В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Исламский облик Америки.

В анкетах, которые заполняют американцы во время переписей населения, нет вопроса о религиозной принадлежности. Поэтому даже специалистам трудно оценить как общее число мусульман в США, так и реальные темпы распространения ислама в стране. Как правило, цифры, которыми оперируют федеральные структуры, прочие ведомства и СМИ, основаны лишь на косвенных сведениях или на мнениях экспертов. По примерным оценкам Бюро переписи населения США, сегодня в Америке не более 6-7 млн. мусульман. Их численность составляет примерно 1-2% населения страны.

Мусульмане расселены практически по всей территории США, однако в стране существуют четыре региона их компактного проживания. Это восточное побережье США (от Нью-Йорка до Вашингтона), Калифорния (прежде всего города Лос-Анджелес и Сан-Франциско), "треугольник" Чикаго-Кливленд-Детройт в северной части страны и Техас. В Калифорнии проживает большое число выходцев из Ирана. Лос-Анджелес является вторым после Тегерана городом мира по числу проживающих в нем иранцев. Выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш предпочитают селиться в Техасе, поскольку климатические условия в этой части Америки в наибольшей степени соответствуют их странам. Европейские мусульмане, например, албанцы, боснийцы и турки, избрали для себя Чикаго. А вот для арабов наиболее подходящим местом проживания оказался Детройт.

Более половины американских мусульман – люди с высшим образованием. Примерно каждый третий мусульманин работает в различных технических областях или в сфере медицины. Любопытно отметить, что среди них мало журналистов, юристов и кинематографистов. По данным опроса, проведенного компанией Zogby International в 2005 году, 36% американских мусульман родились в США, когда их родители уже стали американскими гражданами. 58% из них закончили колледжи и университеты.

Уровень доходов американских мусульман несколько превышает средние показатели по стране. Более половины американских последователей ислама (52%) составляют средний класс американских граждан. 28% принадлежат к слою богатых. И только 10% из них имеют низкий уровень дохода. 77% американских мусульман весьма активно занимаются благотворительной деятельностью.

По мнению большинства американских экспертов, ислам является одной из наиболее активно развивающихся религий в США. В ходе исследований, проведенных специалистами Джорджтаунского университета в рамках проекта под названием "Мусульмане в обществе", было установлено, что рост общины американских мусульман обусловлен несколькими факторами. Во-первых, ростом числа иммигрантов из мусульманских стран. Так, например, в 90-е годы прошлого столетия в Америку ежегодно переселялись около 100 тыс. "этнических" мусульман. Во-вторых, в их семьях, как правило, больше детей, чем в семьях приверженцев других религий. Третий фактор – большое число новообращенных мусульман (точных данных на сей счет не существует).

По данным Государственного департамента США, американские мечети, численность которых за последние 10 лет увеличилась почти на четверть, постоянно посещают около 2 млн. мусульман, примерно треть из них – это новообращенные приверженцы этой религии. По некоторым оценкам специалистов, их число в мусульманском сообществе США может составлять от 17 до 30%. В 2005 году организация Американский мусульманский альянс сообщила, что ежегодно ислам принимают около 135 тыс. американцев. Это прежде всего афроамериканцы, женщины и выходцы из Латинской Америки. Следует отметить, что в настоящее время среди американских мусульман примерно в два раза больше мужчин, чем женщин.

Специалисты Совета по американо-исламским связям утверждают, что ежегодно в каждой мечети около двух десятков американцев сообщают о переходе в ислам. 64% новых мусульман являются афроамериканцами, 27% – белыми гражданами и 6% – латиноамериканцами. Причем новообращенные намного чаще посещают религиозные службы. Они составляют около 30% постоянных прихожан в мечетях. При этом лишь треть "урожденных" мусульман регулярно посещают мечеть.

Автор опубликованной в 2003 году книги "Жизнь исламского сообщества в США и Канаде" Мохамед Нимер приводит несколько иные данные. По его оценкам, "новые мусульмане" составляют примерно пятую часть от исламского населения США и Канады. В общей сложности примерно 14% североамериканских мусульман – чернокожие, принявшие ислам, еще 5% из них являются представителями иных расовых и этнических групп, в которые входят европейцы, латиноамериканцы и представители некоторых других регионов мира.

В мае прошлого года специалисты вашингтонского Pew Research Center провели обстоятельные социологические исследования. Ими было опрошено около 100 тыс. представителей различных религий США. Более двух третей американских мусульман (72%) заявили, что религия играет исключительно важную роль в их жизни. Лишь 28% мусульман ответили социологам, что в первую очередь считают себя американцами и только потом – адептами ислама. Схожие ответы дали и 28% белых евангелических христиан, и чернокожие протестанты (33%). Они также считают себя в первую очередь гражданами США, а уж потом христианами.

Половина американских мусульман считает, что Коран содержит слова Аллаха, совершенно точно и корректно сформулированные. Такого же мнения придерживаются 66% евангелистов и 68% черных протестантов относительно истин, изложенных в Библии. Однако подавляющее большинство американских верующих, принадлежащих к другим религиям, не столь трепетно относятся к священным текстам.

Несмотря на то что белые евангелисты и мусульмане очень похожи друг на друга в своем отношении к религии, они часто придерживаются совершенно различных политических взглядов. В этом смысле мусульмане больше напоминают традиционных протестантов и даже секулярных американцев. Республиканскую партию, которая традиционно опирается на белых евангелистов, поддерживает примерно одна десятая часть мусульман, населяющих Америку. Примерно 60% американских мусульман симпатизируют демократам.

38% американских мусульман в политическом плане относят себя к "умеренному" крылу. Среди католиков эту категорию политических пристрастий избрало 46% приверженцев этой Церкви. Среди протестантов, как и среди атеистов или не заявляющих о своей принадлежности к определенной религии американцев, таких 40%. Только 3% мусульман, 4% католиков и 7% протестантов объявили о том, что они придерживаются "очень консервативных" взглядов в политике.

Как показали опросы социологов, значительно разнятся и взгляды мусульманской части американского общества, и остальной части населения страны на роль государства. 70% мусульман заявили о том, что они предпочли бы иметь значительно более масштабную и дорогостоящую государственную машину, которая могла бы предоставить своим гражданам большее количество благ и услуг, а не находиться под управлением малочисленного и "дешевого" административного аппарата, предлагающего населению опираться преимущественно на собственные силы и самостоятельно решать все свои проблемы. А вот подавляющее большинство жителей США имеют на это диаметрально противоположные взгляды. Они считают, что расходы на государственный аппарат и его численность должны быть минимальны и каждый американец должен сам отвечать за себя и своих близких, а не полагаться целиком только на "дядю Сэма".

Более жесткие позиции, чем другие жители Америки, заокеанские мусульмане занимают и в вопросах морали. 60% мусульман считают, что государство должно активно бороться с гомосексуализмом, проституцией, порнографией и абортами. В этом мусульман готова поддержать лишь пятая часть населения Соединенных Штатов.

Лина Маякова
Источник: "НГ-Религии "


 Тематики 
  1. Ислам   (204)
  2. США   (973)