В Российской Академии Наук прошла международная научная конференция «Россия – Италия: Этико-культурные ценности в истории». Эта конференция, уже вторая, посвящена вопросам этико-культурного развития Италии и России. Первая подобная встреча, рассматривавшая историю данного вопроса, прошла в 2007 году в Италии. На этот раз ученые различных специализаций собрались в зале «Ротонда» для обозрения многовекового межэтнического взаимодействия двух стран и для обсуждения перспектив совместной научной деятельности; также было подписано соответствующее соглашение.
В роли организаторов Конференции, помимо Института всеобщей истории РАН, выступили Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата и Российский государственный гуманитарный университет. Со стороны иностранных коллег был представлен Университет Неаполя им. Фридриха II.
Открылась встреча вступительным словом Архиепископа Неаполя, кардинала Крешенцио Сепе, который, приветствуя собравшихся, передал участникам встречи «сердечный привет». В своей речи кардинал поделился своими воспоминаниями и первыми впечатлениями о Москве, полученными во время его встречи со святейшим патриархом Алексием II и передачи последнему ценной реликвии – частиц мощей святого Януария в качестве жеста дружбы Церквей. «Невозможно забыть, стереть из моей памяти приезд Москву», – сказал кардинал. Выразив далее сожаление о том, что далеко не все уроки истории усваиваются, пожелал собравшимся избежать этого на открывшейся конференции, посвященной как раз вопросам истории.
Приветствие директора Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьяна было зачитано, так как сам академик принять участие в работе конференции не смог. В прозвучавшем докладе было кратко упомянуто о первой подобной конференции, прошедшей, по мнению автора, весьма успешно, что и обусловило тему данной встречи.
Профессор Гуидо Тромбетти, приветствуя собравшихся, был весьма краток. В нескольких словах рассказал о старейшем в Мире ВУЗе (университете им. Фридриха II), ректором которого он является. Отметив, что различные аспекты темы, обсуждаемой в этот день, изучаются его студентами на различном уровне, пожелал всем успеха.
О несомненной важности проходящей конференции, проводимой двумя институтами под эгидой РАН, заявил посол Италии в Российской Федерации Витторио Клаудио Сурдо, содержание речи которого было сведено к выявлению общности в многокультурных и мобильных обществах двух государств, а также возросшей роли и значению религиозного элемента во взаимодействии с государством. Посол выразил мнение, что «наша эпоха войдет в историю как эпоха, ставящая вызовы. Вызовы, которые ставит этика перед политикой». По его словам, «двусторонние отношения и схожесть наших стран» дают серьезное основание для развития взаимодействия России и Италии. Также посол отметил, что «при полном осознании принадлежности к одной культуре, следует выделить следующие общие черты наших стран:
– многосторонность (в первую очередь дипломатических отношений);
– культурная схожесть наших стран. Особенно тут выделяется следование России за Италией в архитектуре;
– духовная составляющая: почитание святителя Николая Чудотворца. Витторио Сурдо заявил, что правительство Италии со своей стороны намерено поддерживать прочные духовные связи с Россией и передаст ей комплекс святителя Николая в Бари».
Представитель Святого Престола в Российской Федерации Антонио Меннини выразил надежду, что подобные конференции, рассматривающие общность культурных истоков Европы, станут традиционными. Архиепископ отметил значимость Италии в вопросах культурного европейского влияния. Г-н Меннини в подобных заседаниях видит «хорошую перспективу для работы на международном уровне и возможность расширения взаимодействия».
Совсем кратким получилось приветствие директора Итальянского Института культуры Альберто Ди Мауро, который акцентировал внимание на культурном диалоге этики, говоря, что «поиск разного обобщает нас». Он также подчеркнул, что «межкультурный диалог может продолжаться только со взаимным проникновением культур».
