ПХЕНЬЯН. Истинное положение дел в сфере религии в КНДР является предметом многочисленных догадок и гипотез. Достоверной статистики по этому вопросу не существует. Местные жители редко соглашаются поведать иностранцам о своих личных религиозных убеждениях, ограничиваясь стандартными заверениями о "вере в идеи чучхе".
За относительно короткую историю существования КНДР в религиозной жизни страны не раз происходили кардинальные перемены. После освобождения Кореи от японского колониализма в 1945 году именно север полуострова считался "цитаделью" христианства.
Пхеньян, около трети всего населения которого тогда составляли христиане, называли "азиатским Иерусалимом". По приблизительным оценкам на территории Севера насчитывалось примерно 3 тыс. протестантских конгрегаций, членами которых были 250-300 тысяч человек.
В конце 1950-х гг. власти КНДР начали активную антихристианскую кампанию. Священники изображались как шпионы и мучители корейского народа. Все церкви в стране были закрыты. В то же время государство воздерживалось от критики корейской национальной религии "чхондогё" /"учение о небесном пути"/, возникшей в конце 19 века в противовес христианству. Формальным политическим объединением приверженцев этой религии в КНДР была и остается партия "Чхондогё-чхонудан" /одна из трех существующих в стране партий/.
В 1970-х гг. подход руководства КНДР к религии был несколько смягчен. В 1974 г. был возрожден Корейский христианский союз. В конце 1980-х гг. в Пхеньяне открылись протестантская церковь и католический храм /который, однако, до сих пор не признает власти Ватикана/. Эти нововведения носили в основном демонстративный характер – формально конституция КНДР "гарантирует" гражданам свободу совести, "обеспечивая это право разрешением строительства религиозных зданий и отправления /соответствующих/ обрядов". В то же время в законодательстве содержится запрет "использовать религию как средство для проникновения /в КНДР/ внешних сил и нарушения государственного, общественного порядка".
В августе 2006 года состоялась церемония освящения построенного на юге Пхеньяна православного Храма Святой Троицы. Церковь была возведена по личному указанию лидера КНДР Ким Чен Ира в первую очередь как своего рода подарок постоянно работающим в столице российским дипломатам. Финансирование этого проекта взяла на себя корейская сторона, а церковная утварь была привезена из России. В настоящее время в храме служат два корейских священника, входящих в православный комитет Общества верующих КНДР. Фактически единственными прихожанами этой церкви остаются сотрудники российского посольства.
Верующих христиан из числа граждан КНДР можно увидеть на богослужениях в новом протестантском храме Понсу, построенном в прошлом году на южнокорейские средства. На воскресные службы собираются до 300 человек. Как отметила английская баронесса Каролина Кокс, посетившая церковь в начале этого месяца, среди прихожан этой церкви есть "действительно верующие люди, а не только подставные и доносчики". По ее словам, этот храм не является "обычным средством пропаганды в руках властей".
Примечательно, что в минувшее католическое Рождество государственное информагентство ЦТАК опубликовало фотографии с праздничной службы. Кроме того, проживающие в Пхеньяне иностранцы заметили, что на карты города последних лет издания были нанесены протестантский, католический и православный храмы.
Религиозная жизнь страны не ограничивается стенами четырех "официальных" христианских церквей. В приграничных с КНДР районах Китая в последние годы появились многочисленные южнокорейские протестантские миссионеры. Их организации оказывают помощь нелегальным мигрантам из КНДР и ведут среди них пропагандистскую работу. В результате на Север возвращаются тысячи новообращенных граждан, которые втайне организуют собрания и богослужения.
По имеющейся информации, такие "подпольные" союзы верующих подвергаются притеснению со стороны властей. В последнем докладе американской общественной организации "Оупен дорс" говорится, что "ни в одной стране мира христиане не подвергаются таким ужасным преследованиям как в Северной Корее". Согласно приведенным в нем данным, "примерно каждый четвертый из 50 тысяч "подпольных верующих" попадал за свои религиозные убеждения в трудовой лагерь".
Очевидно, руководство КНДР еще не готово полностью отказаться от борьбы с проникновением и распространением "чуждой религии". Не случайно, на стендах с фотографиями в пхеньянском Музее Корейской войны христианство до сих пор именуется "идеологией рабского повиновения".
Источник: "Пульс планеты" ИТАР-ТАСС