В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Нанотехнологии и этические аспекты

О том, что такое нанотехнологии, когда появилась возможность работы на уровне атомов и каким образом область нанотехнологий непосредственно связана со свободой человека рассказывает статья преподавателя Курской православной духовной семинарии иерея Романа Кацапана.

Нанотехнологии, что это? В переводе с греческого слово «нано» означает карлик. Один нанометр (нм) — это одна миллиардная часть метра (10-9 м). Размеры объектов, с которыми имеют дело нанотехнологи, находятся в диапазоне от 0,1 до 100 нм. Большинство атомов имеют диаметр от 0,1 до 0,2 нм, а толщина нитей ДНК — около 2 нм. Диаметр эритроцитов — 7000 нм, а толщина человеческого волоса — 80 000 нм.

Нанометр очень и очень мал. Нанометр во столько же раз меньше одного метра, во сколько толщина пальца меньше диаметра Земли[1].

Технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение и λογια...логия) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Это определение из словаря тоже понятно[2].

А что означают эти два слова вместе? Нанотехнология — это область прикладной науки, занимающаяся производством материалов и изделий сверхмалых размеров и изучающая свойства различных веществ на атомарном и молекулярном уровне. Термин "нанотехнология" произошел от слова "нанометр", или миллимикрон — единица измерения длины, равная одной миллиардной метра.

Все началось с того, что нобелевский лауреат Ричард Фейнман первым обратил внимание ученого мира на возможность работы на уровне атомов. "Там, внизу — полно пространства" ("There"s Plenty of Room at the Bottom") — так он озаглавил в 1959 году свою речь в Калифорнийском технологическом институте, предлагая физикам изучать материю на атомарном уровне. В те годы его слова были восприняты его коллегами-физиками чисто теоретически — еще не существовало и намека на технологии, позволяющие наблюдать и оперировать отдельными атомами. Фейнман считал, что человек сможет легко освоить наномир, если создаст машину-робота, способного делать уменьшенную, но работоспособную копию самого себя. Пусть, например, мы научились делать робот, который может без нашего участия создавать свою уменьшенную в 4 раза копию. Тогда уже этот маленький робот сможет сделать копию первоначального, уменьшенную уже в 16 раз и т.д. Очевидно, что 10-е поколение таких роботов будут создавать роботы, размеры которых будут в миллионы раз меньше первоначальных.

Понятие "нанотехнологии" ввел в обращение в 1974 году японец Норё Танигути для описания процесса построения новых вещей из отдельных атомов. Однако в 1974 году до реализации этой технологии было еще далеко — Танигути опередил события на 20 лет. Реальные результаты появились, когда другой японец, Сумио Иидзима, профессор университета Мэйдзё, первым в мире создал в 1991 году нанотрубки из углерода, диаметр которых составляет несколько тысячных долей диаметра человеческого волоса, а длина — порядка 100 нанометров. Вот эти углеродные нанотрубки из сверхтонкого углеродистого материала — фуллерена и стали первым реальным наноматериалом, на основе которого строятся сейчас различные вещи, предлагаемые на рынке новых товаров[3].

В России первая отечественная нанотехнологическая установка, осуществлявшая направленный уход частиц с острия зонда микроскопа под влиянием нагрева, заработала в 1987-1988 годах в научно-исследовательском институте «Дельта». Она была создана под руководством Петра Николаевича Лускиновича.

В это же время специалист по компьютерам Уоррен Робинет (Warren Robinet) и химик Стэн Уильям (Stan Williams) из университета штата Северная Каролина изготовили наноманипулятор — робот размером с человека, соединенный с атомным микроскопом и управляемый через интерфейс виртуальной реальности. Оператор, манипулируя отдельными атомами, с его помощью мог физически ощущать многократно усиленную отдачу от модифицируемого вещества, что значительно ускоряло работу.

Своего рода сенсацию в сентябре 1989 года совершили американские исследователи Дональд Эйглер (Donald Eigler) и Эрхард Швейцер (Erhard Schweizer) из Калифорнийского научного центра компании IBM. С помощью 35 атомов инертного газа ксенона на очищенной в сверхвысоком вакууме и охлажденной до 4 К поверхности монокристалла никеля они выложили название своей фирмы. Для получения надписи был использован сканирующий туннельный микроскоп. Сделанная надпись просуществовала недолго — атомы быстро «испарились» с поверхности, однако сам факт наличия постороннего атома в молекулярной структуре некоторого вещества открывал потенциальную возможность создания молекулярных автоматов, трактующих наличие или отсутствие такого атома в некоторой позиции как логическое состояние.

