В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Мехмет Али Агджа, стрелявший в Папу Римского, снова на свободе

Мехмет Али Агджа. Этот человек стал для большинства турок главным национальным антигероем, не говоря уже обо всем католическом мире. Практически каждая статья, выходящая в местной прессе, или телерепортаж в первых же строках напоминают о злодеяниях Агджи. "Мехмет Али Агджа, убийца главного редактора газеты "Миллиет" Абди Ипекчи и автор покушения на Папу Римского Иоанна Павла II…" – так обычно начинается большинство материалов.

Турецкие обозреватели отмечают, что на место Агджи метят и другие преступники. Например, Огюн Самаст, застреливший несколько лет назад главного редактора армяно- турецкого еженедельника "Агос" Гранта Динка. Но все же неудавшийся убийца римского понтифика вряд ли уступит пьедестал, ведь его жизнь, несмотря на то, что она наполнена злодеяниями, могла бы стать захватывающей кинокартиной.

Агджа родился 9 января 1959 года в деревне Исмаилли в провинции Малатья в небогатой семье. О его ранних годах почти ничего неизвестно. В 1976 году он приехал в Стамбул, где начал учиться в местном университете на экономическом факультете. На втором курсе молодым экономистом завладели идеи крайне правого политического толка, предопределившие его дальнейшую судьбу. Он примкнул к организации "Серые волки". Она была создана в 1968 году и являлась военизированной молодежной организацией, исповедовавшей ультранационалистические и даже профашистские идеи. Основная ее деятельность была направлена на ведение под лозунгами пантюркизма борьбы против существующих в Турции прогрессивных партий и группировок. Террористические и диверсионные акции "Серых волков" отличались особой жестокостью.

Их деятельность стала одной из причин военного переворота 1980 года в Турции. Тогда же большинство лидеров экстремистов были арестованы, а организация перебралась за границу, где, по некоторым данным, действует и сейчас в виде различных турецких обществ и федераций.

Но до 1980 года у Агджи еще было время, и он, наверное, не предполагал, как накануне военного переворота перевернется его жизнь.

1 февраля 1979 года возле своего дома был убит Абди Ипекчи. Следователи до сих пор не могут ответить на большое количество вопросов в связи с этим преступлением. Действовал Агджа в одиночку или в составе группы? Если в составе группы, то кем были остальные убийцы, и кто спланировал покушение? Агджа молчит или называет себя невиновным и дает противоречивые показания, впоследствии отказываясь от них. Высказывается даже мнение, что он вообще непосредственно не причастен к убийству, а является подставным лицом.

Однако факт остается фактом: спустя пять месяцев после убийства полиция задержала Агджу. Прокуратура не удовлетворила запрос следствия о дополнительном времени для разбирательства, и "серый волк" был помещен в военную тюрьму. Ипекчи был видным журналистом, а газета "Миллиет" всегда была прогрессивным и смелым изданием и занимала первые строчки в рейтингах популярности. Главред, по некоторым данным, занимался расследованием рискованных тем, в частности, темы незаконного оборота оружия, из-за чего и мог быть убит. Но главная оговорка здесь – докопаться до истины в таких делах практически невозможно.

Обозреватель "Миллиет" Гюнери Дживаоглу вспоминает, как общался с Агджой в тюрьме после покушения на Папу Римского. Заключенный тогда заявил, что изначально был против убийства Ипекчи. "Сначала был план его похитить, потому что убийство могло спровоцировать гражданскую войну в Турции. Но похищение было сложным делом, и в итоге все же решили убить Ипекчи", – сказал тогда Агджа. Дживаоглу отмечает, что его собеседник признал то, что "убийца журналиста виновен в преступлении", но указал, что это – "военное преступление". Добиться конкретных объяснений от Агджи было тогда тяжело. Он заявил, "убийцы Ипекчи и те, кто заставил это сделать и принимал решения, на свободе, и их невозможно поймать".

