Проведение в подмосковной Дубне научных конференций, посвященных различным аспектам взаимодействия науки, философии и религии уже стало доброй традицией. Их устроителями выступают Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Московская духовная академия (МДА), а также Фонд святого апостола Андрея Первозванного и Центр национальной славы.
Первая подобная встреча физиков, философов и богословов состоялась в далеком 1990 году по инициативе профессоров ОИЯИ В.Н. Первушина и В.А. Никитина. Затем последовало еще десять конференций, проходивших ежегодно. На них обсуждался самый широкий круг тем, связанных с ключевыми мировоззренческими вопросами: смысл человеческой жизни, понятие истины и пределы знания в науке и религии, место и роль человека в современной науке, понятие о духовном мире, современная наука в эсхатологическом аспекте. Участником первых встреч был и известный православный богословов, специалист с мировым именем в области патристики и византийской истории протоиерей Иоанн Мейендорф († 1992).
Примечательно, что еще в начале 60-х годов под председательством первого директора Института ядерных исследований академика Д.И. Блохинцева в Дубне проходили встречи философов и физиков с целью обсуждения онтологических вопросов бытия. Вероятнее всего, одаренные обитатели наукограда, как тогда называли закрытый город Дубну, не смогли остаться в стороне от знаменитого спора «физиков и лириков», зародившегося в пору хрущевской оттепели.
В 2007 году, после семилетнего перерыва, конференции «Наука, философия, религия» в Дубне были возобновлены. Новое время привнесло в дискуссию новые реалии, и сегодня ее участниками являются не только ведущие ученые и философы, но и представители богословской науки России из ближнего и дальнего зарубежья. Их объединяет стремление к ведению конструктивного диалога, а также обсуждению актуальных проблем современного мира.
На очередной XII конференции в Дубне собралось более ста пятидесяти человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева, Тольятти, Иванова, представлявших более двух десятков научных и учебных центров – ОИЯИ, Институт философии Российской академии наук, Институт всеобщей истории РАН, Институт истории естествознания и техники РАН, МГУ, Московский авиационный институт, Московский физико-технический институт, Российский государственный гуманитарный университет, Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), Русский университет дружбы народов, Российскую академию образования, Государственный университет «Высшая школа экономики», Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), Московский государственный университет печати, Санкт-Петербургский гуманитарный университет, Северо-Кавказский социальный институт.
Среди участников в этот раз оказалось много питомцев и выпускников духовных школ. Достаточно сказать, что сопредседателями форума были заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк и профессор МДА А.И. Осипов, а среди докладчиков присутствовали секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин, проректор по учебе Киевской духовной академии архимандрит Климент (Вечеря), преподаватели МДА и ПСТГУ.
Формат работы конференции предусматривал проведение трех тематических «круглых столов», посвященных различным аспектам взаимодействия науки и веры в сфере современного образования. В числе приоритетных тем, оказавшихся предложенными к обсуждению, – формирование религиозных и нравственных ценностей в процессе преподавания естественнонаучных знаний, а также значение науки, философии и религии как источников формирования целостного мировоззрения в современном учебно-образовательном процессе.
Если в контексте первой из этих тем обсуждение в основном касалось дискуссии между сторонниками креационистского и эволюционистского подхода, которая давно ведется и в научной и в церковной среде, то вторая тема породила живой обмен мнениями, затрагивавшими глубинные проблемы современного образования в целом.
Отечественный опыт в данном вопросе, несомненно, уникален: Европа не знает таких жарких баталий между сторонниками и противниками присутствия религиозного фактора в образовании и столь же далека она от возникающих при этом противоречий. В этой связи интерес слушателей привлекло яркое и эмоциональное выступление протоиерея Димитрия Лескина, директора православной классической гимназии города Тольятти, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Тольяттинского благочиния Самарской и Сызранской епархии. «В русской традиции с большей уверенностью можно говорить о цельности знания, чем в западно-европейской», – подчеркнул отец Димитрий, процитировав собравшимся слова известного русского философа Бориса Вышеславцева, считавшего, что на Западе настолько утвердилась релятивность всякого знания, что, сначала было забыто то, что нет релятивного без противопоставления абсолютному, а потом забыли и о самом абсолютном. Напротив, русскую философскую мысль Вышеславцев определял как стремление к абсолюту, напомнил священник. «Говоря о метафизическом призвании русской мысли, наши мыслители не раз указывали на ее мессианскую роль – напоминать современному миру о духовных началах бытия, о смысле жизни, о Логосе в мировой истории. Наш великий композитор Свиридов говорил, что русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия привнесла в мировое сознание. Наверное, это та концепция, та почва, на которой возможно единение философии, науки и религии», – отметил отец Димитрий, выразив убеждение, что «то, что объединяет сегодня науку философию и религию, неизмеримо больше, чем то, что их разъединяет». По его мнению, мир сейчас «стоит на пороге грядущего Хама», согласно выражению Мережковского. «Культурный и образовательный ценз, и вообще понятие о традициях, наследии и передаче основных культурных ценностей, проблема отцов и детей стоит сегодня как никогда остро, – подчеркнул священнослужитель. – Нам грозит скатывание не в новое средневековье, а в мрачное и темное время, когда область образования, как таковая, может перестать быть ценностью для молодежи».
Отец Димитрий в своих опасениях был не одинок. Как с горечью констатировал преподаватель МДА иеромонах Евфимий (Моисеев), сегодня образование деградирует, уступая место обучению, изучение теории – сугубо практическому подходу к знаниям и, как следствие, понимание причин происходящего подменяется изучением их функциональных последствий.
Отца Димитрия поддержал и А. Андреев, заведующий кафедрой философии ВГИКа. Он подчеркнул, что в систему современного образования широко внедряется так называемый компетентностный подход, который смещает центр внимания с общегуманных ценностей на сиюминутные потребности рынка, что формирует человека с очень узким мышлением. «Фактически мы получаем модель образования, основанную на принципе “натаскивания”, и это очень опасно, – заметил докладчик. – Люди становятся не способными к долгосрочному стратегическому видению проблем». Кроме того, заявил Андреев, речь идет не только о «наступлении Хама», а о формировании такой технико-экономической системы, где человек становится объектом беззастенчивой манипуляции. Сегодня посредством рекламы программируется и стиль жизни и модели самореализации, сказал он, добавив, что фактически это новая попытка нивелировать богоданную свободу личности. «Эти манипуляторы и есть наш общий противник, в борьбе с которым мы – ученые, философы, богословы – должны объединить свои силы», – подчеркнул докладчик.
В ходе работы конференции ее участники не раз отмечали, что существует устойчивый миф: «наука и религия должны существовать изолированно». Как следствие, преодоление стереотипов, привитых советской атеистической системой образования многим преподавателям естественных и гуманитарных дисциплин, является сегодня одной из самых насущных проблем.
В итоговом документе, принятом на XII конференции «Наука, философия, религия», констатируется, что наука, философия и религия являются необходимыми и незаместимыми фундаментальными источниками формирования целостного мировоззрения. Отмечая необходимость закрепления данного тезиса в образовательных стандартах третьего и последующих поколений, участники форума в Дубне указали на необходимость осуществления общественного контроля за этим через экспертно-совещательные органы при Совете Федерации, Государственной Думе, Правительстве и Общественной палате.
Хочется верить, что голос ученых будет услышан.
Ольга Кирьянова
Источник: "Интернет-журнал Сретенского монастыря"