В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Оксофордский справочник по эсхатологии

На протяжении столетий христианская мысль от отцов древней Церкви до средневековья и реформации рассматривала вопросы эсхатологии как проблемы предельной важности. После эпохи Просвещения многие религиозные мыслители стали преуменьшать значение эсхатологии, которая, в свете рационализма, стала рассматриваться как нечто проблематичное. В XX веке, однако, эсхатологическая проблематика вновь выходит на передний план религиозной мысли.

Оксфордский справочник по эсхатологии представляет собой обзор эсхатологической мысли с различных точек зрения: библейской, исторической, богословской, философской и культурной. Слово «эсхатология» происходит от греческого eschatos, что означает «последний». Эсхатология, таким образом, является учением о конце вещей, предельном завершении всего творения. Трудно дать исчерпывающее определение эсхатологии, вследствие широкого разнообразия учений мировых религий. Общее определение эсхатологии может быть дано в рамках теистических религий, которые придерживаются доктрины творения и линейного взгляда на историю, а также веру в конец тварного мира.

Эсхатология в XIX – начале XX века была весьма непопулярной в западном богословии. Причиной этого было то, что многие богословы этой эпохи находились под сильным влиянием таких философов как Д. Юм и И. Кант, которые развивали аргументацию против традиционной христианской веры. Так, аргумент Юма, что вера в чудеса не может считаться рациональной, явно враждебен по отношению к эсхатологии с ее иррацинальной убежденностью в воскресении и втором пришествии Христа. Интерпретация Кантом «религии в пределах только разума» с отвержением исторического откровения в конечном итоге сводила религию к морали. Либеральные богословы XIX века интерпретировали царство Бога в духе времени как нечто, что должно прийти посредством собственных усилий человека. Иисус Христос рассматривался в рамках этого богословия как проповедник кантовской этики, золотое правило которого должно привести к золотому веку человечества. События XX века, в особенности две мировых войны, были сильнейшим шоком для тех, кто жил этими ожиданиями. Но понимание этих ожиданий является решающим для понимания интеллектуальных течений XX столетия, особенно в области эсхатологии.

Обзор работ богословов XX века свидетельствует о том, что эсхатологическая проблематика вновь оказалась в центре внимания. Протестантские богословы Юрген Мольтманн и Вольфхарт Панненберг не только признаны наиболее влиятельными христианскими мыслителями XX века, следует отметить, что их богословие носит существенно эсхатологический характер. То же самое можно сказать о таких католических богословах как Карл Ранер и Ганс Урс фон Балтазар. Эсхатологическая проблематика находилась в центре внимания таких межхристианских встреч как Ассамблея Всемирного совета Церквей в Эванстоне в 1954 г., занимала центральное место в документах Второго Ватиканского собора. Следует отметить, что эсхатологическая проблематика всегда оставалась одной и основных черт православной богословской традиции. Один из авторов этого тома, проф. священник Эндрю Лаут отмечает в своей статье как характерные черты православной эсхатологии ее неразрывную связь с Евхаристией.

Представленные в работе исследования охватывают широкий диапазон вопросов, связанных с эсхатологической проблематикой. Авторы этой книги представляют различные богословские традиции и школы мысли, но они едины в стремлении честно и объективно представить обсуждаемые вопросы. Хотя в этой книге в основном рассматривается проблематика христианской эсхатологии, раздел, посвященный эсхатологии других мировых религий и современных религиозных движений также является важным для понимания эсхатологической проблематики в целом.

Книга может служить в качестве справочного и учебного пособия для студентов, богословов и всех, кто интересуется предельными вопросами человеческого существования.

Об авторах

Под ред. Джерри Л. Уоллса. (The Oxford Handbook of Eschatology. Edited by Jerry L. Walls. Oxford University Press, 2007. 744 PP. ISBN 9780195170498)

Уильям Абрахам – профессор школы богословия Южного Методистского университета, Даллас, Техас.

Билл Арнольд – профессор Ветхого Завета и семитских языков богословской семинарии в Эшбери. Автор книги «Словарь Ветхого Завета: исторические книги» (Dictionary of the Old Testament: Historical Books, co-edited with H. G. M. Williamson; 2005).

Ричард Бокхэм – профессор Нового Завета университета св. Андрея, Шотландия, член Британской академии и Королевского общества Эдинбурга. Автор книг: «Богословие книги Откровения» (The Theology of the Book of Revelation, 1993), «Богословие Юргена Мольтманна» (The Theology of Jurgen Moltmann, 1995), «Надежда против надежды: христианское богословие на пороге третьего тысячелетия» (Hope against Hope: Christian Eschatology at the Turn of the Millennium, 1999).

