В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

«Миссия и современная христианская семья»

Москва, 23 декабря, Благовест-инфо. Круглый стол «Миссия и современная христианская семья. Задачи, методики, проблемы» состоялся 22 января в рамках в XIX ежегодной международной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Участники сформулировали актуальные вопросы, связанные с общением молодых людей в церковной среде, подготовкой к венчанию, с церковным подходом к разрешению сложных семейных проблем, и пытались отыскать ответы на них.

Семья



Протоиерей Николай Соколов, декан миссионерского факультета ПСТГУ, открывая заседание, передал благословение Местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и отметил, что тема круглого стола является одной их самых актуальных для церковных людей. Что может противопоставить сегодня Церковь «силам, стоящим по другую сторону духовных баррикад, которые говорят нам, что все можно, можно вести себя как хочется»? По мнению о. Николая, «до конца» христианские конфессии пока не высказались на эту тему. Однако он напомнил слова Патриарха Алексия II, который говорил, что «мы должны быть верными традициям нашей Православной Церкви и по возможности делать то, что заповедано в Евангелии» (цитата со слов о. Николая). Поэтому священник приветствовал усилия духовенства и мирян Русской Православной Церкви, которые пытаются отыскать решение проблем современной христианской семьи и отметил, что в этих поисках стоит опираться на опыт христиан других конфессий. «Радостно, что часть христианского мира, не только православная, стоит на правильных позициях в обществе с точки зрения духовной, социальной, этической, сексуальной», -- сказал он. В качестве примера он обратил внимание на недавно вышедший русский перевод книги американских исследователей Дж. Николоси и Л.Э. Николоси «Предотвращение гомосексуальности», посвященной профилактике и терапии «альтернативного стиля жизни». О. Николай разделяет основной вывод авторов о том, что гомосексуализм не предопределен генными изменениями, он является следствием воспитания, образования, семейной обстановки и т.д., и надо помочь человеку «жить в соответствии со своим предназначением – мужчины или женщины», что далеко не очевидно теперь во многих странах современного мира.

В начале круглого стола сотрудник миссионерского факультета ПСТГУ Наталья Пономарева сделала краткий обзор литературы о проблемах семьи, которую можно отыскать на прилавках церковных магазинов. Главный вывод мониторинга таков: подавляющее большинство книг посвящено «прекрасным советам» по поводу того, каким должен быть православный брак, но невозможно узнать, как добиться этого идеала. Ответ на этот вопрос также вряд ли можно получить у большинства священников – в духовных школах нет учебных курсов, помогающих пастырям разобраться в практических проблемах современной семьи.

Своими соображениями о трудностях современных молодых православных семей поделился сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре (ЦДРМ) Юрии Белановский. Он не первый год работает с православной молодежью и утверждает, что эта среда имеет свои специфические проблемы. Так, большинству православных молодых людей свойственно неофитство, которое, вкупе с «ложно понимаемой аскетикой» и издержками «лжестарчества», приводит к тому, что юноша, готовый вступить в брак, оказывается во власти «иллюзий инфантилизма». Создание семьи затрудняется и относительной замкнутостью молодежной православной субкультуры (в Москве не наберется и 5 тыс. воцерковленных молодых людей, считает докладчик), и противоречиями между светской культурой взаимоотношения полов и церковной традицией, и идеализацией церковной жизни. В результате большинство ощущают себя перед двумя крайностями: или оказаться «как все», или выбрать образ жизни, близкий к монашескому.

Чтобы помочь православной пастве разобраться в сложной теме супружеских отношений, необходимо четко отделить «зерно истинно-церковного взгляда» на эту проблему от многочисленных запретов, наставлений и частных толкований, которыми окутана эта сфера и которые зачастую отталкивают тех, кто хочет жить в православном браке. По утверждению Ю. Белановского, существует всего два постулата, которые необходимо выполнять всем православным: неприемлемость интимной близости до брака, а в браке – воздержание от супружеских отношений только в ночь перед причащением, все остальное – по согласию супругов.

Докладчик считает, что необходимо акцентировать на этом внимание как в церковных изданиях, так и в проповедях, в подготовке пастырей. Однако священники не могут взять на себя всю работу по разрешению семейных проблем своих прихожан – для этого сейчас уже есть как православные психологи, так и христианская литература, посвященная этой теме. По словам Ю. Белановского, современные католические, протестантские и даже мусульманские авторы уже вполне преуспели, отвечая на вопрос «Как?», однако православные издания такого рода можно пересчитать по пальцам. База для столь необходимых православному народу изданий по вопросам семьи есть – это «Основы социальной концепции РПЦ», которые надо развивать в практическом русле.

