Встреча Патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским возможна, но лишь при условии, если это мероприятие «будет хорошо подготовлено». С таким заявлением в воскресенье выступил «министр иностранных дел» РПЦ, глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев). Поводом для возвращения к давно обсуждаемой теме стало повышение уровня светских дипломатических отношений между Россией и Святым Престолом. Как известно, в четверг во время встречи президента Дмитрия Медведева с папой Бенедиктом XVI глава российского государства принял решение преобразовать представительство РФ в Ватикане в посольство при папском государстве. Комментируя решение президента, в тот же день владыка Иларион от имени Московской патриархии заявил, что «можно только приветствовать этот шаг российского государства».
С одобрением отозвавшись о дипломатических контактах российского лидера с главой Римско-католической церкви, официальные представители РПЦ традиционно напомнили о неснятых проблемах в межцерковных отношениях. «Как известно, Ватикан является государством. И в данном случае Россия предложила повысить статус отношений между Москвой и Ватиканом до уровня обмена послами», -- пояснил зампред ОВЦС иеромонах Филипп Рябых. Для сравнения, Соединенные Штаты установили дипотношения с государством Ватикан в 1984 году. У России же гораздо более давняя, хотя и сложная история официальных отношений с папским престолом. Дипломатические отношения между Российской империей и Ватиканом были впервые установлены в 1817 году и дважды разрывались—в 60-е годы XIX века и в 1917 году. В 1990-м отношения были возобновлены на уровне официальных представителей. С 2003 года пост представителя Святого Престола в России в ранге апостольского нунция в Москве занимает архиепископ Антонио Меннини. Высокую роль монсеньора Меннини в улучшении православно-католических отношений отметил секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Игорь Выжанов. Он же подчеркнул: священноначалие РПЦ надеется, что президентский указ о повышении уровня дипломатических связей с Ватиканом внесет вклад не только в межгосударственные, но и в межцерковные отношения.
Таким образом, глава светской власти стал своеобразным катализатором диалога двух церквей. Заметим, что это происходит не в первый раз—достаточно вспомнить о роли, которую Владимир Путин, будучи президентом, сыграл в налаживании отношений между РПЦ и зарубежной церковью (что, как известно, увенчалось воссоединением РПЦЗ с Московским патриархатом).
Впрочем, отдавая должное решению г-на Медведева, иерархи церкви дают понять, что встречу главы крупнейшей христианской церкви и предстоятеля самой крупной конфессии России нельзя организовать столь же легко, как отправку посла в папское государство. Межцерковные проблемы, как напомнил архиепископ Иларион, выступая в субботу в эфире телеканала «Россия», нужно разрешать «иными средствами, которые не решатся просто путем установления дипломатических отношений». О камнях преткновения, препятствующих межцерковной встрече на высшем уровне, говорилось неоднократно. В первую очередь это проблема Западной Украины, где с начала 90-х и до сих пор существует напряженность во взаимоотношениях между священниками и паствой православной и униатской церквей.
«Мы ожидаем от Ватикана, от Римско-католической церкви конкретных шагов, которые показали бы, что есть желание идти навстречу, есть желание залечить те раны, которые были нанесены тяжелейшим периодом начала 90-х годов, когда более 500 православных храмов были насильственно захвачены греко-католиками, а православные верующие были оттуда изгнаны, -- озвучил официальную точку зрения РПЦ владыка Иларион.—И мы предлагаем конкретные пути решения тех проблем, которые существуют».
Вместе с тем православные иерархи отмечают, что некоторые подвижки в отношениях Москвы и Ватикана все же налицо. Если о разрешении канонических споров на Украине говорить пока рано, то в самой России Ватикан приостановил свою «экспансию» -- напомним, что в конце 90-х—начале 2000-х в России были учреждены епархии католической церкви без предварительного согласования с РПЦ. В таких условиях российская власть поступала мудро, воздерживаясь от дипломатических отношений с Ватиканом, отметил замглавы ОВЦС иеромонах Филипп Рябых. Теперь же ситуация, «которая характеризовалась наличием католического прозелетизма, переломилась, и католические структуры на территории России открыты к взаимодействию с Русской православной церковью—с церковью большинства», констатировал о. Филипп. Он призвал не забывать и о том, что позиции двух церквей по общегуманитарным вопросам, будь то социальные проблемы или «общее понимание концепции образования в современном мире», зачастую совпадают. Не следует забывать и о том, что нынешние главы католической и православной церквей, в отличие от их предшественников, уже встречались, будучи «простыми» кардиналом и митрополитом.
Михаил Мошкин
Источник: "Время новостей "