го существа, в частности, и животных, считается предосудительным.
б) Средства охоты. Относительно средств охоты также встречается ряд предписаний, такие как острота режущего средства охоты (чтобы смерть животного наступила быстро и безболезненно), запрещение отделения какой-либо части тела животного перед забоем, соответствие средства охо ты предпринимаемым действиям, и так далее. В частности, требуется, чтобы инструмент, при помощи которого производится забой, был острым, или в исключительно необходимых случаях ~ максимально острым (Амели, 1403, т. 8, с. Зб1).
в) Необходимость охоты. В хадисах говорится, что охота за животными в целях отдыха и развлечения – недозволена (там же, т. 16, с. 241) Поэтому поход человека, намеривше гося идти на охоту ради отдыха, считается прегрешением, и он в таком походе не может читать молитву в совершенной форме.
г) Запрет на охоту за цыплятами. Охота за птицами в гнезде, пока они не научились летать, запрещена. Ибо пте нец в гнезде – под защитой Бога (Имам Хомейни "Тахрир ал-васила" (перевод Ислами), т. 2, с. 205 и 213).
д) Запрет на охоту в состоянии ихрама. В книгах по фикху сказано, что "в число запретных действий в состоянии ихрама входят охота за животными и употребление в пищу мяса добытых на охоте животных, даже если они добыты человеком, не находящимся в состоянии ихрама. В это время запрещено также быть проводником у охотников, связывать и забивать животных, а также охотиться за птенцами и яйцами птиц. При этом если даже отделить голову животных от тела, то все равно они по осторожности (а не по необходимости) будут считаться падалью. Запрет распространяется на птиц и даже на кузнечиков, которые также могут быть отнесены к категории дичи. Осторожность заключается в том, чтобы избежать уничтожения насекомых, если они не причиняют человеку беспокойства (Имам Хомейни "Тахрир ал-васила" (перевод Ислами), т. 2, с. 205 и 213).
Абузар Эбрахими Торкаман, "Иран – Россия – Ислам: Время понимать друг друга. Сборник статей", Москва – Нижний Новгород, издательский дом "Медина", 2009
Источник: "Портал Credo.Ru"
Источники
1. Священный Коран.
2. Имам Али, "Нахдж ал-балага".
3. Джафари, Мухаммад-Таки. Расаил-и фикхи. – Тегеран, Издательский центр "Карамат", 1377 г. по солнечной хиджре.
4. Хорр Амели, Мухаммад бин Хасан. Васайил аш-ши а али тахсил масайил аш-шари"а. – 5-е изд. – Бейрут: Дар Ихйа ли сирас ал-"араби, 1403 г. по лунной хиджре.
5. Хилли, Абул Касим. Шари"ат ал-ислам фи масаил ал-халал в-ал-харам. – Бейрут: Дар ал-адва, 602 г. по лунной Хиджре,
6. Хилли, Мухаммад ибн Идрис. Китаб ас-сараил хави ли тахрир ал фатави. – Кум: Центр "Ан-нашр ал-ислами", 1411 г по лунной хиджре.
7. Шахиди, Сайид Джа"фар. Перевод "Нахдж ал-балага" 7-е изд. – Тегеран: Издательский центр литературы по науке культуре, 1374 г. по солнечной хиджре.
8. Туси, Мухаммад. Ан-нихайат фи муджаррад ал-фикх а-л-фатва. – Тегеран: Изд-во Тегеранского ун-та, 1343 г. по солнечной хиджре.
9. Фаридуни, Хусайн. Барраси-йи хукук-и хайванат дар ислам ва каванин-и руз: дис.... докт. наук. – Тегеранский ун-т.
10. Ал-Хомейни, Мусави. Тахрир ал-васила; пер. "Али Ислами. – Кум: Центр исламского издания.
11. Макарим Ширази, Насир. Тафсири-и намуне. – Теге-ан: Дар ал-Китаб ал-исламийа, 1380 г. по солнечной хиджре. – Вып. 18.
12. Пашни, "Али Риза Раббани, Мухаммад. Хукуки хайва нат аз дидгах-и Кур"ан ва ахадис // Ежеквартальное научно-исследовательское издание "Данешвар", седьмой год, университет "Шахид", 1378 г. по солнечной хиджре.
13. Наджафи, Мухаммад Хасан. Джавахир ал-калам фи масайил ал-халал ва-л-харам.– Бейрут: Дар Ихйа, ас-Сирас ал"араби. – 7-е изд.