Фундаменталисты всегда придавали первостепенное значение пропагандистской работе, сознавая, что успех деятельности исламистских группировок во многом зависит от преданности своему делу входящих в них людей. Только подвергшийся интенсивной идеологической обработке боевик способен стать фидаем, без колебаний жертвующим собой при совершении террористического акта, либо рассматривать как богоугодное дело убийство ни в чём неповинных мирных жителей, женщин, детей. Только эффективная пропаганда может обеспечить приток в исламистские организации «свежей крови», породить симпатии к экстремистам у общественности мусульманских стран, побудить сочувствующих «правому делу» на добровольные финансовые взносы.
Широко распространённым методом идеологической работы являются пятничные проповеди в мечетях, на которых присутствуют обычно все жители данного прихода. О важности для фундаменталистов такой формы пропаганды, свидетельствует, в частности, то, что имамы составляли 50% руководства алжирского Исламского фронта спасения.(1) Пропагандистская обработка верующих через имамов-хатыбов достаточно широко практикуется Движением исламского сопротивления (ХАМАС), под контролем которого в одном только Наблусе вплоть до последнего времени находилось 6 мечетей. Наряду с официальными фундаменталисты используют в своих целях негосударственные мечети, число которых, например, в Египте достигает нескольких тысяч.(2) Сети тайных, подконтрольных экстремистам мечетей существуют не только в мусульманских странах, но и в Европе.
Воинствующие проповедники активно внедряются в общественные организации. Одним из результатов их деятельности стало установление в 1992 г. египетской Ассоциацией Братьев-мусульман контроля над влиятельным профсоюзом адвокатов, объединяющим 140 тыс. человек.(3) В декабре 2005 г. в баварском городе Ной-Ульм был закрыт мусульманский Мультикультурный центр, сотрудники которого занимались пропагандой терроризма.
Свидетельством эффективности идеологической работы, ведущейся проповедниками, стало признание исламских боевиков в ходе судебного процесса, что на организацию взрыва бомбы в здании Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в феврале 1993 г. их вдохновили призывы египетского шейха О. Абд ар-Рахмана.(4)
Пропаганда религиозно-возрожденческого характера ведётся и через происламистки настроенных преподавателей высших учебных заведений и школ. Только в Египте в 80-х – 90-х гг. фундаменталистких воззрений придерживалось несколько тысяч учителей.(5)
Исламисты широко используют возможности, предоставляемые средствами массовой информации, прежде всего телевидением. Их рупором нередко становится катарский канал «Ал-Джазира», через который распространяются, в частности, призывы руководителя «Аль-Каиды» У. бен Ладена. В прошлом ему предоставляли трибуну и другие телестанции, в т. ч. американские. В частности, 28 марта 1998 г. интервью с У. Бен Ладеном транслировалось по «Эй-Би-Си».(6) В ряде случаев лидеры экстремистских группировок получали возможность излагать свои взгляды со страниц ведущих периодических изданий. Например, тот же У. бен Ладен дал в 1996 г. интервью журналу «Тайм», а журналом «Шпигель» было опубликовано интервью с одним из лидеров египетской «Аль-Гамаа аль-исламийя» А. Х. аль-Масри.(7)
В последнее время фундаменталисты стали широко прибегать в пропагандистских целях к Интернету. Если в 1998 г. во Всемирной сети насчитывалось 12 сайтов, созданных воинствующими исламистскими организациями, то в настоящее время существует более 4,8 тыс. таких сайтов.(8) Хотя число пользователей Интернетом в мусульманских странах не столь уж велико, ведущаяся через него идеологическая работа позволяет воздействовать на умонастроения политической и экономической элиты, интеллигенции, чиновников, студентов.
Религиозно-возрожденческая пропаганда осуществляется по трём основным направлениям: её объектами являются члены исламистских организаций, население мусульманских стран и европейцы.
