В Такжикистане вынесен запрет на ввоз, печатание и распространение религиозной литературы салафитов. Как пояснили «Немецкой волне» в Верховном суде, данное решение принято с целью предотвращения разжигания религиозной розни и укрепления национальной безопасности Таджикистана.
Традиционный ислам в Таджикистане за себя постоял
Запрет «Салафии» вызвал, в основном, одобрительную реакцию в обществе. Своё удовлетворение решением властей одним из первых высказал член верхней палаты парламента Таджикистана, влиятельный духовный лидер Ходжи Акбар Тураджонзода. По его словам, идеология салафитов привнесена извне, чужда и опасна для жителей Таджикистана.
Приверженцы «Салафии» отрицают другие течения в исламе и считают «неправильными» мусульманами последователей ханафитского толка, к которым относится большинство населения Центральной Азии. А шиитов, в частности исмаилитов, салафиты и вовсе не считают братьями по вере. В то же время последователи «Салафии» в Таджикистане пока малочисленны и не совершили никаких преступных деяний, поэтому Ходжи Акбар Тураджонзода выступает против применения к ним репрессивных мер. Мнение Тураджонзода разделяет и лидер Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири. Он полагает, что запрет на распространение идеологии салафитов не должен повлечь за собой их уголовное преследование.
«Я не склонен к тому, чтобы определять степень угрозы этого и других новых религиозный течений в Таджикистане, потому что последнее слово должны сказать компетентные в этом вопросе органы. Но не стоит создавать миф вокруг этих движений, потому что любые искусственные преувеличения исходящих от них угроз, наоборот, будут работать на их имидж», — говорит Кабири.
Силовая борьба или духовное противостояние?
В последние месяцы чиновники правоохранительных структур Таджикистана неоднократно заявляли об экстремистском характере идеологии салафитов. Вместе с тем, в обществе не было единого мнения о том, в каком качестве следует рассматривать «Салафию» — как незарегистрированную организацию, нелегальное движение или радикальное религиозное течение. С научной точки зрения, «Салафия» — фундаменталистское течение в исламе, сторонники которого призывают отказаться от «чуждых» мусульманам обрядов и традиций и вернуться к образу жизни «праведных» предков. Однако с точки зрения современных социально-политических реалий грань между религиозным течением и экстремистским движением может оказаться слишком зыбкой, считает политолог-исламовед Абдулло Рахнамо.
«Если мы подойдём к этому вопросу с точки зрения свободы совести, идейного плюрализма, то, конечно, мы не можем сказать, что какое-то религиозное течение не имеет права на существование и распространение своих идей. Но, с другой стороны, наше общество очень уязвимое. Абсолютное большинство населения придерживается ханафитского мазхаба, и определённый процент — исмаилизма. И когда это новое течение — «Салафия» — приходит с девизом, опровергающим исмаилизм и ханафизм, как мазхаб, — для нас это становится не чисто религиозной проблемой. Это уже проблема стабильности, национальной безопасности, единства нации. Поэтому с точки зрения государственности, стабильности здесь, конечно, нельзя игнорировать эти новые религиозные течения», — говорит Рахнамо.
В то же время, по мнению Рахнамо, административно-силовой ответ приверженцам «Салафии» в определённой степени ограничит их влияние и заставит уйти в подполье, но не решит проблемы искоренения самих идей салафитов. Эффективное противодействие этим идеям могут оказать только местные авторитетные религиозные лидеры, многие из которых сегодня не являются представителями официально признанного духовенства.
Источник: "Немецкая волна "