В общественно-религиозной жизни Израиля разразился очередной скандал. В свет вышла книга раввина Ицхака Шапиро «Закон Царя» («Торат га-Мелех»). Раввин, возглавляющий йешиву «Од Йосеф Хай» («Праотец Иосиф с нами») в поселении Ицхар на Западном берегу Иордана, посвящена взаимоотношениям евреев с иными народами.
Эта книга предназначена для сугубо религиозных евреев, так как в ней обсуждаются теоретические вопросы еврейского закона (Галахи), однако из-за нескольких спорных ее фрагментов книга уже стала предметом общественного обсуждения в Израиле, а впоследствии, возможно, станет предметом юридического разбирательства.
На протяжении 230 страниц книги раввин Шапиро и его соавтор раввин Элицур обсуждают вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах допустимо убийство нееврея. Отметим, что книга открывается жесточайшим запретом «на убийство ни в чем не повинных людей без всякой связи с их религиозной или национальной принадлежностью». В то же время отмечается, что «в случае нарушения семи заповедей Ноя нет запрета на убийство такого человека». Поясним, что семь заповедей Ноя, согласно иудаизму, – это заповеди, которые обязаны соблюдать все народы в отличие от 613 заповедей иудаизма, наложенных исключительно на евреев. Среди семи заповедей Ноя: кровопролитие, идолопоклонство, присвоение чужого и т.д. Подчеркивается, что самосуд запрещен в любом случае, но убийство допускается лишь «после решения судебной системы, решающей вопросы нарушений семи заповедей Ноя», то есть духовного суда.
Еще одна ситуация, в которой, по мнению авторов книги, допускается убийство, – это «ситуация, при которой существует реальная опасность еврею, или этот человек оказывает помощь тем, кто несет опасность для Израиля». Отметим, что подобные доводы звучали 15 лет назад после побоища, учиненного в Пещере Праотцев в Хевроне Барухом Гольдштейном, застрелившим 29 арабов.
Отмечается, что, несмотря на общий запрет самостоятельной инициативы, по мнению авторов книги, существуют «исключения, допускающие самостоятельные действия».
Особое место уделяется в сочинении вопросу об убийстве ради возмездия. «Чтобы победить зло, необходимо ему мстить и вести себя по принципу возврата равной мерой за содеянное», – утверждают авторы книги. «Возмездие – это та форма поведения, которая превращает содеянное зло в невыгодное. Да, иногда совершаются жестокие поступки, однако они продиктованы желанием покарать зло», – заявляют раввины Шапиро и Элицур.
Несмотря на то что в книге речь идет о взаимоотношениях евреев с «неевреями вообще», всем, кто читает эту книгу, очевидно, что под неевреями понимаются палестинцы, с которыми Израиль находится в состоянии постоянной войны. В этом контексте отметим, что йешива «Од Йосеф Хай» находится в одном из наиболее конфликтных районов, даже по меркам поселенцев Западного берега. Там регулярно вспыхивают инциденты и стычки между поселенцами и местными арабами.
Авторы книги заявляют, что в своем сочинении опирались на источники в еврейском законе (Галахе). Однако в религиозном мире Израиля не все разделяют такую трактовку еврейского закона. Отметим, что и сама йешива, и ее глава являются маргинальными фигурами среди религиозных израильтян. Достаточно сказать, что ведущие раввины решили просто никак не реагировать на эту книгу и на развернувшийся скандал. Характерен комментарий депутата израильского парламента от религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» Ури Орбах: «Будет лучше, если раввины, вместо того чтобы заниматься вопросами, убивать или не убивать арабов, занялись вопросом, как жить евреям».
В свою очередь, раввин Шмуэль Шатах, представляющий либеральное направленние в религиозном сионизме, заявил, комментируя выход в свет книги, что «заповедь «не убий» ясна и понятна». «Она состоит всего из двух слов именно для того, чтобы ее нельзя было трактовать иначе, опираясь на фальсификацию еврейских источников, – сказал раввин Шатах. – Вопросы морали и этики во время войны крайне важны, однако они должны проясняться с максимальной осторожностью и под каждой строчкой должно быть написано, что полномочия на действия есть исключительно у государства, но никак не у частных лиц».
Вместе с тем израильские политики не упустили шанса раздуть очередной скандал. Один из депутатов парламента поспешил обратиться в прокуратуру с требованием начать расследование против авторов книги по подозрению в подстрекательстве к убийству. Сам раввин Шапиро заявил в интервью религиозному интернет-сайту, что он вообще не знает о том скандале, который развернулся вокруг его имени. «Я не подключен к Интернету, не читаю газет, не слушаю радио, и поэтому весь шум проходит мимо меня», – заявил он.
В окружении автора книги заявляют, что не опасаются уголовного преследования. «Раввин представил свое толкование Галахи, в Израиле за это не преследуют», – сказал один из учеников йешивы, которую возглавляет Ицхак Шапиро.
Как уже отмечалось выше, в национально-религиозном движении подобные взгляды находятся далеко за границами любого общественного консенсуса. Даже на фоне раскола, возникшего в отношениях между государством и национально-религиозным движением после разрушения еврейских поселений в Газе, подобная трактовка Галахи осталась уделом маленькой группы маргиналов. В Израиле, кстати, отлично это понимают, и скандал затих так же быстро, как и начался. Для сравнения отметим, что дискуссия вокруг отказа религиозных военнослужащих принимать участие в демонтаже форпостов и депортации еврейских поселенцев из сектора Газа и Западного берега стала темой, которая несколько дней не сходила с передовиц израильских газет. Скандальная книга раввинов Шапиро и Элицура такого успеха не имела. На сегодняшний день она распространяется исключительно в Интернете и, судя по всему, не пользуется заметным спросом.
Давид бен-Зеэв – израильский журналист, Иерусалим
Источник: "НГ-Религии"