С 17 по 23 марта 2009 г. Папа Римский Бенедикт ХVI совершил свою 11-ю зарубежную поездку, в ходе которой он, впервые после своего избрания на престол, побывал на африканском континенте – в Камеруне и Анголе. Это была 18-я по счету поездка Папы Римского в Африку за всю историю христианства. Летом 1969 года Папа Павел VI посетил Уганду. 16 визитов в Африку нанес Иоанн Павел II, который с 1980 по 2000 годы побывал в 42 из 53 африканских государств. Йозеф Ратцингер тоже не впервые отправляется в Африку: в бытность кардиналом-префектом Конгрегации вероучения Святого Престола, он принимал участие в теологическом семинаре в столице Конго Киншасе в 1987 году.
За почти 4 года пребывания на папском престоле Бенедикт ХVI посвятил много проповедей и посланий социальным и экономическим проблемам Черного континента, встречался с государственными руководителями и религиозными деятелями Африки, неоднократно призывая к миру в этом районе Земли, к солидарности с африканскими народами.
Христианство начало проникать в Африку вместе с европейскими колонизаторами, которые оставили достаточно трагический след в истории континента. Прошли времена первых миссионеров, о которых русский поэт Василий Жуковский романтично сказал: "И в Африку смиренно понесли священный дар учения Христова...". Ватикан ныне рассматривает континент как важный резерв для распространения католичества, как определенное поле идеологического противостояния с исламом, влиянием сект и языческими верованиями. Предшественник Йозефа Ратцингера Папа Иоанн Павел П в год 2000-летия Христа счел нужным признать вину Римско-католической церкви за поощрение работорговли и другие прегрешения против коренных африканских народов.
Наблюдатели сочли чистым совпадением сам факт того, что немецкий Папа начал свое паломничество в Тропическую Африку именно с Камеруна, бывшего с конца ХIХ века /вплоть до окончания Первой мировой войны/ протекторатом Германии. /1884-1919/. Скорее при планировании визита решающую роль сыграло то обстоятельство, что Камерун многими справедливо считается "Африкой в миниатюре": местом проживания свыше 250 народностей и племен, удивительным сочетанием различных климатических поясов и ландшафтов, наряду с богатством культурных традиций, разнообразием животного мира.
Ватиканисты склонны полагать, что при разработки маршрута поездки были выбраны относительно стабильные государства /без гражданских войн, обострения эпидемий или последствий стихийных бедствий/, которых мало на Африканском континенте. Вместе с тем, это страны со значительным католическим влиянием /около трети населения в Камеруне и свыше половины в Анголе/.
В общей сложности, по неофициальным подсчетам, проповедям и речам римского первосвященника внимали 2 млн верующих. Папа Римский использовал свой визит в Камерун и Анголу для привлечения внимания всего мира к насущным проблемам Африки. По мнению аналитиков, ему удалось достичь этой цели, однако некоторые его высказывания, в частности, о неприемлемости использования презервативов для защита от СПИДа и по поводу запрета медицинских абортов, вызвали довольно широкую полемику в мировой прессе. В частности, судя по сообщениям из Парижа, не всем французским католикам пришлись по душе высказывания Папы Римского в отношении использования контрацептивов. Как показывают результаты социального опроса, 55 проц. граждан Франции, причисляющих себя к католикам, отрицательно относятся к заявлениям понтифика, сделанным им во время его турне по Африканскому континенту. Лишь треть оценивают их позитивно. Резко негативные оценки папских высказываний раздались также в Великобритании и в ряде других стран.
Официальный Ватикан поспешил, как всегда, смягчить впечатление от слов понтифика. Папа Бенедикт ХУ1 в своей анафеме противозачаточным средствам следует линии Иоанна Павла П. С таким разъяснениям выступил руководитель службы печати Святого престола отец Федерико Ломбарди на брифинге в импровизированном пресс-центре отеля "Хилтон" в Яунде. Это уточнение понадобилось в связи с упомянутой широкой реакцией в мировой прессе на очередное отрицание права верующих пользоваться презервативами для защиты от распространения СПИДа, в частности, в Африке. Понтифик озвучил этот тезис в самом начале своего путешествия, в беседе с журналистами на борту самолета по пути в Яунде.
Падре Ломбарди подчеркнул, что римский первосвященник не считает презервативы решением проблемы предупреждения СПИДа. Правильными действиями в этом направлении папа Бенедикт ХУ1 считает воспитание у верующих здорового отношения к сексу и семье, а также лечение больных при помощи бесплатных лекарств и широкого участия Церкви. Папский пресс-секретарь заметил в этой связи, что СПИД передается не только половым путем, особенно в условиях антисанитарии.
