- По итогам встречи Папы Бенедикта XVI и президента России Дмитрия Медведева было заявлено об установлении полноформатных дипломатических отношений между РФ и Святым Престолом. Имеет ли этот шаг какое-либо значение для мусульман России?
– Джаннат-Сергей Маркус: Несомненно, имеет, причем позитивное. Это событие лишь по форме протокольно-дипломатическое, но с большими перспективами, в том числе и для уммы нашей страны.
Когда Совет муфтиев России проводил 24 ноября 2005 года, совместно с католиками России, богословскую конференцию, посвящённую 40-летию принятия Декларации Второго Ватиканского Собора "Nostra aetate", обе стороны диалога переживали: почему до сих пор между РФ и Ватиканом нет полного дипломатического взаимодействия?
В ходе дискуссий было отмечено, что наиболее современное, глубоко продуманное и взвешенное понимание ислама христианами дано в наши дни именно католиками, именно в той работе, пиком которой стал документ "Nostra aetate". Мусульмане не скрывают, что это на сегодня самое близкое понимание Единобожия и авраамической общности, которое есть в мире между христианами и мусульманами.
Кроме того, хочется и далее развивать мысли, интуиции, находки столь удачно начатого в середине ХХ века исламо-католического диалога. Ведь это теоретическая база для действий на практике, в социуме – для решения злободневных общих проблем.
- А каким Вы видите участие в этом диалоге православных в России?
– Мы понимаем, что в силу трагической истории России в ХХ веке такая работа просто физически была невозможна. Но ведь никто иной, как великий русский религиозный философ Владимир Соловьёв вдохновил католиков ХХ века на тот путь, которым они прошли: от эксклюзивизма и агрессивности "крестовых походов" к осознанию авраамического единства.
- Но ведь именно Папа Бенедикт XVI изменил складывавшийся при его предшественнике вектор диалога, чем вызвал возмущение в исламском мире?
– Да, позиция Папы всегда важна. Но всё же его личное мнение и отдельные выступления – это не доктринальные решения Вселенского Собора. Кроме того, Папа Бенедикт приложил немалые усилия, чтобы уладить конфликт, даже вызвал на личные собеседования видных мусульманских богословов и в целом – нет худа без добра! – стимулировал новый виток диалога. Католики и мусульмане не в идиллических отношениях, но (чего, увы, пока нет у нас в России) там люди разговаривают друг с другом, и на серьёзном уровне, а не языком облегчённой публицистики. Есть люди, способные говорить и говорящие на языке подлинных богоискателей, мистиков, боголюбов.
- И Вы ожидаете, что теперь подобный уровень диалога станет возможен и в России?
– Смиренно ожидаю и дерзновенно действую в этом направлении. Справедливо сказано на исходе трагического ХХ века: "Без диалога религий не будет диалога цивилизаций, а без диалога цивилизаций не будет мира на земле". В применении к нашей стране всё более очевидным становится, что без подлинного диалога ислама и христианства у России просто нет будущего. Во всех религиозных группах, по обе стороны – полное невежество друг о друге, часто переходящее во враждебность. Этим удачно пользуются все, кто желает расколоть страну по конфессиональному водоразделу. И временами это получается, порождая волны исламофобии, ксенофобии, сепаратизма и экстремизма.
Однако оптимизм вселяет то, что новый Патриарх РПЦ МП открыт к диалогу с католиками. Мусульмане не вправе входить внутрь этого диалога, но надеются, что он (наряду со многим прочим) даст добрые плоды и для внутрироссийского диалога православных с мусульманами. Ученики митрополита Никодима (Ротова), думается, не смогут оставить втуне наследие Владимира Соловьёва, не развить его поиски в русле "философии Всеединства".
Хочу напомнить, что современником Соловьёва был татарский улем Муса Бигиев (1873-1949), который в своей богословской теории "всеохватности Божьей милости" ("рахмат илахия гомумияте") изложил принципы корректного отношения ислама к последователям других религиозных учений. А сегодня его последователь, шейх Фарид Асадуллин, не устаёт подчёркивать духовную близость Соловьёва и Бигиева, указывает, что Бигиевым было творчески переосмыслено наследие средневековых исламских учёных Абу Язида Бистами, Джунайда Багдади и Зун-Нуна Мисри. О чём всё это говорит? Мы – наследники Соловьёва и Бигиева, именно у нас в России в канун бесчеловечной большевицкой авантюры лучшие умы вышли на такой уровень осмысления, который нам только предстоит освоить и раскрыть!
Возвращаясь к Вашему первому вопросу, скажу просто: установление дипотношений между РФ и Ватиканом – это единственно возможная в цивилизованном мире форма общения между государствами. Потребность в этом назрела давно, а наши великие умы прозрели её сто лет назад. Наша задача теперь – восстановить духовную преемственность и интеллектуальный уровень, достойный наших великих традиций, государственных и религиозных. И идти дальше.
Беседовал Сергей Марков
Источник: "Портал-Credo.Ru "