В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Диалог между Русской и Грузинской православными церквями

Русская и Грузинская православные церкви пытаются совместно преодолеть трагические последствия августовской войны. На фоне беспрецедентно сложных политических отношений между Москвой и Тбилиси, в условиях прерванных дипломатических связей, наметившегося отчуждения между народами, единственным мостом, все еще соединяющим соседей, является сохранившееся, несмотря на остроту ситуации и ставшее еще более важным, сотрудничество двух православных церквей.

Как известно, в начале ноября делегация Патриархии Грузии впервые после драматических событий августа посетила Москву. Митрополит Потийский и Хобский Григорий, митрополит Горийский и Никозский Андрей, протоиерей Гиоргий Харазишвили и бывший посол Грузии в России, ныне политолог Зураб Абашидзе встречались с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, руководителем отдела по внешним делам Московской патриархии, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

В Грузии с энтузиазмом встретили известие о том, что Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) отказался принять в состав РПЦ Осетинскую и Абхазскую православные церкви, которые пожелали отделиться от Грузинской патриархии. Как прокомментировал решение Синода заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин, "политические решения не определяют вопросов церковной юрисдикции".

Представители Грузинской патриархии также говорят о своем желании не политизировать отношения между двумя церквями. А вот теологи и политологи в Грузии все же пытаются анализировать решение Священного синода РПЦ.

Зураб Абашидзе, например, считает, что за этим безусловно правильным решением Синода лежит прагматизм. Московская патриархия видит вещи глубже, шире и дальше горизонта, видит то, чего политики не видят. Она видит ту опасность, которую представляет собой раскол православного единства, сказал Зураб Абашидзе. На вопрос же о том, сможет ли взаимодействие двух церквей повлиять на принятие решения политиками, бывший дипломат ответил, что сомневается в этом. "Не думаю, что в данной ситуации это может радикально изменить подходы политиков. Однако, кроме политиков, существуют и обычные люди, и их мнение тоже необходимо учитывать", – считает он.

У теолога Левана Абашидзе своя версия грузино-российского церковного диалога. В интервью тбилисской газете "Резонанси" он отмечает, что несмотря на то, что русская церковь очень близка к государственным структурам, она приняла принципиальное решение, идущее вразрез с государственной политикой. По его мнению, это объясняется тремя причинами. Первая – признавать независимость Абхазской и Осетинской православных церквей для Московской патриархии крайне сложно, хотя бы потому, что другие православные церкви ее примеру не последуют. Вторая – Русскую православную церковь устраивает неизменность канонического статуса этих территорий (юрисдикция Московской патриархии распространяется на Украину, Молдову, Белоруссию, Эстонию и другие соседние государства), и Русская православная церковь не желает нарушать этот принцип. И еще – Московская патриархия не заинтересована в ссоре с Грузинской патриархией.

В ходе визита в российскую столицу представители Грузинской церкви подняли вопрос о содействии Московской патриархии в возвращении священников, представляющих Грузинскую православную церковь, на место их служения в Южную Осетию и Абхазию.

По словам Зураба Абашидзе, "в Абхазии и Южной Осетии возникли раскольнические церковные силы, которые неприемлемы, в том числе и для Московской патриархии". "Есть практические, бытовые проблемы, которые при желании можно было бы преодолеть. Это та сфера, где силой не решишь. И те священнослужители, которые сейчас находятся вне канонической законности в Абхазии и Южной Осетии, это тоже понимают. Поэтому все это надо привести в какое-то каноническое соответствие. Если Русская православная церковь признает каноническую целостность Грузинской церкви, то это должно найти свое отражение и на практике", – считает Зураб Абашидзе.

По его словам, во время встреч в Москве представители Русской православной церкви предложили в качестве одного из возможных вариантов, чтобы российские духовные лица временно совмещали функции грузинских священнослужителей. Однако эта идея не получила одобрения делегации из Тбилиси. "Ведь речь идет не о сфере дипломатии, где третья сторона может выполнять функции посреднического посольства. Это духовная сфера, и переложить ее на другую церковь никак нельзя. У Грузинской патриархии есть свои компромиссные предложения. В частности, рассмотрение отдельных, конкретных кандидатур священнослужителей и выбор тех из них, кто приемлем для всех сторон. Это не обязательно должны быть грузины по национальности, это могут быть осетины, русские, абхазы, но являющиеся служителями Грузинской православной церкви", – пояснил Зураб Абашидзе.

Безусловно, ситуация нестандартная, и решения могут быть приняты нестандартные. Переговоры между Русской и Грузинской православными церквями продолжатся 25 декабря в Тбилиси, куда по случаю 31-й годовщины интронизации Католикоса-патриарха всея Грузии Илии Второго прибудет делегация Московской патриархии.

Ирина Барамидзе "Деловой Вторник"
Источник: "Религия и СМИ"


 Тематики 
  1. Межхристианский диалог   (181)
  2. Православие   (769)
  3. Война в Южной Осетии   (54)