В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Проблема изменения конфессиональной идентичности в современном Египте

Ряд проблем коптской общины, широко освещаемый в СМИ, связан со сменой религиозной принадлежности (переход из христианства в ислам и наоборот).

Что касается перехода мусульман в христианство, то этот процесс осложнен несколькими проблемами. В первую очередь, проблематична легитимность такого перехода, так как шариат, являющийся основным источником законодательства АРЕ, запрещает мусульманам менять свою религию, утверждая, что вероотступничество для мусульманина – смертный грех[1]. Вероотступник, согласно египетскому законодательству, теряет права наследования, родительские права, его/ее брак аннулируется[2].

Мусульманину, сменившему религиозную принадлежность, может быть предъявлено обвинение по статье «вероотступничество» или «оскорбление религии». Можно отметить, что подобным обвинениям в Египте подвергся также целый ряд религиозных и светских мусульманских интеллектуалов, которые были объявлены вероотступниками за критику ислама или исламских институтов[3].

Проблема была актуальна уже в 1980-е. Тогда о. Закарийя Бутрус вдохновил около 500 мусульман обратиться в христианство. Его деятельность была расценена как прозелитизм, в начале 1980-х его дважды заключали в тюрьму, после чего он был вынужден покинуть Египет. Судьба 500 новообращенных не уточняется[4].

Еще осенью 1990 г. были арестованы трое мусульман, перешедших в христианство. Их обвиняли в религиозном экстремизме и угрозе социальному благополучию. Летом 1991 г. все трое были выпущены на свободу, однако дело не было прекращено[5]. В 2003 г. при попытке покинуть Египет была арестована супружеская пара (супруг – христианин, супруга – мусульманка, до брака принявшая христианство); срок задержания несколько раз продлевался и составил более 90 дней[6]. Ситуация усугубляется тем, что в Египте до сих пор не отменен Закон о чрезвычайном положении, в рамках которого спецслужбы могут задержать любого человека на 15 дней без предъявления обвинения, причем срок этот может неоднократно продлеваться.

Наиболее громкий прецедент был создан в 2007 г. Мухаммадом Хигази, мусульманином, перешедшим в христианство вместе со своей женой, но так и не получившим ID-карту с указанием христианства как религиозной принадлежности. (Имеется в виду запись в графе «религия» на персональной идентификационной карте, которую имеет каждый совершеннолетний гражданин Египта; именно эта запись определяет, под юрисдикцию какого законодательства личного статуса попадает гражданин. При смене религии, равно как других указываемых на ID личных данных, необходимо получить новую ID-карту). Хигази неоднократно становился объектом угроз со стороны как исламистов, так и членов своей семьи[7]. В августе 2008 г. в Египте был зафиксирован второй случай перехода мусульманина в христианство; 56-летний Махер аль-Гохари перешел в христианство около 30 лет назад, но лишь в 2008 г. решился открыто заявить об этом. Он также подвергся многочисленным угрозам, в том числе со стороны собственной семьи, так, ему угрожал смертью его брат[8]. Важно отметить, что его случай стал первым, когда КПЦ выдала мусульманину, перешедшему в христианство, официальный сертификат, подтверждающий его обращение[9].

Имеется также целый ряд случаев, когда гражданин, изначально исповедующий христианство, но зарегистрированный в документах как мусульманин, желает изменить свою официальную конфессиональную принадлежность на христианство. Эти случаи порождены спецификой египетского законодательства. Например, если один из родителей-христиан перешел в ислам, а другой остался христианином, то все несовершеннолетние дети от этого брака автоматически регистрируются как мусульмане, даже если оба они воспитывались в христианской религии родителем-христианином. Часто такие дети в школе посещают уроки исламского религиозного образования, при этом оставаясь христианами, или вынуждены вести «двойную жизнь»[10]. В качестве примера можно привести широко освещавшийся в американских коптских СМИ случай Эндрю и Марио Мидхат Рамзис, 13-летних близнецов-христиан, чей отец принял ислам, но давно ушел из семьи[11]. Мать близнецов, христианка, вела долгую судебную тяжбу с отцом детей за опеку над ними. В октябре 2008 г. право опеки было присуждено отцу, хотя согласно египетским законам мать имеет право опеки над детьми до достижения ими возраста 15 лет[12].

Еще более показателен случай двух сестер-христианок: Бахия Наги ас-Сисси была осуждена за «подделку официального документа» в октябре 2008 г., ее сестра Шадия – в ноябре 2007 г. за указание христианского вероисповедания в своем свидетельстве о браке. Их официальная религиозная принадлежность была изменена 46 лет назад, неведомо для них самих, вследствие кратковременного перехода их отца в ислам (с целью получения развода и опеки над дочерьми)[13].