Согласно статистике, сейчас в развивающихся странах насчитывается до 25 млн ВИЧ-инфицированных больных, из них три четверти приходятся на районы Африки южнее Сахары. По мнению ряда обозревателей, столь ожесточенная позиция Римско-католической церкви лишает африканцев важного средства защиты от новоявленной чумы и обрекает их на вымирание.
Если в столице Камеруна Яунде Бенедикт ХУ1 провел совещание с католическими епископами Африки, то в Луанде возглавил празднования 500-летия крещения Анголы. Обращаясь в международном аэропорту Луанды к президенту республики Жозе Эдуарду душ Сантушу, понтифик сказал, что считает свое паломничество необходимым этапом подготовки предстоящего Синода епископов и благословил Африку.
Папа привел евангельскую притчу о бегстве Святого семейства в Египет, как первое свидетельство христианства на Африканском континенте. Он отметил в дни поездки свое тезоименитство и посвятил все паломничество Святому Иосифу- плотнику, своему небесному покровителю.
В публичных выступлениях Бенедикт ХУ1 затронул широкий спектр проблем Африканского континента, прежде всего вопросы борьбы с голодом, болезнями, эксплуатации женщин и детей, урегулирования вооруженных конфликтов, которую Папа назвал новой разновидностью рабства. Он вновь говорил о вреде коррупции, призывая ответственных руководителей сначала заботиться о нуждах граждан, а уже потом о своих собственных. "Чтобы оказать конкретную помощь нашим братьям, страдающим без пищи, работы, крыши над головой и других фундаментальных благ, нужна прежде всего солидарность: между поколениями, народами, континентами. Только такая солидарность гарантирует более справедливое распределение ресурсов Земли между всеми людьми", – отметил Бенедикт ХУ1.
В Луанде, в католической общине Святого Антония прошла месса, посвященная проблемам положения женщин на Африканском континенте. Йозеф Ратцингер остановился, в частности, на роли традиционной "африканской мамы", на необходимости подлинного равенства и уважения достоинства женщины в современном обществе.
"В нынешнем мире, управляемом техническим прогрессом, ощущается необходимость утешительного и облагораживающего влияния женщины. И в странах, охваченных бедностью, опустошенных войной, насильственной депортации, именно и почти всегда женщины защищают семью, религиозные и культурные ценности", – подчеркнул Папа Бенедикт ХУ1.
Там же в Луанде, на берегу Атлантического океана, римский первосвященник отслужил воскресную литургию, на которой присутствовал миллион человек. По мнению понтифика, африканцы призваны "искоренить коррупцию" и обеспечить должное правление в странах континента. "Честность, великодушие и сострадание помогут преобразить этот континент, освободить людей от напастей жадности, насилия и мятежей",– указал Папа Римский. Он также призвал "уважать права человека, открытость правления и независимость судопроизводства, свободу прессы, наладить работу школ и больниц".
Бенедикт ХУ1 отметил важность для ангольцев и впредь идти путем национального примирения после завершения в 2002 году почти 30-летней гражданской войны. Диалог, по его словам, способен одолеть конфликты и напряженность.
Папу сопровождала делегация высокопоставленных иерархов, в том числе Государственный секретарь /глава правительства Ватикана/ Тарчизио Бертоне, который, в свою очередь, провел переговоры с премьер-министрами обеих стран по проблемам двусторонних отношений.
Поездка была омрачена драматическим инцидентом на центральном футбольном стадионе Луанде, где в результате давки погибли две юные паломницы, еще несколько десятков человек были госпитализированы. Папа выразил надежду, что луандская трагедия больше никогда не повторится. В беседе с сопровождающими его журналистами на борту "Боинга – 777" "Алиталии", на котором он возвращается из Анголы в Рим, понтифик заявил: "Я был глубоко опечален произошедшем, я молился и продолжаю молиться за них", – сказал Бенедикт ХУ1. Он сообщил также, что опечален тем, что одна из жертв так до сих пор и не опознана. По словам понтифика, Государственный секретарь /глава правительства Ватикана/ Тарчизио Бертоне навестил мать второй погибшей. "Это – отважная женщина, мать пятерых детей", – сообщил римский первосвященник.
Бенедикт ХУ1 сообщил, что в ходе встреч с африканскими епископами была проведена важная работа по подготовке к предстоящему осенью Синоду, а также произошел ценный обмен информацией с местными представителями католичества.
В целом глава Римско-католической церкви высказал удовлетворение своей поездкой, подчеркнув, что был особенно "тронут" и "приятно поражен" "безмерной сердечностью", с которой его принимали на Черном континенте, и "сильным священным чувством и духовностью" людей, которые чувствуют принадлежность "к одной семье Божьей". Йозеф Ратцингер добавил: Это было "незабываемое приключение", употребив итальянское слово avventura /которое можно перевести и как "авантюра"/.