Уильям Читтик – профессор религиоведения факультета азиатских и азиатско-американских исследований университета Стони-Брук. Автор 25 книг по истории ислама.

Роберт Клаус – профессор истории государственного университета Индианы.

Джон Коллинз – профессор критики и интерпретации Ветхого Завета Йельского университета. Коллинз в течение длительного времени был редактором Журнала библейской литературы (Journal of Biblical Literature), президентом Католической Библейской Ассоциации (Catholic Biblical Association, и президентом Общества Библейской Литературы (Society of Biblical Literature.

Уильям Крейг – профессор философии Толботской школы богословия, Калифорния. Автор более 30 книг, посвященных христианской апологетике.

Брайан Дэйли, ОИ – профессор богословия университета Нотр-Дам. Автор множества статей по святоотеческому богословию и книги «Надежда древней Церкви: справочник по патристической эсхатологии» (Hope of the Early Church: A Handbook of Patristic Eschatology (rev. ed., 2003), а также книги, посвященной Григорию Назианзину (Gregory of Nazianzus (2006).

Стивен Дэвис – профессор философии колледжа Клермонт Маккина. Автор более 70 научных статей и 15 книг, среди которых «Бог, разум и теистические доказательства и христианское философское богословие» (God, Reason, and Theistic Proofs, and Christian Philosophical Theology (OUP, 2006).

Дуглас Фарроу – католический богослов, профессор христианской философии университета Макгилла, Монреаль.

Дэвид Рэй Гриффин – профессор философии религии и богословия Клермонтской школы богословия, Калифорния. Автор 32 книг, среди которых «Религия и научный натурализм: преодоление конфликта» (Religion and Scientific Naturalism: Overcoming the Conflicts (2000), «Две великих истины: новый синтез научного натурализма и христианской веры» (Two Great Truths: A New Synthesis of Scientific Naturalism and Christian Faith (2004).

Пол Дж. Гриффитс – преподаватель католического богословия университета Иллинойса, Чикаго.

Дэвид Бентли Харт – православный богослов, преподаватель христианской культуры университета Вирджинии, школы богословия Дьюка, университета св. Фомы. Автор книги «Красота бесконечного» (The Beauty of the Infinite).

Хейди Дж. Хорник – профессор истории искусств университета Бэйлора, Вако. Ее областью интересов является итальянское возрождение и искусство барокко.

Роберт Джуиетт – профессор Гейдельбергского университета, руководитель библиографического проекта по посланию св. ап. Павла к Римлянам. Автор 19 книг, среди которых «Послание к Римлянам: комментарий» (Romans: A Commentary, in the Hermeneia Series (2006).

Дэвид Найп – профессор истории религии университета Висконсина. Автор книги «Индуизм: опыт Сакрального» (Hinduism: Experiments in the Sacred).

Джонатан Л. Кванвиг – профессор философии университета Бэйлора.

Джон Шелтон Лоуренс – профессор философии колледжа Морнингсайда.

Эндрю Лаут – профессор патристики и византинистики Даремского университета, Великобритания. Автор нескольких книг, священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Фрэнк Д. Маччиа – профессор систематического богословия университета Южной Каролины.

Иен Наттье – проффесор международного исследовательского института буддологии университета Сока, Токио.

Дэвид Новак – профессор исследований иудаизма центра изучения религии департамента философии университета Торонто.

Вольфхарт Панненберг – один из ведущих богословов XX столетия, профессор систематического богословия факультета протестантского богословия университета Мюнхена.

Кристофер Патридж – профессор религиоведения университета Ланкастера, директор центра исследования религии и популярной культуры университета Честера, Великобритания.

Майкл Л. Петерсон – профессор философии и глава департамента колледжа Эшбери.

Питер К. Фан – заведующий кафедрой социальной католической мысли Джорджтаунского университета и автор более 20 книг и 300 статей.

Кларк Х. Пиннок – заслуженный профессор богословия школы богословия Макмастера, Онтарио.

Кристофер Роулэнд – профессор экзегетики Священного Писания Оксфордского университета.

Розмари Радфорд Рутер – заслуженный профессор Тихоокеанской школы религиоведения.

