Пока Русская Православная Церковь борется с настроениями на собственной канонической территории, за пределами этой территории крупнейшая конфессия России проводит линию, которую в советские времена назвали бы «политикой народной дипломатии». Примером тому может служить благословленная Патриархом Кириллом культурная программа, которая проходит в эти дни во многих городах Италии—от Рима до Аквилы, ставшей известной всему миру из-за масштабного землетрясения и благодаря саммиту «большой восьмерки».
«Международный фонд единства православных народов» -- проект, созданный 14 лет назад по благословению предыдущего предстоятеля РПЦ, Алексия II, -- вывез на гастроли в Италию три ведущих столичных хоровых коллектива: камерный хор Московской консерватории под управлением народного артиста России Бориса Тевлина, хор «Орфей» Музыкального училища им. Гнесиных и хор «Классика», созданный при самом фонде.
В патриаршей программе «Голоса православной России», которая в последние годы предстоятельства Алексия II проходила во многих европейских странах (в том числе и неправославных—в Великобритании, Германии и Польше), всякий раз участвовали хоры храма Христа Спасителя и Московской духовной академии. На сей же раз в концертах, большинство которых проходило в католических церквях и соборах, участвовали исключительно светские коллективы. Впрочем, их репертуар включал в себя духовные песнопения, так или иначе имеющие отношение к православной традиции, -- во временном диапазоне от произведений Бортнянского до работ Рахманинова, Прокофьева и современных российских композиторов. «Хотя мы привезли в основном студенческие коллективы, обновляющиеся каждый год, стабильность их мастерства демонстрирует всему миру силу и уровень нашей хоровой школы», -- так аттестовал участников патриаршей программы один из ее организаторов, ректор Московской консерватории, экс-министр культуры Александр Соколов, предваряя первое выступление хоров.
Оно состоялось в расположенной на одном из римских холмов церкви Святой Великомученицы Екатерины—православном храме, открытом совсем недавно: патриарх Кирилл лично освятил церковь весной этого года, вскоре после своей интронизации. К слову, отсюда открывается великолепный вид на Ватикан—до папской резиденции минут пятнадцать ходу. Церковь Св. Екатерины—второй по счету храм РПЦ, открытый в столице мирового католицизма. Первый, ставропигиальный храм Святителя Николая (который долгое время находился в юрисдикции одной из структур «зарубежников» -- Западноевропейской православной архиепископии) был в 2000 году возвращен в лоно Московского патриархата. Всего же в Италии действует около двух десятков приходов РПЦ.
Очевидно, что адресатом благотворительных бесплатных концертов было не столько русскоязычное православное меньшинство, сколько итальянское католическое большинство. Любопытно, что многие культурные акции в рамках нынешней программы проходили в храмах, связанных с именами святых, в равной степени почитаемых католиками и православными: так, официальное открытие патриаршей программы состоялось в римской базилике Сан-Клименте, где похоронен святой Кирилл, первоучитель славян (заметим, что и Климент, Папа Римский, признается православными святым). Не меньшее количество публики пришло и на концерт, состоявшийся во вторник в храме Сан-Никола в Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых на Руси святых.
Секретарь приходов РПЦ в Италии, настоятель храма Св. Великомученицы Екатерины игумен Филипп (Васильцев) в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заметил, что, по его мнению, межконфессиональныий диалог с католической церковью должен развиваться исключительно в практической области, в том числе в области культурных проектов. «Это самая хорошая и самая благодатная почва для такого сотрудничества», -- подчеркнул о. Филипп.
Культурную составляющую было решено усилить политической. Вместе с российскими хористами в Италию прибыли представители МИДа, Министерства культуры, а также главы двух думских комитетов: Григорий Ивлиев, председатель комитета по культуре, и Сергей Попов, возглавляющий комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. «Для того чтобы наши хоровые коллективы смогли приехать в Италию, необходимо было получить согласие министерства культуры этой страны; безусловно, об этом знает и официальный Ватикан», -- подчеркнул г-н Попов, общаясь с журналистами после концерта во флорентийской церкви Сан-Стефано. По словам депутата, в известность был поставлен и сам Бенедикт XVI—не исключено, что глава ОВЦС Иларион (Алфеев) проинформировал об этом Святой Престол во время недавней встречи с понтификом.
«Это был достаточно длительный, сложный переговорный процесс, который требовал согласования многих моментов, параллельно работало и российское Министерство культуры и МИД РФ—без государственной, правительственной поддержки эти концерты не могли бы состояться», – подчеркнул г-н Попов.
По мнению депутата, несмотря на то, что межцерковный диалог приносит явные плоды, пока явно преждевременно говорить о возможности встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси (которую прогнозировали еще во времена понтификата Иоанна-Павла II и патриаршества Алексия II).
Михаил Мошкин, Флоренция
Источник: "Время новостей"