С достаточно серьёзным и обширным докладом «Наука и будущее» выступил ректор университета им. Фридриха II Гуидо Тромбетти. Профессор подошел к рассмотрению науки как сети социального взаимодействия, сравнив ее с картиной, собираемой из пазлов. Г-н Томбетти отметил важность возможности практического приложения науки, сказав, что «современный ученый не должен жить в башне из слоновой кости, но заниматься конкретной коммуникативной работой». Основную часть выступления занял анализ критериев научной работы, среди которых профессор Гуидо выделил особую важность необходимости расстановки приоритетов и выделения вторичных задач, «без чего можно легко потеряться в работе, не имеющей основы». Кроме того одним из важнейших факторов научной работы является умение сочетать значимость самой работы с ее оригинальностью, что весьма сложно. «Если работа значима, то сложно оправдать ее оригинальность. И наоборот – почти невозможно обосновать значимость оригинальной работы», – говорит профессор. Продолжая размышлять, г-н Гуидо отмечает, что если подходить спустя рукава к значимости работы, то большая часть работы будет в холостую. Если же подойти спустя рукава к оригинальности, то работа будет очень сухой, хотя и научной. «Предпочти Эйнштейн значимость работы ее оригинальности, то его труды были бы выброшены в корзину». Г-н Томбетти в своем докладе также отметил: «Наука будущего. Какая она? Ответить на этот вопрос, могу лишь междометием: Хм... Неизвестно какая». Еще одним важным составляющим науки является умение формулировать гипотезы, «без которых наука слепа», «если в голове нет цели, то это пустая трата времени». Еще один важный критерий – критерий любопытства. Подводя итоги выступления, профессор Гуидо еще раз акцентировал внимание на важности практического применения науки и поделился субъективным восприятием науки как таковой (о чем г-н Гуидо Тромбетти более подробно рассказал в интервью для портала Богослов.ру). Г-н Тромбетти завершил свое выступление словами: «Наука для меня – вызов будущего», передав слово другому представителю Университета Неаполя им. Фридриха II.
Профессор Милано Андреа в докладе, посвященном рассмотрению термина «Личность» в исторической разработке концепции, не обошел стороной и вопрос будущего человечества. В ходе выступления были рассмотрены такие сложные вопросы, как «возможность мыслить и говорить о каждом из нас отдельно и о всех сразу», «как определить, что из того, что есть в человеке, составляет суть личности» и др. Идею личности профессор назвал одной из величайших идей в истории человечества. «Личность – это точка единства, которая может и называется личностью». Человек есть личность, а не предмет, первостепенно в силу аксиологической значимости конкретного человека. «В ранние века христианства речь не шла о том, что есть человек – на это давно ответили греки, но речь была о том, что есть индивидуальное в человеке», – говорит профессор. Подводя итоги своего выступления, упомянув «универсальное предстательство пред Богом с вечной бесконечной ценностью человека», г-н Милано сделал следующий вывод: «Только братская любовь может сделать человека личностью, и только братская любовь может сопоставляться с Вечным и Высшим».
Представитель МГИМО Зубов Андрей Борисович зачитал доклад на тему «Писание истории как нравственная проблема». В нем была рассмотрена онтологическая важность истории для всего человечества. По мнению автора, прошлое во многом определяет судьбу рода, равно как это происходит и в семье, а «главная задача истории – дать план жизни той или иной эпохи, чтобы можно было увидеть связь и аналогию с той эпохой». В этом главным параметром можно считать ценностной полюс.
Юсим Марк Аркадьевич, представляющий Институт всеобщей истории РАН, поделился с собравшимися коллегами соображениями на тему «История и мораль». Освящая эту тему, Марк Аркадьевич выдвинул две важные гипотезы: «Для верующего человека основанием морали является вера в Бога, а для атеиста – история» и «Феномен морали сопровождал человечество на протяжении всей его истории... "homo sapiens" можно именовать "homo morale"». Весь дальнейший доклад был построен вокруг тезиса «человек – существо моральное».
Донадио Франческо выступил с докладом на тему «Понятие Европы: исторический опыт и аккумулирование духовных ценностей». В достаточно развернутом культорологическом докладе профессор университета Napoli Federico II не мог не сказать о значимости Римской Империи и Греции в процессе формирования этико-культурного облика Европы. Основная часть выступления имела предметом рассмотрения именно эллинскую культуру с ее универсальным языком, сыгравшую ключевую роль в истории создания культурного образа Европы, а «влияние греческого мышления мы ощущаем до сих пор». Автор также затронул вопрос литературного и философского влияния России в деле «просвещения» Запада, «внесшей весомый вклад в формирование культуры Европы».
Из доклада преподавателя Московской Духовной Академии Пентковского Алексея Мстиславовича слушатели узнали о византийском чинопоследовании таинства брака, а так же о специфике его восприятия в Южной Италии и на Руси в период с IX по первую половину XI вв. Последование действий обрядов обручения и венчания с их трактовкой и юридическим значением таинства в рассматриваемом периоде были представлены довольно подробно. Главным выводом выступления Алексея Мстиславовича стало следующее: «В IX – XI вв. на юге Италии и на Руси в основе чина венчания лежало византийское двухсоставное чинопоследование, но со своими особенностями, взятыми из Фессалоников, которых не было в Константинополе».
Завершилось первое заседание конференции докладом Иццы Паолы «Биоэтика и врачебная деонтология». Автор предприняла попытку всестороннего рассмотрения взаимоотношений между врачом и пациентом, акцентируя внимание на душевных переживаниях последних. Из выступления явно следовало, что в основе «монолинейной» нормы врач – пациент «должен лежать принцип патернализма».
Бушуев Иван Сергеевич
Источник: "Богослов.Ру "