Дальнейшие работы, в том числе российских ученых, показали возможность валентного «закрепления» атомов на различных поверхностях без какого-либо применения криогенной техники.

В 2008 году ученые из Израильского технологического института (Тех-нион) в честь 60-летия создания своего государства создали уже целую нанокнигу — Библию. Содержание всего Ветхого Завета было нанесено на кремниевую частицу, размеры которой не превышают 0,5 мм (размер булавочной головки).

Текст был набран с помощью фокусированного ионного пучка (focused ion beam — FIB), вытравливавшего (с помощью ионов галлия) узор на золотой подложке (толщиной 200 нм), покрывавшей основание из кремния. Если само нанесение текста заняло не более полутора часов, то программное обеспечение для управлявшего этим процессом компьютера разрабатывалось более трех месяцев. Ознакомиться с содержанием этой Библии можно только с помощью сканирующего электронного микроскопа[4].

Нет сомнения в том, что в ближайшее время нанотехнология будет широко применяться в самых разных областях прикладной науки и промышленности, включая производство новых видов материалов, систем телекоммуникации, источников энергии и методов лечения.

Какова реакция мирового сообщества на развитие нанотехнологий? В октябре 2006 года Международным Советом по нанотехнологиям выпущена обзорная статья, в которой, в частности, говорилось о необходимости ограничения распространения информации по нанотехнологическим исследованиям в целях безопасности. Организация «Гринпис» требует полного запрета исследований в области нанотехнологий. Тема последствий развития нанотехнологий становится объектом философских исследований. Так, о перспективах развития нанотехнологий говорилось на прошедшей в 2007 году международной футурологической конференции Transvision, организованной WTA (Всемирная Ассоциация Трансгуманистов)[5].

Нанотехнологии вполне могут стать формой нового, искусственного мира. Возникают определенные опасения, насколько нравственными люди окажутся в использовании этих достижений. Естественно, что появляется огромная угроза возможной потери человеком контроля над этими процессами. Многие ученые и специалисты, имеющие отношение к этой тематике, выражают вполне обоснованную тревогу по поводу возможного неблагоприятного воздействия продукции нанотехнологий на людей и на окружающую среду.

Бесспорно, нанотехнологии укореняются в общественном сознании. Следовательно, не проходят они и мимо Русской Православной Церкви. Будет ли и у нас в скором времени поставлен вопрос о «нравственном компоненте» нанотехнологий? Каково отношение Русской Православной Церкви к нанотехнологиям?

В основах социальной концепции РПЦ говорится о том, что необходим нравственный контроль над достижениями науки. В 14 главе («Светская наука, культура, образование») читаем: «научно-технологический уровень цивилизации ныне таков, что преступные действия небольшой группы людей в принципе могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все высшие формы жизни. Современные достижения в различных областях, включая физику элементарных частиц, химию, микробиологию, свидетельствуют, что они суть меч обоюдоострый, способный не только принести человеку благо, но и отнять у него жизнь. Евангельские нормы жизни дают возможность воспитания личности, при котором она не смогла бы использовать во зло полученные знания и силы. Посему Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения. Их взаимодействие способствует созданию здорового творческого климата в духовно-интеллектуальной сфере, тем самым помогая созданию оптимальных условий для развития научных исследований.

Человек как образ и подобие Непостижимого Творца в своих таинственных глубинах свободен. Церковь предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контроля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием или подсознанием»[6]. При любых достижениях не должна быть нарушена свобода человека. Уже сегодня мы можем говорить об эффективных средствах слежения, «микрошпионах», имплантации в тело человека чужеродных для него сборщиков и передатчиков информации. Здесь могут быть области, в которых свобода и достоинство человека окажутся серьезно ущемленными[7].

Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед участниками III Сретенских встреч православной молодежи 15 февраля 2009 года, отмечал: «Слово Церкви вначале многими игнорировалось, осмеивалось. И может быть, экономический кризис, в который погрузилась сегодня человеческая цивилизация, стал очень сильным доказательством того тезиса, который во всеуслышание формулировала, артикулировала, предлагала русским людям Русская Православная Церковь. Тезис о том, что человеческая свобода во всех ее проявлениях — в том числе и в политике, в социальной жизни, в культурной жизни — должна сопровождаться нравственной ответственностью»[8].

