В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Нужен ли третий Храм большинству сегодняшних иудеев?


Как мы уже писали, во время праздника Суккот (Кущи) духовный лидер израильской ультраортодоксии раввин Йосеф Шалом Эльяшев выступил с заявлением о том, что в наши дни евреям запрещено совершать восхождение на Храмовую гору. Поскольку подобные паломничества стали в последние годы весьма популярны у части религиозных сионистов, мне сразу подумалось, что этот демарш иерусалимского старца, скорее всего, не станется без ответа. И вскоре выяснилось, что предчувствие не обмануло: последний номер поселенческого еженедельника "Бе-Шева" анонсировал всеизраильскую конференцию, посвященную восхождению на Храмовую гору.

Если верить рекламе, в предстоящей конференции примет участие весь цвет сионистского раввината: рав Нахум Рабинович, возглавляющий иешиву в иерусалимском пригороде Маале-Адумим, рав Яков Медан из поселения Алон-Швут, рав Дов Лиор из Кирьят-Арбы (еврейский пригород Хеврона), рав Юваль Шерло… Помимо раввинов, свое мнение собираются высказать и политики: правая фракция "Национальное Единство", Ури Орбах из "Еврейского дома" и даже Отниэль Шнеллер из левоценстристской "Кадимы".

Что именно прозвучит во время конференции, пока, естественно, неизвестно. Однако об общем направлении достаточно красноречиво и недвусмысленно свидетельствует ее дата – годовщина восхождения на Храмовую Гору великого раввина и мыслителя Моше бен Маймона (Маймонида).

Национальная и политическая подоплека борьбы за еврейское присутствие на Храмовой горе вполне понятна и очевидна. Но вот с религиозной составляющей, на наш взгляд, все обстоит несколько сложнее. Поскольку, в отличие от других еврейских святынь – могил праотцев в Хевроне, могилы праматери Рахель в Вифлиеме, и др., – Храмовая гора не обладает какой-либо собственной, "имманентной" святостью. Ее значение в иудаизме определяется тем, что это единственное в мире место, где может быть воздвигнут Храм. Поэтому именно здесь были построены Храмы Соломона и Зеубавеля (первый и второй Храмы, разрушенные, соответственно, вавилонянами Навуходоносора и римлянами Тита), а в будущем, как верят иудеи, вознесется третий, последний Храм.

Таким образом, для верующих евреев Храмовая гора важна, в первую очередь, как "стройплощадка" грядущего святилища. Проблема, однако, в том, что чтобы начать строительные работы, сегодня не может быть и речи. Чтобы начать строить, необходимо, прежде всего, снести расположенные на месте бывшего Храма исламские святыни – Золотой Купол и мечеть Аль-Акса. К каким последствиям это может привести – объяснять, думаю, никому не надо.

Впрочем, дело, на наш взгляд, не только в военно-политической ситуации. Проблема гораздо глубже. Перечисляя заповеди еврейской религии, уже упоминавшийся в этой статье, Маймонид писал: "Двадцатая заповедь – повеление возвести Храм для служения, чтобы в нем совершались жертвоприношения и непрестанно горел на жертвеннике огонь". Иными словами, Храм – единственное место на земле: где иудей может совершать жертвоприношения, предписанные Торой: резать быков, козлов и баранов, сжигать на жертвеннике их внутренности, совершать положенные возлияния и воскурения… В отличие от христианства, в иудаизме все эти жертвоприношения считаются обязательными и в наше время. Просто, пока нет Храма, исполнить эти заповеди невозможно.

Но в чем смысл этих заповедей? Ответ на этот вопрос дал все тот же Маймонид (Путеводитель колеблющихся, 3:32). По его мнению, люди поколения дарования Торы были просто неспособны представить себе религию без жертвенного культа. Поэтому Бог снизошел к их слабости и разрешил им приносить жертвы, однако при этом постарался, насколько возможно, минимизировать эту практику: приносить жертвы дозволялось только в одном месте (в Храме), только специальным людям (когенам – потомкам Аарона, брата Моисея) и т.д. Иными словами, для Маймонида жертвоприношения были низшей, "примитивной" формой религиозности (по сравнению с молитвой и, особенно, интеллектуальным постижением Бога). Поэтому, хотя в своих галахических сочинениях философ подробно излагал законы храмовой службы, сильно сомневаюсь, что он испытывал сильный душевный дискомфорт, не имея возможности совершить предписанные Торой жертвоприношения.

"Путеводитель колеблющихся" был написан в XII веке. С тех пор, однако, ничего принципиально не изменилось. В своих молитвах правоверные иудеи регулярно просят о том, чтобы Бог восстановил храмовую службу во всем былом блеске и великолепии. Однако при этом лишь единицы действительно страдают от того, что не могут принести в жертву козла или барана. Подавляющему большинству для полноценной, с их точки зрения, религиозной жизни этого решительно не надо.

Еврейские комментаторы любят повторять, что на иврите слово "жертва" (корбан) происходит от глагола лекарев ("приближать"), поскольку, де, жертвоприношение приближает человека к Богу. Однако на практике это зрелище, скорее, отталкивает. В этом автору этих строк довелось убедиться воочию, посетив на Пасху самаритян, которые, в отличие от иудеев, и сегодня совершают пасхальные жертвоприношения: режут баранов, которых затем жарят на огне и съедают за праздничной трапезой. Вместе со мной это зрелище наблюдали несколько десятков ортодоксальных израильтян. Реакция на вид окровавленных туш, дымящихся над огромными ямами с углями, была единодушной: неужели мы молимся об этом? Неужели это будет и у нас?

В этом смысле весьма показательно современное отношение к Стене Плача – единственному "вещному" напоминанию о святилище. В старину евреи собирались там, прежде всего, для того, чтобы оплакать разрушение Храма. Сегодня же Стена воспринимается либо как главная национальная святыня, либо как место, откуда наши молитвы лучше всего доходят до Бога (отсюда сверхпопулярный обычай вкладывать в щели между камнями записки с просьбами). Около Стены Плача шумно празднуют религиозное совершеннолетие, принимают присягу солдаты израильской армии, фотографируются новобрачные... Что же до разрушенного Храма, то о нём вспоминают разве что 9 ава: те, кто приходят к Стене в этот день, действительно, в основном, читают траурные элегии и молитвы о восстановлении святилища. Однако уже на следующий день всё возвращается на круги своя.

В общем, не стоит обманываться: объективно подавляющему большинству сегодняшних иудеев Храм – по большому счету – не нужен. Соответственно, не нужна и Храмовая гора (с религиозной, а не национальной или политической точки зрения). Поэтому позиция рава Эльяшева (а так же других религиозных авторитетов, придерживающихся того же мнения, например, духовного лидера сефардов рава Овадии Йосефа) выглядит вполне последовательно и логично. В отличие от подхода его коллег-сионистов, ратующих за продолжение и развитие "кошерного альпинизма".


Евгений Левин
Источник: "Портал-Credo.Ru"


 Тематики 
  1. Иудаизм   (64)
  2. Религия и государство   (560)
  3. Религия как инструмент политики   (163)
  4. Израиль   (131)