Ватикан, 21 января 2009, L'Osservatore Romano – AGNUZ –
Богословский диалог и церковные отношения развиваются в положительном ключе, несмотря на постоянные и новые трудности.
После пленарной сессии Смешанной международной Комиссии по богословскому диалогу между католической Церковью и Православными Церквами (Равенна, 2007 год), были установлены конструктивные отношения между Римом и Константинополем, а также с Московским Патриархатом и другими православными Церквами, различной интенсивности и качества.
В 2008 году Вселенский Патриарх побывал в Риме 3 раза, последний раз – в октябре, когда впервые в истории (18 октября) Патриарх Константинопольский обратился к собранию Синода Епископов католической Церкви. Президент Папского совета по содействию единству христиан нанес визит в Москву с 21 по 30 мая. Патриарха Московского и русскую Церковь посетили также католические епископы, такие, как архиепископы Неаполя, Милана и Парижа.
Кроме того, регулярный обмен делегациями по случаю праздников покровителей Рима и Константинополя – праздника святых Петра и Павла (29 июня) в Риме и праздника святого Андрея в Константинополе – помогает поддерживать контакты и осуществлять координацию действий. В Послании, врученном Патриарху Варфоломею по случаю праздника святого Андрея 30 ноября 2008 года, Бенедикт XVI писал: "Я благодарю Господа, позволившего нам сделать более тесными взаимные узы любви, укрепляемые молитвой и все более регулярными братскими отношениями".
Напряжение между Московским и Вселенским Патриархатами из-за автономии Эстонской Церкви, дарованной Константинополем и не признанной Московским Патриархатом, оказало влияние также на отношения между католиками и православными. Тем не менее, за последние полгода состоялись два важных события: Патриарх Московский и Вселенский Патриарх совершили два совместных богослужения, в Украине, по случаю юбилейных торжеств крещения Киевской Руси (24 июля 2008) и во Вселенском Патриархате, по случаю встречи примасов и представителей православных Церквей, созванной Вселенским Патриархом с 9 по 12 октября 2008 года.
Епископ Рима в первом тысячелетии
В течение 2008 года, в общем контексте богословского диалога между католиками и православными, велась подготовка XI пленарной сессии Смешанной международной Комиссии, которая состоится осенью этого года.
Подготовка велась согласно практике, установившейся с начала этого диалога, во время первой пленарной сессии, состоявшейся в Роди в июне 1980 года. Работали две исследовательские подкомиссии (одна франкоязычная и одна англоязычная); затем собрался Смешанный Координационный Комитет, разработавший проект для обсуждения и доработки на предстоящей пленарной сессии. Подкомиссии состоят из восьми членов, по четыре от каждой стороны, Смешанный Координационный Комитет состоит из десяти человек от каждой стороны.
Подготовка велась на основе мандата Смешанной международной Комиссии (Равенна 2007), которая определила и сформулировала тему следующим образом: "Роль Римского епископа в церковном общении в первом тысячелетии".
Две подкомиссии исследовали исторические, богословские и канонические элементы, имевшиеся в жизни Церкви в первом тысячелетии, то есть, во времена, когда восточная и западная части Церкви жили в полном общении веры и таинств.
Франкоязычная подкомиссия собиралась дважды, в Дижоне с 7 по 11 апреля и в Женеве с 15 по 18 июля. Англоязычная подкомиссия также встречалась дважды в Риме, с 10 по 13 февраля и с 22 по 25 июня.
Координационный комитет провел свое собрание в Элоунде, на острове Крит, с 27 сентября по 4 октября, принятый с горячим гостеприимством Церковью Крита, которая является автономной в лоне Вселенского Патриархата, и живет в позитивной атмосфере, побуждающей Вселенский Патриархат к отношениям с католической Церковью.
Подготовка встречи на Крите
Координационный комитет, основываясь на своем хорошо испытанном методе работы и исходя из двух подготовленных подкомиссиями текстов, составил проект документа по теме, придерживаясь ориентиров, данных предыдущей пленарной сессией в Равенне. Там были даны уточнения направлений поиска: "На основе этих совместных утверждений нашей веры (содержащихся в первых четырех документах) смешанной международной Комиссии, теперь следует извлечь экклезиологические и канонические выводы, исходящие из сакраментальной природы Церкви".