Область нанотехнологий непосредственно связана со свободой человека. Те глобальные изменения, которые обещаются пропагандистами, несомненно, коснутся всякого человека. Но принцип свободы человека не должен быть нарушен. Священное Писание поддерживает главный принцип свободы человека, однако дается ее особое понимание. В 1-м послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6,12). Апостол поддерживает главный принцип свободы, но с двумя ограничениями: во-первых, не все наши поступки хороши и спасительны в наших отношениях с людьми и миром; свобода сама по себе не есть вседозволенность и произвол. Во-вторых, неограниченная свобода ведет к порабощению страстями и уничтожению себя самого. Апостол Павел предостерегает христиан: став свободными во Христе, не попадитесь снова в ловушку либертинизма (распущенности), не возвращайтесь к греху (сравни: Гал.V, 13: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу). Свободу, которую дал нам Господь, надо употреблять так, чтобы она не утерялась в возможных злоупотреблениях, чтобы нам снова не впасть в рабство греха. Тем более, если такой свободой мы оскорбляем ближнего или искушаем брата, то наша свобода становится незаконной, мы порабощаемся греху. Нанотехнологии дают огромную власть человеку над миром и самим собой, а это значит большая ответственность, но также и большое искушение использовать огромный потенциал технологий в своих греховных целях.

Св. Макарий Египетский говорит: «А ты создан по образу и подобию Божию, потому что как Бог свободен и творит, что хочет... так свободен и ты»[9], выражая в этом православный взгляд на свободу воли. И действительно, мы вольны делать, что хотим, даже Всевышний не может нас заставить спастись, мы вольны даже отказываться от образа Божьего (что и делаем постоянно своими грехами). Но современные нанотехнологии дают нашей свободной воле ещё один шанс, страшный шанс — за чечевичную похлёбку избавления от редких болезней или улучшения существующей человеческой природы мы готовы отказаться от родства и подобия с Первообразом.

Следующим следствием развития и внедрения нанотехнологии является возникновение такого нового культурного движения, как трансгуманизм. Молекулярная нанотехнология обладает достаточным потенциалом, чтобы создать изобилие ресурсов для каждого человека и предоставить нам полный контроль над биохимическими процессами в наших телах, позволив нам избавиться от болезней. Философское течение трансгуманизма обещает при помощи нанотехнологий, биотехнологий, роботехники, информационных и когнитивных технологий увеличить продолжительность жизни, улучшить здоровье и развить человеческие способности. «Мы поддерживаем развитие и доступ к новым технологиям, которые разрешат всякому наслаждаться лучшим разумом, лучшим телом и лучшей жизнью. Другими словами, мы хотим, чтобы люди были лучше, чем хорошими», — написано на их сайте[10].

Грядущие технологии (те, что сейчас развиваются в лабораториях) будут способны в ближайшие десятилетия не столько преобразить человеческие поколения, сколько исказить человека, отделяя его сознание от тела механическим путём и, в итоге, лишая его «образа и подобия» Божьего. Сейчас появляется целая отрасль — иммортология (лат. im-без; mors, mortis-смерть), наука о бессмертии. Цель — решение проблемы достижения практического бессмертия человека[11]. Действительно, смерть не является биологической необходимостью. Человек был создан бессмертным, но не абсолютно бессмертным, а потенциально. Потенциальное бессмертие человека было не случайным его свойством, а имело космическое предназначение в грядущем. Первозданная чистота и живое богообщение делало дух человека настолько сильным, что он мог бы преодолеть тленность, если бы не утратил рая. Духовное восхождение человека должно было постепенно увлечь весь природный мир к полноте бытия и к вечной гармонии. Святой Феофил Антиохийский прямо говорит, что Бог сотворил человека ни смертным и ни бессмертным, но способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божью, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти[12]. В результате того, что человек уклонился к делам смерти, он потерял потенциал бессмертия, восстановить который стало возможно только воплощением Сына Божьего.

Поэтому теперь каждый человек призван к восстановлению единства с Богом и ближним. Пытаясь преодолеть лишь физические последствия первородного греха, человечество может добиться более губительных результатов на духовном уровне. Возможно ли такое?

Для христианского мировоззрения очевидно, что совершенное человеком зло заключило человека в рабство тления (Рим.8, 28) Даже решив проблему смертности, человечество не в состоянии решить своими силами другую составляющую первородного греха — духовную поврежденность человека. Поврежденная воля человека навсегда лишает его возможности найти упокоение. Останутся людские пороки, от которых невозможно избавиться только физическим бессмертием. Грех начинается в душе, а не в теле. Пример бессмертия без духовного преображения уже имеется. Сатана и его последователи имеют духовную природу, но это не только не помогло им, но довело до крайней степени озлобления. Не приведет ли и физическое бессмертие людей к их крайней духовной деградации, ведь зло имеет свойство накапливаться, оно не довольствуется частью, но хочет овладеть всем существом человека.

