13-й конгресс Православного братства в Западной Европе прошел 2-3 мая во французском Амьене. Эта статья была написана для католической газеты «Круа» накануне конгресса.
Шестьсот православных соберутся в эти выходные в Амьене на 13-й конгресс Православного братства в Западной Европе. Самое время поговорить о церковном устройстве в Православии – конфессии, получающей на Западе все большее распространение.
Кто такие православные Западной Европы?
Православие распространилось в Западной Европе, прежде всего, вследствие массовой эмиграции, пришедшейся на период между двумя мировыми войнами. Речь идет, во-первых, о 2,1 миллионах человек, эмигрировавших из России после революции 1917 года: из них немало уехало в Америку, но многие обосновались и в Европе (во Франции, Германии, Великобритании). Во-вторых, после гибели Малоазийской Греции (1922-1923) здесь появились также эмигранты-греки. Приток православных продолжался и после Второй мировой войны: из-за «железного занавеса» в Европу накатила новая волна эмиграции. Затем, в 1960-70-х годах появились эмигранты из Сирии и Ливана, наконец, новый приток эмигрантов из Румынии и Сербии (а также из России и с Украины) последовал за падением Берлинской стены и распадом Югославии.
К православным-эмигрантам прибавились и коренные европейцы, открывшие для себя духовные сокровища православия благодаря общению с эмигрантам. К таким обратившимся в православие относятся, теологи Оливье Клеман и Элизабет Бер-Сижель. Многие потомки эмигрантов во втором, третьем, четвертом поколении сами стали европейцами, и лишь вера связывает их с родной культурой.
О церковном устройстве в Православии
Каждая православная община за рубежом остается в юрисдикции своего «родного» патриархата (арабы – Антиохийского, греки – Константинопольского, русские – Московского и т.д.). Такая ситуация вступает в противоречие с принципом церковного устройства, согласно которому в одной епархии не может быть больше одного епископа: в Европе на одной территории сосуществует множество православных юрисдикций (см. статистику ниже). Только в Париже насчитывается шесть православных епископов!
Вместе с тем, уже с 1930-х годов православные Европы осознали, что их эмиграция – явление не кратковременное и что Восточной Церкви необходимо явить на Западе свое деятельное присутствие. Появилась идея создания поместной Православной Церкви. Однако только в 1960-х годах было организовано Православное братство в Западной Европе, поставившее себе целью «трудиться ради единства православных, независимо от их национальности и юрисдикции, привносить православную веру в существующее общество».
С тех пор в жизни православных на Западе произошли значительные изменения. Так, в 1967 году во Франции был создан Православный межъепископский комитет, в 1997 году ставший Ассамблеей православных епископов Франции. Посредством этого органа (и органов, созданных по его образцу в других странах) осуществляется взаимодействие между различными юрисдикциями.
Однако окончательное решение по православной диаспоре по-прежнему остается далекой перспективой: оно должно быть принято Всеправославным собором, о созыве которого говорят еще с 1960-х годов.... В октябре прошлого года на совещании (по-гречески «синаксисе») в Стамбуле предстоятели православных Церквей заявили, что желают «скорейшего исправления всех канонических аномалий, вызванных в так называемой православной диаспоре историческими обстоятельствами и пастырскими нуждами, и преодоления всех влияний, чуждых православной экклезиологии». Для обсуждения этого крайне сложного вопроса планируется провести две встречи на острове Родос, в мае и октябре текущего года.
Что мешает объединению?
В то время как православные на Западе все больше стремятся к созданию поместной Церкви, на родине у них идет сложный период восстановления после коммунистического режима (в славянских странах) или же сохраняется тяжелая политическая ситуация (на Ближнем Востоке). А потому у православных Церквей есть более насущные проблемы, чем организация европейской диаспоры. Зачастую Церкви-матери не готовы к отделению своих зарубежных общин. Как сказал один французский православный: «Такие патриархаты, как Константинопольский существует лишь благодаря диаспоре. И если ее отнять, что же вообще останется в этом патриархате?».
Кроме того, рост эмиграции побуждает Церкви некоторых стран (например, румынскую, сербскую и русскую) укреплять свои юрисдикции на Западе. Как объясняет Николя Бер, глава Православного братства, эти Церкви «не хотят утратить контакта с эмигрантами. Перед нами стоит вопрос, – продолжает Бер, – как создать поместную Церковь, не оборвав при этом связей с каждой Церковью-матерью». В то же время новые эмигранты (общины которых нередко возглавляют высокообразованные священники) сами начинают включаться в ситуацию и задаваться вопросом о поместной Православной Церкви.
Наконец, есть еще одна трудность: отношения с Католической Церковью. Московский патриархат весьма неодобрительно отнесся к восстановлению в России католической иерархии. По словам Николя Бера, «новый Патриарх Кирилл воспринимает Папу как патриарха Запада, не желающего придания официального статуса православной организации, которая противостоит ему в диалоге». По сути дела, принцип «в одном городе – один епископ», подразумевающий недопустимость существования католических юрисдикций на «канонических православных территориях», может быть обращен против самих православных при их попытках создать свою организацию на Западе. В то же время, многие православные воспринимают создание поместной Церкви в Европе лишь как переходный этап на пути к чаемому воссоединению католиков и православных – как на Западе, так и на Востоке.
Николя Сенез "La Croix"
* * *
Православные общины в Европе
Статистика
Точных данных о количестве православных в Западной Европе не существует, различные оценки расходятся.
Ниже приводятся данные об общем числе православных (без учета юрисдикции) в отдельных странах:
– Германия – около 1,2 млн.
– Франция – от 300 до 500 тыс., в их числе значительная интеллектуальная прослойка, например, выпускники – Свято-Сергиевского института в Париже
– Италия – от 200 до 600 тыс.
– Великобритания – от 250 до 300 тыс.
– Швейцария – 132 тыс.
– Бельгия – от 70 до 80 тыс.
– Швеция – от 50 до 60 тыс.
– Нидерланды – 20 тыс.
Юрисдикции
В Западной Европе имеют свои юрисдикции 6 патриархатов:
– Константинопольский Вселенский патриархат (к нему принадлежат греки и те русские, которые отделились от Московского патриархата в 1930 году),
– Антиохийский патриархат (арабы),
– Московский патриархат (русские, в том числе члены Русской Православной Церкви Заграницей, отделившейся от Москвы в 1920 году и воссоединившейся с ней в 2007-м),
– Сербский патриархат (сербы),
– Румынский патриархат (румыны),
– Болгарский патриархат (болгары),
– Грузинская Церковь
Православные Церкви и Евросоюз
Рост Евросоюза привел к тому, что в него вошли страны с традиционно православным населением. Таким образом, в рамках ЕС оказались:
– Элладская Православная Церковь (с 1981 г.),
– Константинопольский Патриархат, имеющий юрисдикцию над епархиями Крита и Родоса (с 1981 года),
– Финляндская автономная Церковь (с 1995 г.),
– Кипрская, Чехословацкая и Польская Церкви, Московский патриархат (епархии в Латвии и Литве), Эстонская автономная Церковь (с 2004 г.),
– Румынский и Болгарский патриархаты (с 2007 г.)
Источник: "La Croix"/"Благовест-инфо"