Даже в том случае, если христианин был зарегистрирован в официальных документах как мусульманин вследствие банальной бюрократической ошибки, процесс административного восстановления конфессиональной идентичности может длиться годами. Бюрократия нередко допускает подобные неточности (очевидно, в особенности в отношении феллахов, многие из которых неграмотны и не могут сразу указать на ошибку)[14]. Так, Фатхи Лабибу Йусуфу, копту по вероисповеданию, потребовался 31 год на то, чтобы исправить ошибку чиновников, зарегистрировавших его как мусульманина, причем он был вынужден подать в суд на премьер-министра и на министра внутренних дел Египта[15].

В связи с этим, возникает ряд проблем социально-этического характера. Основное противоречие порождено неоднозначностью законодательства. Так, шариат рассматривает переход мусульман в другую религию как преступление, но это противоречит Статье 46 Конституции АРЕ, гарантирующей свободу вероисповедания, а также (в случае со сменой религиозной принадлежности детей) международной Конвенции о правах ребенка, которую Египет также подписал[16]. Правительство оказывается в затруднительном положении, так как несоблюдение норм шариата грозит всплеском недовольства со стороны исламистов, что может привести к непредсказуемым последствиям для правящего режима и страны в целом. С другой стороны, запрет на переход мусульман в христианство вызовет обвинения со стороны международного сообщества (в первую очередь, США) в связи с нарушением прав человека на свободу вероисповедания, прав ребенка и т.д., что может послужить поводом для вмешательства внешних сил во внутреннее политическое пространство Египта.

Таким образом, египетские власти вынуждены лавировать в каждом конкретном случае, избегая вынесения каких-либо общих постановлений и вердиктов. Когда египетский суд впервые удовлетворил просьбу о смене религиозной принадлежности, указанной на ID, с ислама на христианство, верховный муфтий Египта Али Гумаа заявил, что гражданские права перешедших «остаются в ведении государственного аппарата... и не имеют отношения к религиозным решениям по этому поводу»[17]. В мае 2007 г. Гумаа издал фетву, допускающую также различные интерпретации проблемы: действительно, шариат запрещает мусульманину отступать от своей религии, но наказание за это не может быть вынесено в этой жизни, но лишь Аллахом в Судный день. Только вероотступничество, которое представляет общественную опасность должно преследоваться в судебном порядке[18]. Однако данная фетва остается весьма спорной, и фактически не применяется на практике.

В целом, мнение египетских властей о переходе мусульман в христианство достаточно полно отражено в высказывании Мустафы аль-Фикы (тогда занимавшего пост информационного секретаря президента АРЕ) в беседе с главой КПЦ Шинудой III: если мусульманин хочет стать христианином, то пусть становится им, но за пределами Египта[19].

Что касается перехода христиан в ислам, то этот процесс не противоречит действующему законодательству. В первую очередь, нужно заметить, что количество таких случаев неуклонно возрастает. Так, в 1960- е гг. ежегодно регистрировалось около 1000 случаев, в 1970-е – 3000, в 1980-е – около 5000, и в 1990-е – более 7000[20]. В связи с этим, вполне логично возникает вопрос о причинах такого явления. Вначале считалось, что переход совершается (в случаях, не обусловленных духовными мотивами) преимущественно по политическим причинам. Однако в последнее время мотивом для такого поступка служит стремление христиан решить какие-либо социальные или юридические проблемы. Так, часто причиной смены религии становится стремление получить развод (о чем будет подробно рассказано далее). Один из таких христиан, по собственному признанию, принял ислам для получения высокооплачиваемой должности в Саудовской Аравии[21].

Особо следует отметить случаи, когда христиане переходят в ислам и затем возвращаются в христианство, в последнее время довольно широко распространившиеся в Египте. Политика египетских властей в отношении этих случаев также неоднозначна. Имеется постановление трибунала о том, что если немусульманин перешел в ислам, а затем решил вернуться в свою исходную религию, то он может сделать это, в то время как мусульманин по рождению не может изменить свою религию, в противном случае он теряет наследство, исключается из общества[22]. С другой стороны, в апреле 2007 г. Суд административной юстиции постановил, что министерство внутренних дел Египта не обязано признавать обратный переход в христианство мусульман, перешедших в ислам из христианства, т.к. это «манипуляция исламом и мусульманами», а также противоречит статье шариата о вероотступничестве[23].

По данным на июнь 2005 г., из 49 заявлений на обратный переход в христианство, 8 прошений были удовлетворены. К концу июня 2006 г., было зарегистрировано уже 148 судебных процессов, в ходе которых те, кто перешел в ислам, а затем вернулся в христианство, пытались восстановить свою христианскую идентичность официально. Из них 32 получили соответствующие разрешения на получение новых ID-карт с указанием в графе «религия» формулировки «христианин, ранее провозглашавшийся мусульманином». В марте 2008 г. насчитывалось уже более 450 желающих перейти из ислама обратно в христианство[24]. В феврале 2008 г. 12 человек, перешедших из христианства в ислам, выиграли судебный процесс и получили разрешение совершить обратный переход и зарегистрировать свою христианскую религиозную идентичность, так как их ислам был признан «неистинным»[25].