Получается, что человечество пытается преодолеть такие последствия грехопадения, как человеческое несовершенство и смерть, не через встречу с Творцом, но самостоятельно, механистически. «И вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Быт. 11:6) Новая Вавилонская башня человечества строится уже не для того, чтобы просто «сделать себе имя», а в продолжение более раннего события: вместо того чтобы возделывать и хранить Божие творение, человек снова замахивается на то, чтобы стать богом, познать момент творения и изменения живой природы. Ему хочется стать чем-то большим, чем он есть сейчас. Уж не получится ли из него допотопного исполина и не будет ли в результате «велико развращение человеков на земле» (Быт. 7:5).

Господь Иисус Христос, сказавший «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12), призывает нас творить, подобно Ему, Творцу, но для этого необходимо верить в Него, следовать за Ним. Лишённые этого руководства Удерживающего теперь (2Фес. 2:7), стремящиеся воздвигнуть башню и наделать дел «больше сих», могут лишь привести себя и, к сожалению, человечество к ещё большим глубинам падения. Бездумное, неосторожное, безбожное использование нанотехнологий есть новый «плод дерева добра и зла», вкусив который мы рискуем нарушить Божественный план, самовольно исказив Его образ и подобие. «Мы, люди, введены в мир сей как бы в общее училище: нам, получившим ум, имеющим глаза для наблюдения, повелено, как бы по некоторым письменам, по устройству и управлению вселенной познавать Бога »[13], — говорил св. Василий Великий.

Поэтому снова и снова Церковь должна призывать к Царскому пути трезвения, к середине добродетели. «Ибо, как говорят отцы, крайности существуют с обеих сторон — справа есть опасность быть обманутым излишним воздержанием, а слева — увлечься в беззаботность и расслабленность ...Чрезмерное воздержание вреднее насыщения, потому что посредством покаяния от последнего можно перейти к правильному пониманию, а от первого — нет».

Православная Церковь не призывает к забвению знаний, к отказу от лечения и облегчения страданий. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», — говорил Христос (Мф. 11,28) Наоборот, она приветствует познание Бога через узнавание мира и человека — Его творения.

Церковь напоминает, что мы должны быть ответственны в выборе своей свободной воли, не должны беззаботно принимать всё, что предлагает нам современность, не должны расслабляться, доверяясь посулам «приятного для глаз и вожделенного» (Быт. 3,6), рая на Земле, вечной жизни и обладания сверхъестественными способностями.

Микрокосмос. Научно-богословский и церковно-общественный альманах
Миссионерского отдела Курской епархии Русской Православной Церкви. Выпуск 3. Курск — 2009


Кацапан Роман, иерей
Источник:



[1] Богданов К.Ю. Что могут нанотехнологии//
http://kbogdanov1.narod.ru/

[2] Яковлев В. Что такое нанотехнологии?// http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7558/

[3] Шильников. Е.Н. Нанотехнологии// http://www.portal-slovo.ru/impressionism/39117.php

[4] Балабанов В. И. Нанотехнологии. Наука будущего. М., 2009, с. 55.

[5] Материал из Википедии – свободной энциклопедии//http://ru.wikipedia.org/wiki/Нанотехнология.

[6] XIV. Основы социальной концепции РПЦ. Светские наука, культура, образование. //http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

[7] Нанонравственность//http://religion.ng.ru/events/2008-03-05/3_nano.html

[8] Цит по: Фома. Православный журнал для сомневающихся. №3, М., 2009, с.8.

[9] Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 15, п. 21. М., ТСЛ. 1904, с. 121.

[10] http://www.transhumanism.org/index.php/WTA/index/

[11] Соловьев. М.В. Научный иммортализм и перспектива физического бессмертия.//

http://sufism.ru/barzah/next05.htm (14.09.2006)

[12] Феофил Антиохийский. Письмо к Автолику 2, 27/http://www.pagez.ru/lsn/0119.php (14.09.2006) Это не единственное свидетельство, для более подробного ознакомления можно обратиться к статье Буфеева К «Православное вероучение и теория эволюции»// http://www.vselprav.org/paskha3rima/154_155.htm (10.09.2006)

[13] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Изд. 4. ТСЛ, 1900. Ч.2, с. 107.


 Тематики 
  1. Этика   (141)
  2. Религия и наука   (147)