В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Делегаты Поместного Собора из числа мирян: аналитический обзор тенденций

Аналитическая статья (c сокращениями – ред. Родон) кандидита исторических наук, научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Беглова Алексея Львовича посвящена специфике представительства мирян на Поместном Соборе 2009 г.

В работе собора, созываемого для избрания шестнадцатого патриарха Московского и всея Руси, примут участие представители епархий Русской Церкви из числа мирян. Ответ на вопрос, кто будут эти люди, вызывает живейший интерес как у членов Церкви, так и у внешних наблюдателей. Недавно газета «Коммерсантъ» (№ 2(4057) от 12.01.2009) обратила внимание, что в числе участников собора присутствуют известные бизнесмены и представители органов государственной власти. Статья «Коммерсанта» даже имела «сенсационный» подзаголовок: «Выбирать нового патриарха будут бизнесмены и чиновники». Однако это утверждение нам представляется слишком поспешным и односторонним. Между тем, состав мирян на грядущем соборе действительно отражает важные тенденции в жизни Русской Церкви и поэтому, безусловно, должен быть предметом внимательного и непредвзятого анализа. Тем более, что списки членов избирательного собора уже опубликованы (см. http://www.patriarchia.ru/db/text/523777.html ). На основании этой публикации мы сделали ряд подсчетов, результаты которых и представим в этой статье.

Миряне на соборе: общие данные

В результате каждую епархию Русской Церкви на соборе будет представлять один мирянин. Всего в составе избирательного собора будет работать 164 мирянина, что составляет 22,9% от числа всех соборян.

Нужно сказать, что из всех соборов ХХ века только на Соборе 1917-1918 гг. мирян было больше. Тогда в работе собора принимали участие 299 мирян, что составляло более половины (53,0%) от общего числа соборян. Понятно, что это объяснялось особой структурой соборного представительства, выработанной накануне собора, и описанной нами выше. В соборах 1945, 1971 и 1990 гг. участвовало 38, 78 и 88 мирян соответственно, а в долевом отношении они занимали 18,6%, 33,1% и 27,8% от всех участников соответствующих соборов.

Таким образом, по сравнению с предыдущим избирательным собором число делегатов-мирян выросло в абсолютном отношении почти в два раза. А их место среди остальных участников собора (более чем пятая часть) также представляется довольно значительным.

Структура мирянского представительства

Вообще именно структура мирянского представительства на предстоящем Соборе представляет наибольший интерес. На Соборе 1917-1918 гг. миряне представляли самые разные категории церковного народа: от профессоров Духовных академий, чиновников синодальных учреждений, инженеров и преподавателей до крестьян с начальным образованием. Все это многообразие в советское время было, по понятным причинам, сведено на нет, и на Соборах этого периода миряне в основном были церковными работниками (старостами, членами церковных советов и т.п.) и представителями духовных учебных заведений. Сегодня для того, чтобы описать мирян, избранных на Собор 2009 г., нам потребовалось распределить их по 9-ти категориям в зависимости от рода их деятельности.


Епархии Российской Федерации делегировали на Собор 70 мирян: 55 мужчин (78,6%) и 15 женщин (21,4%). Из них:

1. Сотрудники епархиальных (патриархийных) структур составляют 17 человек, что соответствует 24,3% всех российских мирян.
2. Представители приходских структур – 8 = 11,4%.
3. Регенты – 1 = 1,4%.
4. Сотрудники церковных образовательных и просветительских учреждений – 8 = 11,4%.
5. Представители церковно-общественных организаций (братства, сестринства, благотворительные фонды и др.) – 6 = 8,6%.
6. Представители журналистского сообщества – 4 = 5,7%.
7. Представители научной, медицинской и художественной общественности – 9 = 12,9%.
8. Представители бизнеса – 4 = 5,7%.
9. Представители органов государственного управления – 5 = 7,1%.
10. Нет данных или неопределенные данные[2] – 8 = 11,4%.