Следует отметить, что обвинения полиции в адрес «заново обращенных» христиан заключаются в основном в оскорблении религии, а также подделке документов (новых ID-карты с христианскими именами, чаще всего полученных нелегально, так как даже при наличии разрешения на смену карты бюрократическая процедура может длиться годами). В октябре 2003 г. в Александрии было арестовано 22 человека по обвинению в подделке документов для мусульман, перешедших в христианство[26]. В августе 2008 г. семеро коптов, работавших в министерстве внутренних дел Египта, были обвинены в получении взятки и подделки номеров ID-карт нескольких коптов, перешедших в ислам, а затем вернувшихся в христианство. Они собирались жениться на христианках, т.е., можно в большой долей уверенности предположить, что переход в ислам был способом получить быстрый развод в первом браке[27].

Таким образом, очевидно, что проблема изменения конфессиональной идентичности является весьма острой для современного Египта. Представляется маловероятным, что в ближайшем будущем будет найдено концептуальное решение проблемы, так как оно потребовало бы перестройки основ законодательной системы страны. Скорее, каждое последующее проявление проблемы будет рассматриваться властями как отдельный прецедент.


Ю.В.Зинькина
Источник: "Институт Ближнего Востока "




[1] Peters R. 1988. Divine Law or Man-Made Law? Egypt and the Application of the Shari’a // Arab Law Quarterly 3 (3): 231–253. P. 252.

[2] Saleh Yu. 2004. Law, the Rule of Law, and Religious Minorities in Egypt // The Middle East Review of International Affairs 8 (4).

[3] CSW Briefing 2007. Egypt. Religious Freedom Profile. For Public Use. (http: //dynamic.csw.org.uk).

[4] Darwish N. 2006. Egypt’s Terror TV // The Independent Copt 1 (5): 6–7. P. 6.

[5] HRW. 1992. Human Rights Watch Report. Middle East. Washington D.C.: Human Rights Watch (http: //www.hrw.org/).

[6] Barnabas = Barnabas Fund. 07.05.2003. Christian Couple Imprisoned for Conversion (http: //www.barnabasfund.org/).

[7] USCA. 15.11.2007. Egypt: in Hiding, Convert Continues Fight for Rights // United States Coptic Association (http://copts.com).

[8] USCA. 23.08.2008. Egypt: Another Convert Tries To Change Religious Identification // United States Coptic Association (http://copts.com).

[9] USCA. 11.04.2009. Egypt church issues first conversion certificate// United States Coptic Association (http://copts.com).

[10] CSW Briefing 2007.

[11] Abu-l-Kheir N. 21.08.2007. Andrew and Mario refuse to be considered non-Christian // United States Coptic Association (http://copts.com).

[12] BNL. 03.10.2008. = BosNewsLife Christian News Agency. Egypt Muslim Father Wins Custody over Christian Boys. (http://www.bosnewslife.com/).

[13] BNL. 10.10.2008. = BosNewsLife Christian News Agency. Egypt Jails Christian Woman in Religious Dispute. (http://www.bosnewslife.com/).

[14] Pennington J.D. 1982. The Copts in Modern Egypt // Middle Eastern Studies 18 (2): 158–179. P. 159.

[15] el-Saati H. 22.12.2008. Egyptian Officially Goes Back to Christianity after 31 Years of Islam // United States Coptic Association (http://copts.com).

[16] Saleh Yu. 2004.

[17] Osman A.Z. 14.05.2007. How the Internet is Challenging Egypt’s Government // Al-Arabiya (www.alarabiya.net).

[18] al-Sherbini R. 24.07.2007. Top cleric denies ‘freedom to choose religion’ comment // United States Coptic Association (http://copts.com).

[19] el Sayed N. 2008. Minority Report // Egypt Today 01.2008 (http: //www.egypttoday.com/).

[20] ал-Антуни А. 2004. Ватаниййа ал-каниса ал-кыбтыййа ва тарихуха ал-му‘асыр. Джуз раби‘. Искандарийя: Ширка ат-тыба‘а ал-мысриййа. С. 499. Isichei E.A. 1995. A History of Christianity in Africa: from Antiquity to Present Grand Rapids,. Mich.: William B. Eerdmans Publishing. Р. 221.

[21] Shukry N. 17.02.2008. The Right to Be Christian // United States Coptic Association (http://copts.com).

[22] Sidhom Y. 2003. Christians in Egypt. The Humiliation Continues // Il Regno 15.09.2003.

[23] USCA. 25.06.2007. Egypt: Copts Appeal Religious Identity Ruling // United States Coptic Association (http://copts.com).

[24] BDHRL. 15.09.2006. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/). BDHRL. 14.09.2007. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

[25] ‘Арафат И.А. 10.02.2008. Хакк ал-‘ауда ила ал-масихиййа .. би хикм ал-махкама // Йаум Саби’

[26] BDHRL. 15.09.2004. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

[27] Mashhour S. 05.08.2007. Seven Copts at the Ministry of Interior under Investigation Charged with Receiving Bribes from re-Converted Christians // Masri Alyoum.


 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Ислам   (204)