Между тем, Агджа, получивший 10 лет, отсидел только полгода в тюрьме. Ему помогли бежать его подельники по "Серым волкам", в том числе Абдуллах Чатлы, который считается одним из организаторов ряда диверсий и убийств. Имя этого человека постоянно сопровождает Агджу. "Послужной список" Чатлы, привыкшего жить по подложным документам, впечатляет. Он был тесно связан с итальянскими экстремистами и радикалами, участвовал в пяти акциях против армянской террористической организации АСАЛА. В 1984 году был арестован во Франции и осужден на 4,5 года тюрьмы. Бежал из швейцарской тюрьмы, несколько раз был задержан с фальшивыми паспортами. Он также вел активную деловую жизнь, владел шестью предприятиями в Стамбуле. В 1996 году погиб в ДТП в Турции. По словам Агджи, Чатлы проходил спецподготовку у южноамериканских экстремистов. Однако, как считается, главную свою роль Чатлы исполнил при подготовке покушения на Папу Римского. Кстати, во время следствия он фигурировал в деле как свидетель и заявил тогда, что Агджа является "болгарским агентом".

После побега Агджа, заочно приговоренный уже к высшей мере, провел полтора года в Болгарии. 13 мая 1981 года он появился на площади Святого Петра в Риме. Во время проезда кортежа Иоанна Павла П террорист появился из толпы, выхватил пистолет и ранил понтифика в живот и руку. Полиция немедленно схватила Агджу, который наблюдал, как знаменитый автомобиль понтифика быстро увозит истекающего кровью Иоанна Павла II.

В рамках расследования Агджа 128 раз давал показания и был приговорен к пожизненному заключению в итальянской тюрьме. Впоследствии этот срок был снижен до 30 лет, а сам понтифик спустя четыре дня после покушения простил Агджу. В декабре 1983 года Иоанн Павел II совершил сенсационный поступок – он лично встретился со своим неудавшимся убийцей в тюрьме, где между ними состоялась беседа.

Тогда, после покушения, весь мир услышал странные и скандальные заявления Агджи. На суде он сообщил, что не являлся убийцей Ипекчи, а "только актером". В отношении покушения на Папу Римского, согласно материалам "Мир уголовного судопроизводства" /Интернет-библиотека "Thomson Gale"/, Агджа заявил, что действовал в одиночку. Позже, отказавшись от этих показаний, он утверждал, что нападение было спланировано болгарской секретной полицией по указанию советского КГБ. Далее и эту версию он опроверг, стал вести себя эксцентрично и объявил себя Иисусом Христом. При этом он обвинил Ватикан в произошедшем покушении. Агджа также заявил, что Ватикан предлагал ему 50 млн долларов, пост кардинала и свободу за то, чтобы он прошел обряд крещения.

По окончании каждого судебного заседания адвокаты обвиняемого передавали журналистам написанные им самим письма. День ото дня в этих посланиях было все больше и больше, мягко говоря, странностей. До 2000 года Агджа находился в итальянской тюрьме, потом его экстрадировали на родину по решению президента Италии.

В январе 2006 года Агджа провел немногим более недели на воле. Тогда за примерное поведение турецкий суд сократил срок заключения – оставшиеся 7,5 лет – и постановил выпустить его на свободу. Досрочное освобождение вызвало волну возмущения общественности в Турции. Министр юстиции Джемиль Чичек направил его дело в Кассационный суд, который вновь упрятал турецкого "серого волка" за решетку досиживать уже не за покушение на Иоанна Павла II, а за убийство Абди Ипекчи.

Вероятно, сейчас, когда освобожденный террорист отбыл почти весь срок /он отпущен за примерное поведение на несколько месяцев раньше/, он продолжит привлекать к себе внимание, ведь исходя из сделанных заявлений, его цель – продать подороже свои мемуары. Это предположение высказывает, в частности, известный журналист-аналитик Мехмет Али Биранд. "Агджа смотрит не в сторону Турции, а на европейский рынок. Выходя из тюрьмы, он знал, что внимание мировой общественности будет приковано к нему. Оказавшись на свободе, он говорил не по-турецки, а по-английски", – отмечает Биранд. По его мнению, это сделано для того, чтобы продать свой товар, в первую очередь, итальянской и европейской прессе.