Докладчика поддержали многие участники круглого стола, в том числе – сотрудник ЦДРМ Александр Боженов, подробно проанализировавший все трудности молодой православной семьи, и иеромонах Димитрий Першин, который развивал тезисы, предложенные им недавно на выставке-форуме «Православная Русь», – о том, как практически организовать церковную работу с подростками и молодежью по подготовке к семейной жизни. Главный акцент о. Димитрия – Церковь должна не столько запрещать, предостерегать и пр., сколько «вернуть через христианскую педагогику положительную мотивацию семейной жизни – во имя чего надо себя хранить в чистоте». И здесь у Братства православных следопытов, в котором уже много лет работает о. Димитрий, есть большой опыт. Кроме того, необходимо принять ряд решений на общецерковном уровне, иначе усилия некоторых священников-энтузиастов (например, по устройству детских площадок при храмах или манежа для младенцев) не становятся примером для других. Иеромонах также поддерживает идею введения в программу духовных семинарий расширенного курса по биоэтике, где освещались бы практические вопросы брака и семьи.

О том, чем занимаются православные психологи, как они могут помочь семьям, рассказала руководитель ресурсного образовательного центра «Собеседник» при благотворительном фонде «Русское Православие» Ольга Красникова. Будучи психологом-консультантом, она охарактеризовала типичные особенности своих клиентов. Как правило, имеет место «подмена веры магическим сознанием»: люди идеализируют православный брак, полагая, что само таинство венчания автоматически гарантирует беспроблемную семью. По ее мнению, о незрелости личности говорит и частый запрос на «средство манипуляции»: когда от психолога ждут, что он даст схему отношений с супругом (ребенком), скажет какие-то заветные слова. О. Красникова уверена, что от многих проблем могла бы уберечь серьезная подготовка к венчанию, как сделано это, например, в Италии, где все пары обязательно проходят несколько месяцев психологический, юридической, медицинской и проч. подготовки.

Далее выступила Анна Юрпольская – сотрудник христианского общественного благотворительного фонда «Старый свет», который занимается реабилитацией нарко- и алкозависимых людей. Она поделилась опытом работы с семьями этих больных. Как утверждала докладчица, столкнувшись с проблемой зависимости, родственники больных «интуитивно идут в церковь», однако священники в такой ситуации чаще всего просто не знают, как помочь человеку, как «развернуть его к Богу». В этом случае соработничество обратившегося за помощью, священника и консультанта-специалиста дает наилучший результат, который закрепляется, если родственники зависимых занимаются в группах самопомощи по методике «12 шагов».

Следующий докладчик, педагог Владимир Стрелов является издателем книги, о которой так одобрительно отозвался о. Николай Соколов в начале круглого стола. В. Стрелов посвятил свое выступление проблеме, с которой сталкиваются все, независимо от вероисповедания, – проблеме гомосексуализма. Излишним было бы напоминать, что современной православной литературы на эту тему нет, а вопрос становится все более острым – в том числе, и в силу моды на альтернативную ориентацию, активно навязываемую через СМИ. На материале зарубежных исследований докладчик разобрал психологические и социальные причины возникновения гомосексуализма, а также привел важные рекомендации для родителей, заметивших у своих детей проявления так называемой «гендерной неконформности». Как утверждают специалисты, от 30 до 60% людей, не согласившихся со своей альтернативной тенденцией, выздоравливают, получив помощь профильных психотерапевтов. В. Стрелов убежден, что для православных людей необходим Интернет-ресурс, где можно было бы обсуждать данную проблему и получить консультацию специалиста. В настоящее время можно обратиться к сайту «Преодоление», созданному христианами . Кроме того, на заседании прозвучало предложение о создании «нормальных» православных образовательных программ, посвященных проблемам пола.

В заключение конференции Наталья Пономарева, возглавляющая группу по переписке с заключенными при Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, сообщила о том, как эффективно работают программы, направленные на восстановление семейных связей, разрушенных после заключения человека в места лишения свободы. Однако применение этих программ – «Из рук отца», «Дерево ангелов», программы примирительного правосудия – в нашей стране пока находится на начальной стадии, во многом – из-за отсутствия заинтересованных православных волонтеров. Кроме того, выступавшая представила подборку книг о семейной жизни, которая позволила создать семейный курс: супружеские пары на этих интерактивных занятиях помогают себе и друг другу. Важным результатом стало то, что несколько участников этих занятий стали воцерковляться, что свидетельствует о миссионерском значении данной программы, отметила Н. Пономарева.


Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо "


 Тематики 
  1. Православие   (769)
  2. Семья   (77)