В ходе этой встречи были поставлены некоторые дидактические вопросы: каким образом учредительные структуры зрительно отражают тайну койнонии? Как сакраментальная структура Церкви отражается в ее жизни? Какова связь между властью, которая имеет отношение к каждому церковному учреждению и соборностью, которая исходит из тайны Церкви как общения?
Эти указания послужили ориентиром при разработке исследовательского проекта для предстоящей пленарной сессии на тему "Роль епископа Рима в общении Церкви в первом тысячелетии" в рамках тематики "Церковное общение, коллегиальность и власть".
Разработанный проект касается таких сложных обширных вопросов, как Церковь Рима, prima sedes; епископ Рима как преемник Петра; роль епископа Рима во времена кризисов в церковном общении; влияние небогословских факторов.
В рассмотрении этих тем были учтены наиболее важные исторические свидетельства, такие, как Послание Папы Климента коринфянам, Послание святого Игнатия Антиохийского римлянам, размышления святого Иринея, различные призывы к Риму и выступления епископа Рима, а также роль Понтификов в защите православия в кризисные моменты (арианство, монофизитство, монофелитство) и в одобрении экуменических соборов. Особо была учтена роль Папы в седьмом экуменическом Соборе II (787), связанном с осуждением иконоборства и с утверждением законности почитания образов на основе события воплощения Слова Божия и христологического учения.
Это исследование было доведено до начала второго тысячелетия, с выявлением сходных точек зрения и остающихся открытыми проблем. Таким образом, исследование охватило весь период, на протяжении которого христиане Запада и Востока жили в полном общении, несмотря на периоды напряженности и конфликтов.
При сборе и анализе этих элементов смешанный координационный Комитет учитывал ориентиры, согласованные и выраженные в Равеннском Документе 2007 года, особенно в следующих двух пунктах: "Первенство, на всех уровнях, является практикой, твердо основанной в канонической традиции Церкви (1), в то время как факт первенства на вселенском уровне принят Востоком и Западом, существуют различия в понимании как в способе, согласно которому оно должно осуществляться, так и в отношении его библейских и богословских оснований" (Документ Равенны, 43).
Кроме того, в Документе Равенны утверждается, что католики и православные согласны в том, что "Рим занимал первое место в Taxis, и что епископ Рима, поэтому, является protos (первым) среди Патриархов", но также подчеркивается различие в толковании самих исторических фактов. В нем говорится, что католики и православные "не достигли согласия в толковании исторических свидетельств этой эпохи в том, что касается прерогатив епископа Рима как protos, – вопроса, понимаемого по-разному уже в первом тысячелетии" (Документ Равенны, 41).
Общая герменевтика
Смешанный координационный Комитет во время встречи на Крите положил начало общему прочтению исторических фактов, герменевтике письменных данных и изучению разных богословских подходов. Это является важным условием для истинного прогресса в этой области поиска общего понимания между католиками и православными.
Это показывает, что диалог идет сложными путями, но только так можно прояснить горизонт над полным общением, пережитым в первом тысячелетии и страстно желанным в будущем, поскольку оно важно для жизни и миссии Церкви в мире.
Проект разработанного на Крите документа будет изучен на пленарной сессии Смешанной Международной Комиссии, которая соберется на Кипре по приглашению православной Церкви с 16 по 23 октября 2009 года.
Исследование вопроса о первенстве продолжится не только в ходе предстоящей сессии. Предусмотрено, что будет рассмотрено развитие осуществления первенства во втором тысячелетии.
В Документе Равенны (в пункте 45), кроме того, отмечается необходимость исследования того, "как учение Первого и Второго Ватиканских Соборов о вселенском первенстве может быть понято и пережито в свете церковной практики первого тысячелетия".
Иоанн Павел II, со своей стороны, в энциклике об экуменическом обязательстве, уже предложил братский диалог, "дабы мы могли – конечно же, вместе – искать те формы, в которых это служение совершало бы дело любви, признанное всеми, кого это касается" (Ut unum sint, 95).
Католическо-православный диалог остается открытым в своей новой фазе и в позитивной перспективе.
(©)L'Osservatore Romano – 19-20 января 2009
Источник: "AGNUZ"
Перевод: Католическая информационная служба AGNUZ (София Халходжаева)