Освобожденный Агджа сделал заявление. Адвокаты распространили его письмо на английском языке. В нем Агджа, помимо прочего, предрек "конец света". "Мир будет уничтожен в этом столетии. Все живое погибнет. Я же истинный Христос", – сообщил он. Позднее юристы собрали в Стамбуле пресс-конференцию, где зачитали новое обращение своего клиеньа. "Я, Мехмет Али Агджа, не виновен, я проклинаю любые проявления терроризма и проповедую культуру любви к людям", – говорилось в послании.

Бывший "серый волк" обрушился с критикой на лидера курдских сепаратистов Абдуллаха Оджалана, назвав его "виновным в 50 тысячах смертях коммунистическим чудовищем". "Коммунистические группировки, требующие освобождения Апо /партийная кличка Оджалана/, говорят, "пусть будет казнен невинный Агджа", – пишет он. В письме также указывается, что у Агджи "нет никаких связей с официальными или неофициальными структурами в Турции", а соответствующие обвинения в его адрес "безнравственны". Террорист заявил также, что в течение двух лет докажет, используя исторические документы Ватикана, то, что он является "единственным и вечным мессией". "Весь мир в этом столетии будет уничтожен. Я докажу это", – указывает Агджа.

Говоря о планах Агджи на дальнейшую жизнь, стоит отметить, что он уже получил крупное предложение на 8 млн долларов за свою историю от Голливуда. "Информация о предложении Голливуда правдива. Однако пока еще ни с одной газетой или компанией контракт не подписан", – сказал его адвокат Йилмаз Обошоглу. Еще до выхода из тюрьмы бывший "серый волк" направил британской газете "Санди Таймс" письмо. В нем помимо утверждения о своем мессианстве и планах написать "идеальное Евангелие", Агджа заявил, что "огромный интерес" к фильму и телевизионному документальному проекту о его жизни проявляют ряд стран – от Японии до Канады. Он также сообщил о намерении написать вместе с американским писателем Дэном Брауном, автором бестселлера "Код да Винчи", книгу "Код Ватикана", а затем на ее основе снять полнометражный фильм.

Европейские книгоиздатели, которые проявили интерес к мемуарам Агджи, считают, что стоимость прав на их издание может достичь 3 млн долл. "Однако для этого он должен рассказать всю правду, с новыми фактами", – отметил, в частности, итальянский издатель Франческа Алиберти.

"Если смотреть в суть вещей, – говорит Биранд, – в личности Агджи нет ничего исключительного, но у него есть две важные истории". По его словам, во-первых, американскую и европейскую публику заинтересует информация о том, "был или не был на самом деле заговор русско-болгарских коммунистов в деле о покушении на Папу Римского". "И хотя коммунистическая система рухнула, интерес к этой теме не исчез", – констатирует журналист.

Во-вторых, "католический мир в крайней степени заинтересуется заявлениями Агджи о своем мессианстве и скором конце Света". "В мире много людей говорят, что они пророки, но никто не привлекает столько внимания, сколько Агджа. В христианском мире любят рассказы о заговорах и тайнах в религиозной сфере", – считает Биранд. Он, однако, заключает, что, хотя Иоанн Павел П и простил Агджу, для турок "он навсегда останется убийцей Абди Ипекчи".

Выход террориста из тюрьмы вызвал волну возмущения среди большой части турецкой общественности и ряда политиков. Газета "Тудейс Заман" /ТЗ/ напечатала статью "Мистер Агджа, или как Турция научилась не волноваться и полюбила своих убийц" /по аналогии с известным фильмом Стенли Кубрика периода "холодной войны" "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу"/. "Турецкие СМИ превратили выход на свободу Мехмета Али Агджи, убившего турецкого журналиста Абди Ипекчи и ранившего понтифика Иоанна Павла П, в цирк. Десятки репортеров сопровождали стрелка до его гостиничного номера, как будто наблюдая за историческим событием", – пишет издание. Действительно, внимание объективов было сосредоточено 18 января только на Агдже. У тюрьмы его встречала армия репортеров, группа сторонников скандировала лозунги и играла на дудках и барабанах. Были там и военные, которые сразу же отвезли Агджу на медкомиссию в связи с подозрением в уклонении от военной службы. Выданное ранее заключение о негодности по каким-то причинам не было утверждено в минобороны. Врачи подтвердили, что вышедший на волю бывший террорист является в высокой степени асоциальной личностью.

