Мусульмане и христиане вместе составляют на Земле более 50%, и если они будут жить в мире, то мы стоим на полпути к миру во всём мире. Мы можем сделать шаг навстречу по укреплению мусульманско-христианской гармонии – рассказывать и пересказывать позитивные истории и воздерживаться от взаимного порицания.
В этой статье я предлагаю напомнить мусульманам и христианам о пророчестве, которое пророк Мухаммед (да будет мир с ним) сделал для христиан. Знание этого пророчества может сыграть огромную роль в отношении мусульман к христианам. Мусульмане в целом уважают превосходство Пророка и пытаются практиковать его учение в жизни.
В 628 году нашей эры делегация из монастыря святой Екатерины пришла к пророку Мухаммеду просить его защиты. Он ответил, предоставляя им хартию прав, которую я приведу ниже в полном объёме. Монастырь святой Екатерины расположен у подножия горы Синай и является старейшим в мире монастырём. Он обладает огромной коллекцией христианских рукописей, подобная которой есть только в Ватикане, и является мировым наследием. Он также имеет старейшее собрание христианских икон. Это сокровищница христианской истории, которая находилась 1400 лет под мусульманской защитой.
Монастырь Святой Екатерины расположен у подножия горы Синай и является старейшим в мире.
Фирман для обители Святой Екатерины*:
* Фирман Мухаммеда (Ахтинаме) — охранная грамота, данная пророком Мухаммедом монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. Фирман гарантирует монастырю неприкосновенность, свободу отправления в нём богослужений, а также предоставляет синайским монахам налоговые льготы. Оригинал документа, написанный на арабском языке и скреплённый отпечатком руки Пророка, хранится с 1517 года в Султанской сокровищнице в Стамбуле – прим. ред.
«Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Это послание от Мухаммеда ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника.
Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесёт им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой.
Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли – пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Верные да не преступят клятвы этой до Судного Дня».
Первое и последнее предложение в хартии имеют решающее значение. Они делают обещание вечным и универсальным. Мухаммед заявляет, что мусульмане с христианами в значительной степени отказываются в будущем ограничиваться только обещанием, данным обители святой Екатерины. Приказывая мусульманам повиноваться этому до Судного Дня, хартия подрывает любые попытки в будущем отменить привилегии. Эти права неотъемлемы. Мухаммед заявил, что все христиане – его союзники и приравнял жестокое обращение с ними к нарушениям заветов Аллаха.
Значительным аспектом в фирмане является то, что он не налагает никаких обязательств на христиан, которые пользуются его привилегиями. Достаточно того, что они христиане. Они не обязаны менять свои убеждения, не облагаются какими-либо налогами, и не имеют каких-либо обязательств. Это хартия прав, но не обязанностей!
Этот документ не похож на современную Декларацию прав человека, но, несмотря на то, что он был создан в 628 году нашей эры, он защищает право на собственность, свободу вероисповедания, свободу в выборе профессии и личностную безопасность.
Я знаю, большинство читателей подумают, что с того? Ответ прост. Те, кто стремится способствовать разногласию среди мусульман и христиан, сосредотачиваются на проблемах, которые делят и подчёркивают области конфликта. Но когда такие источники, как охранная грамота Мухаммеда христианам, выдвинуты на первый план, это помогает в налаживании отношений. Это помогает мусульманам подняться выше религиозной нетерпимости и рождает хорошие чувства в христианах, которые испытывают благоговейный страх перед исламом и мусульманами.
Когда я смотрю на исламские источники, я нахожу в них беспрецедентные примеры религиозной терпимости и сдержанности. Они заставляют меня становиться лучше. Я думаю, что способность искать хорошее и делать хорошее – в каждом из нас. Когда мы подавляем предрасположенность к хорошему, мы отрекаемся от наших основных человеческих качеств. В сезон отпусков, я надеюсь, все мы сможем найти время, чтобы отыскать что-то хорошее в оценке культур и истории других народов.
Доктор Мухтедар Хан – директор исламских исследований в университете Делавэра и научный сотрудник Института социальной политики и взаимопонимания.
Источник: "Переводика"
Ссылка на оригинал: "Al Jazeera Magazine"