При идеологической обработке боевиков упор делается на внедрение в их сознание идеи самопожертвования. При этом весьма сильным аргументом для верующих становятся ссылки на зафиксированное в Коране обещание бога сразу же, не дожидаясь судного дня, ввести в рай тех, кто будет убит, сражаясь на пути господнем.(9) Жертва, акцентируют духовные наставники, приносится во имя того, чтобы разрушить окружающий нечестивый, погрязший в грехе и мерзости мир и вместо него построить мир иной, живущий по законам Аллаха и потому лучший и справедливый. Вступая в борьбу за это, боевик спасает не только свою душу, но и свой народ, поскольку, как явствует из Корана, терпение бога не безгранично и он не раз уничтожал нации, не выполнявшие его предписания.(10) Одновременно культивируется ощущение принадлежности к братству, призванному изменить ход истории, братству, стремящемуся к достижению богоугодной, а, следовательно, законной и благородной цели. Наряду с этим прививается представление о необходимости беспрекословного подчинения возглавляющему группу эмиру. Результатом становится появление «зазомбированного» боевика, готового без колебаний взорвать себя в толпе людей, сесть за руль начинённого взрывчаткой грузовика или катера, хладнокровно расстрелять иностранных туристов, захватить больницу или взять в заложники школьников. Число членов фундаменталистских организаций, подвергшихся такой целенаправленной пропагандистской обработке, довольно значительно. Так, только в лагерях «Аль-Каиды» прошли подготовку, в т. ч. и идеологическую, до 20 тыс. придерживающихся радикальных взглядов мусульман.(11)
Пропагандистская работа среди населения исламских стран, а также мусульманских общин в Европе преследует двоякую цель – вербовки новых боевиков и завоевания симпатий возможно более широких слоёв населения.
Вербовка осуществляется, как правило, в несколько этапов. Молодых людей вовлекают в кажущиеся безобидными кружки чтения Корана, изучения основ ислама либо совершенствования арабского языка, где к ним присматриваются. Затем представляющихся перспективными кандидатов вводят в группу единомышленников, встречающихся уже не в мечетях или медресе, а на частных квартирах либо в закрытых клубах. На заключительной стадии потенциальные террористы подвергаются интенсивной идеологической обработке, у них воспитывается чувство принадлежности к небольшой группе избранных лиц, объединённых общей идеей и являющихся товарищами по борьбе.(12) В последнее время вербовка стала проводиться также через Интернет, размещённые в котором материалы не только прививают пользователям религиозно-возрожденческие взгляды, но и содержат разнообразную практическую информацию, в частности о том, каким образом можно попасть в Ирак, чтобы принять участие в джихаде, как изготовить взрывное устройство и осуществить теракт, и т. п.(13)
Что касается населения мусульманских стран, то в его сознание фундаменталистами внедряются «правильные представления» об исламе и соответствующих им формах политической и социально-экономической организации общества. Значительное место в ведущейся ими пропаганде отводится критике находящихся у власти в исламских государствах «вероотступнических режимов», политики Израиля, Соединённых Штатов, других западных держав. Мусульманским радикалам удалось завоевать авторитет среди различных слоёв общества – у маргиналов и обездоленных, но также у части мелкой буржуазии, интеллигенции, студенчества, безработных выпускников вузов. Вместе с тем численность симпатизирующих экстремистам не столь уж велика. В Египте, например, число сочувствующих группировке «Аль-Гамаа аль-исламийя» оценивается в несколько десятков тысяч человек.(14) В целом, в мусульманском мире приверженцы идеологии религиозного возрожденчества составляют меньшинство, но это – меньшинство, политически весьма активное. В то же время организованные «Аль-Каидой» 11 сентября 2001 г. террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне были с одобрением встречены достаточно широкими слоями населения исламских государств. Объяснялось это, однако, не симпатиями к идеям фундаменталистов, а удовлетворением, порождённым тем, что У. бен Ладену удалось нанести «удар в сердце» угнетающим и унижающим мусульман Соединённым Штатам.