Епархии стран бывшего СССР (за исключением России) направили на Собор еще 70 делегатов: 61 мужчин (87,1%) и 9 женщин (12,9%). Из них:

1. Сотрудники епархиальных структур – 11 = 15,7%
2. Представители приходских структур – 5 = 7,1%
3. Регенты – 2 = 2,9%
4. Сотрудники церковных образовательных и просветительских учреждений – 1 = 1,4%
5. Представители церковно-общественных организаций (в т.ч. благотворительные фонды) – 3 = 4,3%
6. Представители журналистского сообщества – 1 = 1,4%
7. Представители научной, медицинской и художественной общественности – 3 = 4,3%
8. Представители бизнеса – 8 = 11,4%
9. Представители органов государственного управления – 1 = 1,4%
10. Нет данных – 26 = 37,1% (в основном за счет Украинских епархий)
11. Неопределенные данные – 9 = 12,9%


Епархии и приходы дальнего зарубежья, включая и Русскую Православную Церковь Заграницей, избрали на Собор еще 24 делегата-мирянина: 18 мужчин (75,0%) и 6 женщин (25,0%). Из них:

1. Сотрудники епархиальных структур – 6 = 25,0%
2. Представители приходских структур – 9 = 37,5%
3. Регенты – 2 = 8,3%
4. Сотрудники церковных образовательных и просветительских учреждений – нет = 0%
5. Представители церковно-общественных организаций – нет = 0%
6. Представители журналистского сообщества – нет = 0%
7. Представители научной, медицинской и художественной общественности – 1 = 4,2%
8. Представители бизнеса – нет = 0%
9. Представители органов государственного управления – нет = 0%
10. Нет данных – 2 = 8,3%
11. Неопределенные данные – 4 = 16,7%


Если суммировать полученные данные, то среди всех приехавших на собор мирян больше всего (39,0%) мы встретим церковных работников: сотрудников епархиальных и приходских структур, регентов. Представители церковных образовательных и общественных организаций (категории 4 и 5), представители церковной интеллигенции (ученые, врачи, иконописцы, художественная общественность и журналисты), а также представители бизнеса и власти разделят между собой места примерно поровну – по 11%. (Еще чуть менее трети придется на тех, данные о ком отсутствуют или неопределенны.) Однако эта усредненная картина может быть конкретизирована применительно к разным типам епархий.

Так, церковные работники среди российских мирян составляют 37,1%, то есть чуть менее данных по всем мирянам – делегатам собора. На втором месте здесь – представители церковного образования и церковно-общественных организаций (20,0%). Чуть уступает им российская церковная интеллигенция (18,6%), а предприниматели и государственные чиновники вообще занимают сравнительно скромное место (12,9%). (Еще о 11,4% российских мирян нет данных.)

Иная ситуация складывается среди мирян, которые представляют епархии ближнего зарубежья. Здесь церковные работники так же, как и в делегациях из России, имеют лидирующее положение, однако занимают только чуть более четверти мест (25,7%). Очень скромно представлены сотрудники церковных образовательных и общественных организаций и церковная интеллигенция (по 5,7%). А вот представители бизнеса и власти, напротив, имеют здесь ровно столько же голосов, что и среди российских мирян, – 12,9%, что по численности дает им второе место после церковных работников. Тем самым, именно среди мирян, представляющих епархии стран СНГ и Балтии, предприниматели вместе с государственными служащими действительно занимают заметное положение. (Нужно, правда, учитывать, что относительно 50,0% мирян из этих делегаций точных сведений вообще не представлено, что заставляет воспринимать полученную картину как предварительную и не до конца точную.)

Наконец, совсем другая картина предстает перед нами при анализе мирянского представительства от епархий и приходов дальнего зарубежья. Здесь вообще отсутствуют представители церковных образовательных и общественных объединений, церковная интеллигенция представлена крайне слабо (4,2%), а первостепенную роль играют церковные работники, которые составляют более 70% делегатов-мирян от дальнего зарубежья. Парадоксально, но именно от этих зарубежных епархий и приходов мирянское представительство на Соборе имеет структуру так сильно напоминающую характер мирянского представительства советского времени, когда число церковных работников среди мирян, приезжавших на соборы, приближалось к 100%. Это можно объяснить тем, что в дальнем зарубежье церковно-общественная активность сконцентрирована именно вокруг приходов и не имеет для себя других форм реализации – в братствах, молодежных объединениях, общественных движениях и т.п., как это происходит в России.

Источник: "Богослов.Ру"

 Тематики 
  1. Православие   (769)
  2. Жизнь церкви   (62)