Все это время репортеры пытались не терять его из виду, сделав героем дня. ТЗ отмечает, что выход Агджи вновь внес в повестку дня турецкой общественной жизни вопросы журналистской этики. Депутат от Народно-республиканской партии Джанан Арытман заявил, что "пресса превращает убийц в героев". "Этот примитивный человек /Агджа/ таким образом сподобит тысячи молодых людей стать бандитами, из-за популярности", – констатировал депутат. Такой вывод подтверждают ряд турецких психологов и психиатров.

Главный редактор телеканала "Фокс ТиВи" Доган Шентюрк, заявил, что "изображение Агджи в качестве героя заставит Ипекчи перевернуться в гробу". "Выход на свободу может квалифицироваться как новостной повод, но показывать все подробности того, где он поел и куда поехал ночевать, неправильно. Вы не сможете изменить реальность того, что Агджа – убийца", – указал он.

Но самые яростные протесты пришли от преданных читателей "Миллиет". Они засыпали редакцию газеты письмами о том, что не хотят ни видеть, ни слышать, ни читать об Агдже, настолько ненавистной стала для них его личность. Руководство издания не могло не упомянуть о выходе на свободу бывшего "серого волка", но постаралось свести к минимуму информацию о нем, вплоть до того, что помещала фотографии с Агджой перечеркнутые или закрытые черными полосами так, чтобы не было видно лица.

Пока не известно, останется ли Агджа в Турции, где его не хотят видеть. Его адвокаты сообщили, что он рассматривает вариант переезда в Италию, утверждая, что "Ватикан не будет против", или в США, где он уже начал налаживать связи с местными журналистами. "В Турции мне находиться небезопасно. США кажутся наиболее разумным местом жительства", – указал Агджа, отметив, что на родине он боится возможных акций со стороны "фанатиков и сумасшедших".

Адвокаты также опасаются за его жизнь. Тем не менее, пока пока он находится в Стамбуле, отдыхает на вилле у моря. Оттуда, как ожидается, он поедет навестить мать в родной деревне. Что будет потом, не ясно. Агджа заявил, что намерен поехать в Италию помолиться на могиле Иоанна Павла II и встретиться в Ватикане с нынешним понтификом Бенедиктом ХVI. Об интервью, мемуарах и кинофильмах, за счет которых освобожденный планирует обогатиться, уже было упомянуто. Помимо этого, Агджа сообщил, что планирует креститься, доказать в течение двух лет, используя архивы Ватикана, высказанные им пророчества грядущего конца Света и факт своего мессианства. Вероятно, доказав это, он планирует приступить к созданию новой христианской религии, о чем он также заявлял ранее.

Что это? Бред выжившего из ума, спланированная Агджой игра или игра, в которую его заставляют играть, – неизвестно.

Обозреватель "Миллиет" Доган Хепер пишет, что на протяжении 30 лет Агджа так и не ответил на три самых важных вопроса. "Кто дал приказ убить Ипекчи? Кто его убил, если ты сам говоришь, что не делал этого? Кто и зачем заставил тебя стрелять в Папу Римского?", – спрашивает журналист, виртуально обращаясь в Агдже. По его мнению, Анкара должна попытаться пролить свет на эти события, а освобожденный не должен отвечать в стиле "поживем, увидим". Но захочет ли сам Агджа сказать правду и не станет ли она частью новой игры или результатом мнимого или реального сумасшествия? На эти вопросы ответа нет.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Религия как инструмент политики   (163)