Приезд Папы Римского, несомненно, укрепил личный авторитет лидеров обеих африканских стран – президента Камеруна П.Бийя и его ангольского коллеги душ Сантуша. Обоим в ближайшие два года предстоят выборы и поддержка главы Ватикана обретает для них решающее значение.
И еще один важный – культурологический – аспект визита. Свое знакомство с Западной Африкой понтифик начал с Республики Камерун, тогда как новейшие исследования доказывают, что именно в этой стране свыше 300 лет назад родился знаменитый "русский африканец" Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Пушкина, величайшего поэта России. /Скорее всего, папский двор не знает об этом курьезном факте/. Молодой бенинский ученый Дьедонне Гнамманку, воспитанник Сорбонны, "африканский парижанин" /когда-то и сам "царский арап" так себя именовал/, представил миру оригинальную гипотезу происхождения пушкинского предка.
Суть проблемы автор изложил в предисловии к своей книге "Абрам Ганнибал", вышедшей в популярной серии "Жизнь замечательных людей" в московском издательстве "Молодая гвардия" /1999 г., перевод с французского/: "Версия "хамито- эфиопского" происхождения высказанная академиком Д.Анучиным век назад, стала общепризнанной, хотя и вызывала сомнения пушкинистов, так как противоречила мнению самого поэта о его африканских корнях... Факт особенно важный: в Эфиопии не найдено упомянутого Пушкиным города, называвшегося Логон /или Лагон/, в котором родился его черный предок. Загадка осталась. Сегодня она разрешена, причем в пользу мнения Пушкина".
Д.Гнамманку подробно описал славный жизненный путь пушкинского прадеда, но главным новшеством его книги стал рассказ о первых годах жизни "арапа Ибрагима" и установление места его рождения – живописного и хорошо укрепленного города Лагон в районе озера Чад, на территории современного Камеруна, в ХVI–XVIII веках – столицы княжества Лагон. Жили в нем котоко – народ, известный в истории Африки искусством сооружения крепостей и ремеслами, в частности изделиями из бронзы. По свидетельствам путешественников, которым довелось побывать в этих местах, Логон был необыкновенно красив. Итальянец Джованни Ананья, посетивший Западную Африку в XVI веке, упоминает Логон среди главных городов котоко.
Таким образом Д.Гнамманку дал утвердительный ответ на вопрос, осторожно высказанный еще Владимиром Набоковым в статье "Пушкин и Ганнибал" /1962/: "не родился ли Абрам вообще не в Абиссинии; не поймали ли его работорговцы совершенно в другом месте – например в Лагоне /в области экваториальной Африки, южнее озера Чад/?"
Версию Гнамманку удалось проверить "на месте": в апреле 1999 г. редактор российского журнала "Наш следопыт" Игорь Данилов отправился в экспедицию в Экваториальную Африку и посетил два соседних государства: Камерун и Чад. Он привез доказательства того, что город Логон действительно существует, и даже побывал в гостях у тамошнего султана. И, как некогда Николай Гумилев, вернулся в Петербург с подарками: расшитый халат султана он передал в Кунсткамеру, а воинский щит из прутьев, макет рыбачьей лодки, домотканую материю и ларец с землей Логона – в Пушкинский дом Академии наук. В этой поездке Данилову при содействии местных жителей удалось расшифровать таинственную надпись на гербе Ганнибала. В прошении "царского арапа" в российский Сенат о пожаловании родового герба имелся собственноручный рисунок: слон, окруженный орнаментом, и пять латинских букв – FUMMO. Оказывается, три последние буквы на языке котоко значат "мы", а все пять вместе – "родина". Родина предков!
Год назад по инициативе Международной федерации русскоязычных писателей /МФРП/ была сделана пластичная форма, снятая со скульптуры Пушкина, выполненной по мотивам знаменитого портрета работы Василия Тропинина. С ее помощью будут отлиты бюсты поэта для ряда зарубежных стран, в том числе и Камеруна, в рамках спецпрограммы МФРП "Всемирное культурное наследие, фундаментальные ценности и русский язык".
Поездка в Африку Йозефа Ратцингера, которому в следующем месяце исполняется 82 года, стала для него и тяжким физическим испытанием: большинство публичных церемоний с его участием проходили под палящим тропическим солнцем, в условиях повышенной влажности. К тому же впервые Бенедикт ХУ1 включил в один маршрут посещение сразу двух государств.
Следующий 12-й зарубежный визит главы Римско- католической церкви назначен на 8-15 мая: это будет паломничество на Святую Землю с посещением Иордании, Израиля и Палестины.
Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.