Определённые успехи достигнуты фундаменталистами в идеологической обработке мусульманских общин в Европе. По оценке итальянского исследователя Л. Видино, в ряде западноевропейских стран радикальный ислам уже превратился в форму молодёжной субкультуры.(15)
В пропагандистской работе на западном направлении большое внимание уделяется привлечению на сторону фундаменталистов принявших ислам неофитов, число которых постоянно возрастает – в одной лишь Германии в ислам перешло за последние годы 18 тыс. немцев.(16) Новообращённые мусульмане представляют особую ценность для террористических организаций в связи с тем, что, будучи европейцами, они не выделяются из основной массы населения и в силу этого не привлекают внимания правоохранительных органов.
Важное значение придаётся исламистами контрпропаганде. Обычным приёмом является при этом обвинение тех, кто критикует мусульманских экстремистов, в исламофобии.(17) Контрпропаганда ведётся, впрочем, не только словом, но и делом. Об этом свидетельствуют, в частности, убийство в ноябре 2005 г. марокканским интегристом выступившего с нападками на мусульманскую религию подданного Нидерландов Т. Ван Гога, угрозы расправы с профессором философии Р. Редекером, опубликовавшем в газете «Фигаро» статью, в которой он охарактеризовал ислам как «религию насилия», а пророка Мухаммеда назвал «военным вождём».(18)
Ещё одной целью фундаменталистской пропаганды является создание в стане противника атмосферы страха и неуверенности. Так, в своём интервью «Эй-Би-Си» 28 марта 1998 г. У. бен Ладен обещал, что «наша будущая победа заставит американцев забыть ужасы Вьетнама и Бейрута», а после терактов 11 сентября в заявлении, распространённом «Аль-Джазирой», поклялся, что и далее не позволит США чувствовать себя в безопасности.(19)
В целом, таким образом, исламистами разработана продуманная и достаточно успешно применяющаяся методика пропагандистской работы. Поскольку при этом речь идёт о внедрении в сознание людей определённых идеологических установок, покончить с фундаменталистской пропагандой с помощью одних лишь репрессивных мер невозможно. Религиозно-возрожденческой идеологии должна быть противопоставлена иная идеология. На такую роль мог бы, как представляется, прежде всего претендовать умеренный ислам реформаторской направленности. Не менее, кроме того, важно обеспечивать эффективную пропагандистскую поддержку политики светских режимов, находящихся у власти в Египте, Сирии, Алжире, Тунисе, других арабских странах.
А. Б. Подцероб
Статья полностью: "Институт Ближнего Востока "
1) http://www.rd.dgu.ru/terrorg3.html.
2) А. М.. Васильев. Египет и египтяне. М.,1980, стр. 336.
3) Там же, стр. 319.
4) Там же, стр.331.
5) Там же, стр. 336.
6) Realites, 13-19.12.2001, p.21.
7) bidem; А. М.. Васильев. Египет и египтяне, стр. 327.
8) Э. В Павлуцкая. Магрибинский терроризм: внешние и внутренние аспекты. – Ближний Восток и современность, вып. 34. М., 2008, стр. 182.
9) Коран, сура 47, аяты 4-6.
10) Там же, 7, 59-102; 11, 25-95; 17, 15-17; 21, 11-15.
11) Э. В Павлуцкая. Магрибинский терроризм: внешние и внутренние аспекты. – Ближний Восток и современность, вып. 34, стр. 164.
12) См.: Д. А. Нечитайло. Западная Европа и радикальный исламизм. – Институт Ближнего Востока. – http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/30-07-08b.htm.
13) См,: http://www.iimes.ru/rus/2007/07-01-07.html.
14) А. М.. Васильев. Египет и египтяне, стр. 329.
15) Д. А. Нечитайло. Западная Европа и радикальный исламизм…
16) Эксперт Online, 23.04.2008. – http://www.expert.ru/news/2008/04/23/aresty/.
17) См.: Middle East Times, 24.10.2007.
18) http://wikipedia.un.mythe.over-blog.com/article-5203972.html.
19) Realites, 13-19.12.2001, p.21.