В России может появиться религиозная организация, сопоставимая по степени влияния с Русской православной церковью. Мусульманское духовенство, которое в 1990-е годы раскололось на три конкурирующие структуры, выразило готовность начать переговоры о воссоединении. Учитывая, что более 20 млн наших сограждан считают себя приверженцами ислама, объединенная умма (мусульманская община) России обещает стать весьма значимой силой.
Как пояснил вчера председатель Духовного управления мусульман Татарстана, муфтий Гусман хазрат Исхаков, решение о слиянии трех основных мусульманских структур страны – Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), Совета муфтиев России (СМР) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) – должны принять съезды этих организаций. "Согласно уставам мусульманских организаций лишь съезд является их высшим руководством", – пояснил Исхаков. Сама подготовка к воссоединению может занять около полугода – об этом заявил инициатор процесса, глава ЦДУМ муфтий Талгат Таджуддин.
В минувшую субботу в Уфе Таджуддин провел первую встречу с лидерами двух других мусульманских структур – главой Совета муфтиев Равилем Гайнутдином и руководителем КЦМ Северного Кавказа Исмаилом Бердиевым. По итогам беседы было решено создать рабочую группу и согласительную комиссию, которые начнут подготовку к объединению. В рабочую группу войдет по два человека от каждого объединения, в согласительную – восемь, сообщил позднее вакиль (управляющий делами) Духовного управления мусульман азиатской части России, глава Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов.
Муфтий Талгат Таджуддин не только озвучил объединительную инициативу, но и уже сейчас заявил о том, кого он хотел бы видеть в руководстве будущей единой организации правоверных. По его мнению, пост главного шариатского судьи мог бы занять глава северокавказских мусульман Исмаил Бердиев, самому себе Таджуддин определил роль шейх-уль-ислама – старейшины мусульманской общины. Что же касается верховного муфтия России, то на этом посту Талгат Таджуддин хотел бы увидеть председателя Совета муфтиев, своего ученика Равиля Гайнутдина. Последнее заявление выглядит весьма любопытным, если учесть, что в начале и середине 1990-х, в период раскола и противостояния различных мусульманских организаций, у двух муфтиев были довольно сложные отношения.
Далеко не все представители исламского духовенства согласны с той схемой объединения, которую предложил глава ЦДУМ. Руководитель входящего в Совет муфтиев России Духовного управления мусульман Тюменской области Галимжан Бекмуллин, в целом поддержав идею объединения, заявил в среду, что это предложение необходимо серьезно скорректировать. "В центре Таджуддин поставил себя, тем самым обозначив свое верховенство над всеми остальными. Такого не должно быть", – заявил муфтий Бекмуллин религиозному интернет-порталу "Ислам.ру", подчеркнув, что объединение не должно создаваться под конкретных людей. "Верховный муфтий, и главный казый (шариатский судья), и все другие руководящие должности структур единого Духовного управления мусульман России должны избираться свободным волеизъявлением на всеобщем съезде мусульман, – уверен Бекмуллин. – Должности "старейшины", который стоит в центре, я считаю, вообще не должно быть. По мнению главы Духовного управления мусульман Татарстана Гусмана хазрата Исхакова, если съезды духовенства выскажутся в пользу единой структуры с верховным муфтием во главе, то при нем обязательно должен быть создан коллегиальный орган – высший совет муфтиев.
Кто бы ни стал верховным муфтием "всея Руси", его не следует воспринимать в роли некоего "исламского патриарха", пояснил управделами Духовного управления мусульман азиатской части России Абдул-Вахед Ниязов. "Ислам – это демократическая религия, – подчеркнул он. – У нас всегда есть разномыслие".
Первым инициатором объединения разномыслящих российских мусульман, как ни странно, стал православный самодержец. В 1789 году императрица Екатерина II своим указом учредила Оренбургское магометанское духовное собрание. В 1944 году было образовано Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), которое в 1990 году возглавил муфтий Талгат Таджуддин. В 1992 году, после распада Советского Союза, ДУМЕС было преобразовано в Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ). Однако в августе того же года начались расколы – отделились духовные управления мусульман Татарстана и Башкирии. В 1996 году, после религиозного "парада суверенитетов", региональные духовные управления, не признавшие верховенство ЦДУМ, объединились в Совет муфтиев России, во главе которого встал муфтий европейской части РФ Равиль Гайнутдин. Три года спустя лидеры северокавказских мусульман образовали собственную организацию – Координационный центр. Теперь же, по мнению г-на Ниязова, "мусульмане как никогда близки к объединению". Тем более, добавил глава Исламского культурного центра, именно теперь государство заинтересовано в мусульманской умме как в серьезном партнере.
Михаил МОШКИН "Время Новостей"
Источник: Интерфакс-Религия