Роберт Рассел – профессор богословия и науки Постдипломного богословского союза, Беркли, основатель и директор Центра по теологии и естественным наукам. Автор множества книг об отношении между наукой и богословием, среди которых «Космология, эволюция и надежда на воскресение» (Cosmology, Evolution and Resurrection Hope (2006)

Герард Саутер – профессор систематического и экуменического богословия Боннского университета, внешний член факультета теологии Оксфордского университета.

Макс Л. Штакхаус – профессор реформационного богословия Принстонской богословской семинарии, автор 25 книг.

Томас Толботт – заслуженный профессор университета Уилламетта, Салем.

Чарльз Талиаферро – автор и редактор 6 книг, среди которых «Доказательство и вера: философия и религия с XVII столетия» (Evidence and Faith: Philosophy and Religion since the Seventeenth Century (2005).

Бенедикт Т. Вивиано – доминиканский священник, профессор Нового Завета Фрайбургского университета, Швейцария.

Тимоти Вебер – президент Мемфисской богословской семинарии.

Витор Уестхилл – профессор систематического богословия Лютеранской школы богословия в Чикаго.

Кароль Залески – профессор мировых религий Смит-колледжа.



Содержание

Об авторах XIII

Введение (Дж.Л. Уоллс) 3

Часть 1 – Историческая эсхатология

А. Библейская и патристическая эсхатология

1. Ветхозаветная эсхатология и возникновение апокалипсизма (Б. Арнольд) 23

2. Апокалиптическая эсхатология в древнем мире (Дж. Коллинз) 40

3. Эсхатология Новозаветной церкви (К. Роулэнд) 56

4. Эсхатология и поиск исторического Иисуса (Б. Вивиано) 73

5. Эсхатология ранних отцов Церкви (Б. Дэйли) 91

B. Эсхатология в мировых религиях

6. Иудейская эсхатология (Д. Новак) 113

7. Мусульманская эсхатология (У. Читтик) 132

8. Буддистская эсхатология (И. Натье) 151

9. Индуистская эсхатология (Д. Найп) 170

10. Конец близок: ложное пророчество, апокалиптизм и рационализация насилия в эсхатологиях новых религиозных движений (К. Патрайдж) 101

Часть II – Эсхатология в различных христианских традициях и богословских движениях

11. Римо-католическое богословие (П. Фан) 215

12. Эсхатология восточного православия (Э. Лаут) 233

13. Протестантская эсхатология (Дж. Саутер) 248

14. Фундаменталистское богословие (Р. Клауз) 263

15. Пятидесятническое и харизматическое богословие (Ф.Д. Маччиа) 280

16. Эсхатология процесса (Д.Р. Гриффин) 295

17. Теология освобождения: широкая перспектива (В. Уэстхилл) 311

18. Эсхатология в христианском феминистском богословии (Р.Р. Рутер) 328

Часть III – Вопросы эсхатологии

А. Богословские вопросы

19. Церковь, экуменизм и эсхатология (Д. Фарроу) 347

20. Милленаризм (Т.П. Вебер) 365

21. Эсхатология и воскресение (С.Т. Дэвис) 384

22. Небеса (Дж.Л. Уоллс) 399

23. Ад (Дж.Л. Кванвиг) 413

24. Чистилище (П.Дж. Гриффинс) 427

25. Универсализм (Т. Толботт) 446

26. Уничтожение (К.Х. Пиннок) 462

27. Смерть, окончательное осуждение и смысл жизни (Д.Б. Харт) 476

B. Философские и культурные вопросы

28. Современность, история и эсхатология (В. Панненберг) 493

29. Эсхатология и политика (С.Х. Вебб) 500

30. Эсхатология и теодицея (М.Л. Петерсон) 518

31. Природа человека, идентичность личности и эсхатология (Ч. Талиаферро) 534

32. Этика и эсхатология (М.Л. Стэкхаус) 548

33. Космология и эсхатология (Р. Рассел) 563

34. Эсхатология и эпистемология (У.А. Абрахам) 581

35. Время, вечность и эсхатология (У.Л. Крейг) 596

36. Предсмертный опыт (К. Залески) 614

37. Эсхатология в искусстве (Х.Л. Хорник) 629

38. Эсхатология в поп-культуре (Р. Джеллет и Дж.Ш. Лоуренс) 655

Заключение: вопросы эсхатологии в XXI столетии (Р. Бокхэм) 671

Источник: "Богослов "

 Тематики 
  1. Богословие   (98)
  2. Религия и наука   (147)
  3. Религия и культура   (278)
  4. Библеистика   (81)